Денис Миролюбов Денис Миролюбов США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
13 ноября 2016, 19:25 • В мире

Болгария и Молдавия выбирают пророссийских президентов

Выборы в Болгарии и Молдавии подтверждают важный общеевропейский тренд

Болгария и Молдавия выбирают пророссийских президентов
@ Marko Djurica/Reuters

Tекст: Ирина Алкснис

Президентские выборы в Болгарии и Молдавии характеризуются едва ли не сверхъестественным сходством – фаворитом гонки является представитель оппозиции с пророссийскими лозунгами, обходящий представительницу правящей проевропейской партии. Это не выглядит случайностью. Обе страны следуют в русле общезападных тенденций, которые обещают только расширяться.

К утру 14 ноября станут известны предварительные результаты президентских выборов в Молдавии и Болгарии, где в воскресенье проходят решающие вторые туры.

Избрание пророссийского евроскептика на пост главы государства может стать серьезным испытанием для обеих стран

Особый интерес происходящее представляет потому, что в обоих случаях фаворитами гонки являются кандидаты, которых наблюдатели называют пророссийскими.

В Молдавии это лидер социалистов Игорь Додон, основными пунктами программы которого является восстановление стратегического партнерства с Россией, возвращение молдавской продукции на российский рынок и нормализация сотрудничества в энергетике. В первом туре он получил 47,98% голосов избирателей, в то время как его соперница, представительница проевропейской правой коалиции Майя Санду набрала 38,71%. Это стало некоторой неожиданностью, поскольку опросы обещали Додону более 50% голосов и, как следствие, победу сразу в первом туре.

В Болгарии пророссийским кандидатом считается генерал Румен Радев, выступающий за снятие санкций с нашей страны и возвращение болгарской продукции на российский рынок. В первом туре он обошел свою конкурентку, представительницу правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) Цецку Цачеву, набрав 26,45% против ее 21,38%. Согласно соцопросам, перед вторым туром Радев опережал Цачеву на 10%.

Выборы в обеих странах проходят спокойно и без серьезных нарушений. В Молдавии явка на 18.00 составила почти 50%, что выше, нежели в первом туре, когда всего пришло к избирательным урнам 49% избирателей. В Болгарии же с этого года голосование на выборах президента, вице-президента и мэров является обязательным.

В обеих республиках парламентская форма правления, так что роль президента в государственно-политической системе не столь велика. Но избрание пророссийского евроскептика на пост главы государства может стать серьезным испытанием для обеих стран.

Премьер-министр Молдавии Андриан Канду выразил надежду, что будущий президент страны будет сотрудничать с правительством в реализации проевропейских реформ. Что касается болгарского премьер-министра Бойко Бойкова, то он оказался куда категоричнее и заявил, что в случае поражения их кандидата ГЕРБ уйдет от управления страной.

Особой проблемой может стать принятие результатов выборов проигравшей стороной. Тем более что акции протеста по результатам выборов, переходящие в беспорядки, становятся все более распространенным явлением и прямо в данный момент проходят в США, казалось бы, образце стабильной политической системы и глубоких традиций парламентской демократии.

Игорь Додон, выразив полную уверенность в своей победе, призвал оппонентов признать итоги выборов и не устраивать акций протестов. Учитывая резкую реакцию болгарского премьера, нельзя исключить, что в случае победы Радева ситуация в стране не будет развиваться гладко.

Как бы то ни было, близкие выборные сценарии в двух странах не выглядят совпадением. И Болгария, и Молдавия прошли за последние два десятилетия с различиями и национальной спецификой, но схожий проевропейский путь с отдалением от России. В итоге существенная часть их обществ оказалась разочарована достигнутыми на данный момент результатами.

Молдавия стала объектом откровенной румынизации и экспансионистской политики Румынии. Однако соцопросы показывают, что в случае проведения референдума по вопросу объединения двух стран почти две трети опрошенных высказались бы против этого союза. За тринадцать лет (с 2003 по 2016 год) симпатии по отношению к идее вступления в Евросоюз среди жителей Молдавии упали почти в два раза – с 70 до 41 процента.

Болгария, со своей стороны, за последние годы прославилась рядом резких антироссийских шагов своего руководства, за что сама болезненно и поплатилась, будь то закрытие проекта газопровода «Южный поток» или необходимость выплаты многомиллионной компенсации России за прекращение проекта со строительством АЭС «Белене».

Нынешние выборы и соцопросы показывают, что общество в обеих странах расколото на приблизительно равные части относительно видения дальнейшего пути страны. Европессимизм среди населения нарастает, при этом исполнительную власть в обеих странах прочно держат представители проевропейских сил.

В то же время выборы в Болгарии и Молдавии, вне зависимости от итоговых результатов, являются свидетельством того, что эти страны находятся в общем для всего Запада тренде развития ситуации.

Недовольство глобалистскими тенденциями и доминированием наднациональной бюрократии, стремление к возвращению суверенитета и ориентации на национальные интересы, требования к власти услышать запросы и потребности общества – все эти элементы были важнейшими частями самых громких кампаний последнего времени, от Brexit до шокирующей победы Дональда Трампа. Болгария и Молдавия не стали исключением.

2017 год принесет еще ряд важнейших выборов, в частности в Германии и во Франции. Вряд ли есть причины предполагать, что общие тенденции их обойдут стороной.

Болгария и Молдавия вместе с остальной Европой и США вступают в темные воды переходного периода.