Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
5 комментариев«Цветные революции» по методам ЦРУ терпят крах в черной Африке
Почему "цветные революции" по методам ЦРУ терпят крах в черной Африке
Попытка военного переворота в Бурунди почти под копирку повторяет сценарии неудачных свержений правителей африканских государств, инспирированные ЦРУ и различными НКО. Это хорошо знакомые нам сценарии «цветных революций», механически перенесенные из Восточной Европы на африканскую почву. Но – безуспешно. Одна из причин этого: США повторяют сейчас те же ошибки, что допустил СССР.
Это только на первый взгляд кажется, что Вашингтон планомерно расшатывает ситуацию в африканских странах, следуя четкому плану, который прописан на бумаге с отдельными пунктами, датами исполнения и фамилиями ответственных лиц в ЦРУ. Даже в самые бурные для американской внешней политики годы холодной войны политика США в Африке представляла собой набор хаотичных ответных действий на куда более активную политику со стороны Советского Союза и Китая. Куда болезненнее ЦРУ воспринимало происходившее в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, не уделяя особого внимания всему, что творилось южнее Сахары. Надо сказать, что и советские структуры тоже не сразу дотянулись до этого региона. Даже после массового обретения африканскими государствами суверенитета в «Год Африки» (в 1960 году независимость получили сразу 17 государств) СССР с подозрением наблюдал за «процессом деколонизации». Апофеозом была отправка советского круизного лайнера с журналистами (включая Аджубея) для «ознакомления с обстановкой», а заодно и для проведения, как бы мы сейчас сказали, «мастер-класса» для местных. Результатом стала книга очерков – сейчас букинистическая редкость, а тогда едва ли не единственный политически ориентированный текст о процессе деколонизации.
В СССР на этот «перегиб» закрывали глаза, как и на засилье псевдохристианских сектантских культов, где на иконах Христа изображали черным, а дьявола и бесов – белыми и с рогами
Москва и Пекин перехватили инициативу просто потому, что в черной Африке им не нужно было выращивать себе союзников. Подавляющее большинство антиколониальных движений, естественным путем пришедших к власти в африканских государствах, были в той или иной форме марксистскими. Разница между ними заключалась только в степени образованности конкретных персонажей и национальных особенностях их освободительного движения. Проблему составляла только идеология «африканизма», кое-где превращавшаяся в черный расизм, но в СССР на этот «перегиб» закрывали глаза, как и на засилье псевдохристианских сектантских культов, где на иконах Христа изображали черным, а дьявола и бесов – белыми и с рогами.
Кроме того, в Москве убежденно пытались игнорировать этнические различия (сейчас эту ошибку повторяют как раз США), не обращали внимания даже на кардинальную разницу, например, между Западной и Южной Африкой, между бантуязычными народами и их беспокойными соседями. Сказывалось и полное отсутствие специалистов по континенту, даже в академической среде трудно было найти профессионала, знакомого с особенностями местной жизни, с этническими проблемами, с языками. Столь знаменитое учреждение, как Институт стран Азии и Африки, занимался собственно Африкой по остаточному принципу. Некоторые регионы для российских специалистов до сих пор – темный лес, а обучение местным языкам практически не ведется. Уже в более позднее время (70-е и 80-е) африканские студенты, принадлежавшие к редким этносам, сами становились предметом изучения, а не обучения. Парня из племени манинка могли буквально допрашивать лингвисты и этнологи, выуживая из него песни, предания и сказки. Это сейчас манинка – один из самых быстрорастущих литературных языков в Западной Африке. А тогда о нем только впервые услышали и в муках придумывали письменность. Единственным африканским языком, по которому существовали реальные методики преподавания, был суахили.
Говорить в такой обстановке о целенаправленной пропагандистской работе вовсе не приходилось. Но общность политических взглядов (со всеми поправками на местную специфику) сближала, и во всемогущем отделе ЦК КПСС по связям с коммунистическими партиями и рабочими движениями зарубежных стран великий и ужасный мастер международных интриг Борис Пономарев принимал решение о дружбе с тем или иным африканским лидером, как только тот внятно произносил слова «социализм», «Маркс», «Ленин» или, на худой конец, что-нибудь вроде «США – макаки». Так Советский Союз с песнями и плясками перетянул в свой лагерь чуть ли не подавляющее большинство новых государств черной Африки, несмотря на все концепции, которые изобретали бывшие европейские метрополии.
Метрополии сопротивлялись по-разному. Быстрее сдались демократически устроенные Франция и Англия, дольше всех билась авторитарная Португалия, что и определило степень влияния СССР и Китая в Африке по регионам. Более всех в военной и финансовой поддержке нуждались народно-освободительные движения португальских колоний – Мозамбика и Анголы. В результате именно в этих странах влияние Советского Союза было наиболее сильным. Большинство же псевдосоциалистических режимов, на которые изначально опиралась Москва, со временем все больше дрейфовали в сторону экономик смешанного типа и к «африканизму». Это стало большим разочарованием для Москвы и привело к тому, что именно финансовая и военная подпитка стала считаться единственным инструментом удержания в своей орбите разрозненных партизанских или национально-освободительных групп. Так к рукам была прибрана вечно беспокойная Эфиопия.
