Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
13 ноября 2016, 19:25 • В мире

Болгария и Молдавия выбирают пророссийских президентов

Выборы в Болгарии и Молдавии подтверждают важный общеевропейский тренд

Болгария и Молдавия выбирают пророссийских президентов
@ Marko Djurica/Reuters

Tекст: Ирина Алкснис

Президентские выборы в Болгарии и Молдавии характеризуются едва ли не сверхъестественным сходством – фаворитом гонки является представитель оппозиции с пророссийскими лозунгами, обходящий представительницу правящей проевропейской партии. Это не выглядит случайностью. Обе страны следуют в русле общезападных тенденций, которые обещают только расширяться.

К утру 14 ноября станут известны предварительные результаты президентских выборов в Молдавии и Болгарии, где в воскресенье проходят решающие вторые туры.

Избрание пророссийского евроскептика на пост главы государства может стать серьезным испытанием для обеих стран

Особый интерес происходящее представляет потому, что в обоих случаях фаворитами гонки являются кандидаты, которых наблюдатели называют пророссийскими.

В Молдавии это лидер социалистов Игорь Додон, основными пунктами программы которого является восстановление стратегического партнерства с Россией, возвращение молдавской продукции на российский рынок и нормализация сотрудничества в энергетике. В первом туре он получил 47,98% голосов избирателей, в то время как его соперница, представительница проевропейской правой коалиции Майя Санду набрала 38,71%. Это стало некоторой неожиданностью, поскольку опросы обещали Додону более 50% голосов и, как следствие, победу сразу в первом туре.

В Болгарии пророссийским кандидатом считается генерал Румен Радев, выступающий за снятие санкций с нашей страны и возвращение болгарской продукции на российский рынок. В первом туре он обошел свою конкурентку, представительницу правящей партии «Граждане за европейское развитие Болгарии» (ГЕРБ) Цецку Цачеву, набрав 26,45% против ее 21,38%. Согласно соцопросам, перед вторым туром Радев опережал Цачеву на 10%.

Выборы в обеих странах проходят спокойно и без серьезных нарушений. В Молдавии явка на 18.00 составила почти 50%, что выше, нежели в первом туре, когда всего пришло к избирательным урнам 49% избирателей. В Болгарии же с этого года голосование на выборах президента, вице-президента и мэров является обязательным.

В обеих республиках парламентская форма правления, так что роль президента в государственно-политической системе не столь велика. Но избрание пророссийского евроскептика на пост главы государства может стать серьезным испытанием для обеих стран.

Премьер-министр Молдавии Андриан Канду выразил надежду, что будущий президент страны будет сотрудничать с правительством в реализации проевропейских реформ. Что касается болгарского премьер-министра Бойко Бойкова, то он оказался куда категоричнее и заявил, что в случае поражения их кандидата ГЕРБ уйдет от управления страной.

Особой проблемой может стать принятие результатов выборов проигравшей стороной. Тем более что акции протеста по результатам выборов, переходящие в беспорядки, становятся все более распространенным явлением и прямо в данный момент проходят в США, казалось бы, образце стабильной политической системы и глубоких традиций парламентской демократии.

Игорь Додон, выразив полную уверенность в своей победе, призвал оппонентов признать итоги выборов и не устраивать акций протестов. Учитывая резкую реакцию болгарского премьера, нельзя исключить, что в случае победы Радева ситуация в стране не будет развиваться гладко.

Как бы то ни было, близкие выборные сценарии в двух странах не выглядят совпадением. И Болгария, и Молдавия прошли за последние два десятилетия с различиями и национальной спецификой, но схожий проевропейский путь с отдалением от России. В итоге существенная часть их обществ оказалась разочарована достигнутыми на данный момент результатами.

Молдавия стала объектом откровенной румынизации и экспансионистской политики Румынии. Однако соцопросы показывают, что в случае проведения референдума по вопросу объединения двух стран почти две трети опрошенных высказались бы против этого союза. За тринадцать лет (с 2003 по 2016 год) симпатии по отношению к идее вступления в Евросоюз среди жителей Молдавии упали почти в два раза – с 70 до 41 процента.

Болгария, со своей стороны, за последние годы прославилась рядом резких антироссийских шагов своего руководства, за что сама болезненно и поплатилась, будь то закрытие проекта газопровода «Южный поток» или необходимость выплаты многомиллионной компенсации России за прекращение проекта со строительством АЭС «Белене».

Нынешние выборы и соцопросы показывают, что общество в обеих странах расколото на приблизительно равные части относительно видения дальнейшего пути страны. Европессимизм среди населения нарастает, при этом исполнительную власть в обеих странах прочно держат представители проевропейских сил.

В то же время выборы в Болгарии и Молдавии, вне зависимости от итоговых результатов, являются свидетельством того, что эти страны находятся в общем для всего Запада тренде развития ситуации.

Недовольство глобалистскими тенденциями и доминированием наднациональной бюрократии, стремление к возвращению суверенитета и ориентации на национальные интересы, требования к власти услышать запросы и потребности общества – все эти элементы были важнейшими частями самых громких кампаний последнего времени, от Brexit до шокирующей победы Дональда Трампа. Болгария и Молдавия не стали исключением.

2017 год принесет еще ряд важнейших выборов, в частности в Германии и во Франции. Вряд ли есть причины предполагать, что общие тенденции их обойдут стороной.

Болгария и Молдавия вместе с остальной Европой и США вступают в темные воды переходного периода.

..............