- Военные поспешили заявить о свержении президента Бурунди
- В Конго арестовали дипломата из США, чтобы предотвратить "цветную" революцию
- Массовые убийства «понаехавших» начались в ЮАР
- Военное сотрудничество между РФ и ЮАР пытаются прервать с помощью шпионского скандала
- В Африке побеждает очередная "цветная революция"
- Россия возвращается в Африку за своими деньгами
- Народное ополчение уничтожило 200 террористов в Нигерии
- Америка пытается удержать Африку, а Россия – туда вернуться
США спохватились только тогда, когда большая часть Африки для них была потеряна. Правда, значительное влияние на свои бывшие колонии сохраняла Великобритания через институт Содружества, причем даже в странах, где шла кровопролитная освободительная война (например, в Кении, где британцы почти десять лет гонялись за мау-мау, пока не смирились с неизбежным). Но у англичан было несомненное преимущество: они были в некоторой степени «местными». Они сохраняли личные связи, собственность, понимали этническую ситуацию и – пусть своеобразно – могли поддерживать свое влияние в некоторых бывших колониях, куда не дотянулась рука африканского социализма и национализма. В той же Кении Лондону удалось сохранить власть одного племени – кикуйю – и таким образом благополучно контролировать всю страну. А вот в Южной Родезии британцы столкнулись с крупными партизанскими армиями, подпитанными советскими деньгами и оружием, и эта комбинация не прошла. В отличие, кстати, от Северной Родезии, благополучно превратившейся в Замбию с вполне себе лояльным к бывшей метрополии режимом.
США такой опоры в Африке не имели – и не имеют до сих пор. Оказавшись перед лицом тотального провала и «сдачи» чуть ли не целого континента в руки коммунистов, ЦРУ занялось тем, что оно умело тогда лучше всего – «инвазивной демократией». Классический пример – прямое вмешательство в гражданскую войну в Кабинде, в Конго, убийство Патриса Лумумбы, странная история со сбитым самолетом генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда. В большинстве случаев террористические методы ЦРУ в Африке не сработали, и установить контроль хотя бы над одной страной США так и не удалось. Это локальное поражение ЦРУ в холодной войне довольно долго вносило беспокойство в американские души.
Радикальных выводов из этого в Лэнгли не сделали, а довершила кризис смена идеологических установок в самих США. Отказ ЦРУ от силовых операций совпал с постепенным торжеством толерантности, в результате действия управления попали в ту же ловушку ложного интернационализма, в которой в своей время бултыхались КГБ и ГРУ. В США напрочь перестали различать национальные особенности внутри африканских стран и противоречия между ними, как и противоречия между этническими группами и их религиозные особенности. Все это было сдобрено противоречивым отношением к Южной Африке – к режиму апартеида и к белому правительству Родезии. Международная либеральная общественность фактически вынудила и США, и Великобританию к сдаче на произвол судьбы белых правительств ЮАР и Родезии, а пока они сопротивлялись – убивала их санкциями. В результате США сами выключили себя из борьбы за эти страны, а заодно – практически за весь южноафриканский регион.
Еще одной фундаментальной ошибкой ЦРУ был геноцид тутси в Руанде. Вернее, полное непонимание вопроса, которое проявили западные спецслужбы, проспав очевидный межэтнический конфликт, которому только в письменной истории больше ста лет. Но и из этого не было сделано никаких выводов – сегодняшняя ситуация в Бурунди имеет мало общего с «борьбой за демократию». Это все то же столкновение хуту и тутси, только в других условиях. А сколько раз какой президент куда собирался переизбираться – в условиях расовой ненависти совсем не важно. Ну, изберут сейчас в Бурунди другого представителя хуту – тутси от этого легче не станет. Даже если в очередной раз переделать конституцию. Как показал опыт соседних стран, от резни не спасает даже закрепление квот в парламентах за национальными меньшинствами.
Бывший президент ЮАР Табу Мбеки публично отрицал само существование СПИДа. А затем принялся клеймить белых, которые, с его точки зрения, и придумали все болезни
В дальнейшем политику США больше определяла идеология, нежели прагматические интересы. СССР же, разочаровавшись в пустой фразеологии лидеров «африканского социализма», все-таки нашел в себе силы вернуться к прагматической политике, пусть и построенной на дармовых Калашниковых. США не могут сделать того же до сих пор, рассматривая Африку как некое продолжение идеологической схемы, во главе которой стоит истовая вера в то, что общемировые либеральные ценности в одинаковой степени и в любой момент времени могут быть насильственно привнесены в любую страну и в любой народ – и все будут счастливы.
Методология, используемая для этих целей, ничем не отличается от той, что применяется в Восточной Европе. Используя специализированные НПО, ЦРУ создает в одной или нескольких странах Африки костяк из молодежи, прошедшей специальные тренинги. Некто в посольстве придумывает, как привязать эту группу бесноватых к местным реалиям, например, через звучные лозунги. После этого запускается уже знакомый нам «майданный механизм» с поправкой на местные реалии, то есть с еще большим количеством шума, пыли и крика. Предполагается, что поведение любого африканского общества в такой обстановке под давлением искусственных НПО будет точно таким же, как в Сербии, Грузии и на Украине.
Но – не работает. Усилия ЦРУ сфокусировались на Буркина-Фасо, которую предполагалось превратить в опорный пункт. Именно там проводятся сейчас тренинги для групп молодежи из Конго, Камеруна, Анголы, Руанды, Уганды, ЦАР, Нигерии, Нигера, Мали, Ганы, Гвинеи. Оттуда их направляют в страны-«мишени», причем эти группы не обязательно состоят из представителей местных племен. Именно поэтому не удался майдан в Конго, организовывать его приехали представители молодежных НПО из Буркина-Фасо, этнически никак не связанные с конголезскими народами. Руководил неудавшимся майданом сотрудник посольства США в Киншасе, с которым местные силы безопасности просто не стали церемониться и арестовали.
В качестве повода для подобных «цветных революций» с упорством маньяка используются парламентские или президентские выборы. Так была предпринята попытка смести в Зимбабве в 2013 году Роберта Мугабе, навязав ему в качестве премьер-министра Моргана Цвангираи от оппозиции. Но Мугабе все равно выиграл выборы просто потому, что опирается на основную этническую группу страны – шона, а своих политических (на самом деле – племенных) противников из народности матабеле загнал чуть ли не в резервацию, пройдясь в свое время по Матабелелэнду огнем и мечом.
Похожая история случилась в Кении в том же 2013 году, когда итоги президентских выборов были оспорены «в уличном порядке» по киевскому сценарию. Но ситуация снова вышла из-под контроля, поскольку из «борьбы за демократические ценности» митинговая стихия в очередной раз переросла в межплеменную распрю, в которой привыкшие к власти кикуйю опять победили малочисленные прибрежные и высокогорные народы. Только вот погромы и резню пришлось унимать уже с активным участием и посредничеством европейцев.
С точки зрения ЦРУ никаких противоречий межплеменного или межрасового характера при проведении выборов существовать просто не может, поскольку это не предусмотрено доминирующей в США идеологией. Только реальность отказывается подчиняться: создать идеальное либеральное общество через бесчисленное количество переворотов, гражданских войн, погромов и просто вспышек ненависти и насилия ни в одной африканской стране так и не удалось. Некоторое время на центральноафриканской почве вполне себе приживались идеологии маоизма и других форм «крайней левизны». В других регионах побеждали иные крайности насилия – «африканизм» и религиозные культы разной степени деструктивности. Но никогда – навязанный из США либерализм. Даже попытки ряда африканских режимов в новых условиях играть «и нашим, и вашим» (например, в Анголе) приводили лишь к раздуванию экономической конкуренции между заинтересованными странами.
Также провалились попытки заставить европейцев сконцентрироваться на гуманитарных проблемах африканского континента, исходя, опять же, из либерального представления о том, в чем эти проблемы заключаются. Борьба с бедностью одно время велась силами МВФ, с чем были категорически не согласны лидеры некоторых африканских стран. Они не хотели брать на себя какие-либо обязательства и, приезжая на всякого рода конференции, начинали просто требовать от бывших колонизаторов денег «просто так». Европейская поза «вечно извиняющихся» привела к новому всплеску африканского национализма, только густо замешанному уже не на антиколониализме, а именно на неприятии всего европейского. Если в годы освобождения Африки такая позиция была все-таки уделом отдельных лидеров (в основном, во франкофонных странах), то сейчас «антиевропеизм» с оттенком религиозности – общая тема для большей части черной Африки, кроме очень немногих стран, удобно устроившихся на системе взаимоотношений с бывшей метрополией.
По тому же сценарию провалилась и попытка «всех вылечить» силами европейских, американских и канадских фармацевтических компаний. Бывший президент ЮАР Табу Мбеки, во время борьбы с апартеидом руководивший «Копьем нации» – выращенным в СССР военным крылом африканского национального конгресса, публично отрицал само существование СПИДа как явления. А затем принялся клеймить белых, которые, с его точки зрения, и придумали все болезни, насланные на африканские народы. Лечиться же, по его мнению, надо не таблетками, а традиционными методами шаманов, которые недоступны белым мудрецам (в этом его активно поддержала министр здравоохранения, отрицавшая даже контрацепцию). Кстати, буквально на днях нынешний президент ЮАР Джейкоб Зума, выступая в научной аудитории в Кейптауне, заявил, что огромный вред африканским народам нанесло христианство, которое принесли всё те же белые люди. А значит, надо вернуться к истокам африканской цивилизации – к древним традициям и верованиям.
Никакая «цветная революция» в таких условиях невозможна. ЦРУ просто бьется головой о собственные идеологические схемы, отказываясь посмотреть в лицо фактам. Они не готовят специалистов по Африке, у них не хватает ресурсов на реальное обеспечение своего присутствия (как человеческого, так и физического). Но самое главное – они искренне полагают, что все еще находятся где-то в центре Тбилиси или Киева, даже когда видят в окно пальмы, жирафов и Килиманджаро.