Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевМятеж в Йемене привел к бегству президента страны
Еще один законный правитель одной из стран Ближнего Востока вынужден сбежать за границу. Временная столица и один из ключевых городов Йемена Аден захвачен мятежниками, президентскую резиденцию грабит толпа, а за голову президента назначена награда. Страны региона, в том числе Саудовская Аравия, готовят решение о немедленном военном вмешательстве в ситуацию.
Мятежники из движения «Ансар Аллах» (иначе называемые хуситами – в честь основателя движения Хусейна Аль-Хуси) успешно продвигаются на юг Йемена. Повстанцы захватили восточные районы главного южного города Адена, ставшего в начале марта временной столицей Йемена по указанию президента. Сам президент, который укрывался там после того, как сбежал из своего оккупированного дворца в Сане, бежал из страны вместе с ближайшими союзниками. Судя по всему, повстанцы, практически не встречающие на своем пути сопротивления, не намерены останавливаться и планируют взять южные провинции под свой контроль.
Сто тысяч долларов за президента
В политических кругах Саудовской Аравии есть желание отомстить за тот страх, который они испытывали от Йемена – страх, что революционная волна оттуда перекинется на само королевство
В среду хуситы вошли в один из ключевых городов страны – Аден. Это стало возможным после того, как часть йеменской армии перешла на их сторону. Перед этим повстанцы взяли под контроль несколько стратегически важных районов, где дислоцировались части йеменской армии, оставившие после себя много оружия.
Хуситы хотели захватить президента Абн Раббо Мансура Хади, но его к моменту вторжения в Адене уже не было. Однако кое-кто все же попал в руки повстанцев: они арестовали брата Хади Насера Абд Раббо ат-Тахири, который командовал 4-м военным округом и руководил обороной города. Также задержан и министр обороны Махмуд ас-Субейхи. За поимку самого президента хуситы обещают внушительную сумму – 20 млн риалов, что примерно равно 100 тысячам долларов.
Однако вряд ли кто-то получит эти деньги. По имеющимся данным, Хади оставался в одном из районов Адена до вечера 25 марта, откуда вел переговоры с военными, поддержавшими хуситов, с целью обеспечить себе безопасный выезд из страны. Потом, по сообщению Associated Press, он покинул Йемен на судне, отбывшем из городского порта. Предполагается, что президент мог уехать вместе с одной из дипломатических делегаций из стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.
Город Аден стал следующим после Таиза – третьего по величине йеменского города, на днях перешедшего под контроль повстанцев-шиитов. Таиз был стратегически важным пунктом, так как представляет собой «ворота в Аден», где находится международный аэропорт, военная база, а также крупнейший торговый морской порт. Все эти объекты теперь контролируются хуситами. Как передает Reuters со ссылкой на очевидцев, местные жители уже начали грабить покинутую после обстрела президентскую резиденцию.
Мятежники, с одной стороны, обещают за голову президента Хади сто тысяч долларов. С другой, как уверяют эксперты, готовы и дальше терпеть его на своем посту (фото: Stringer/Reuters) |
Армия на стороне мятежников
Обстановка в Йемене была напряженной в течение всего периода правления Абн Раббо Мансура Хади. Но переворот, как писали арабские источники, стал возможен именно в результате поддержки вооруженных сил страны, часть из которых находится под влиянием бывшего президента Али Абдаллы Салеха, возглавляющего сейчас шиитских повстанцев. Власть в Йемене в принципе контролировалась именно военными, а президент был договорной фигурой, которая до недавнего времени устраивала военное командование.
Когда обстановка в стране накалилась, Хади пытался устранить от командования людей, отказавшихся его поддерживать. Так, после того как хуситы объявили о захвате ими власти, он отправил в отставку командира сил специального назначения Абд аль-Хафиза ас-Сакафа, подразделения которого контролировали аэропорт в Адене. Но командир отказался подчиняться приказу Хади, заявив, что выполняет только распоряжения президентского совета, сформированного хуситами. Сейчас аэропорт в Адене контролируют хуситы.
Арабы готовятся к войне?
Тем временем Саудовская Аравия стягивает к границе с Йеменом тяжелую военную технику. Об этом 25 марта сообщил Reuters со ссылкой на военных чиновников США, которые заметили пограничную активность. Они также добавляют, что саудиты могут готовиться нанести удар по повстанцам с воздуха. Отметим, что страны имеют границу длиной 1800 километров, которая сравнительно плохо охраняется. К тому же именно в этой пограничной зоне, населенной преимущественно шиитами (Саудовская Аравия – суннитская страна – прим. ВЗГЛЯД), находятся самые богатые нефтяные месторождения королевства.
Иран, поддержкой которого пользуются хуситы, пока не предпринимает открытых действий для поддержки повстанцев. При этом, по данным Euronews, вооружение из этой страны уже поступало: в воскресенье в порт Ас-Салиф прибыл корабль, на котором находилось около 180 тонн военной техники.
Вопрос военного вмешательства будет обсужден на специальном саммите Лиги арабских государств в четверг, сообщает канал Al Arabiya. Встреча будет предварительной, главная же пройдет в египетском Шарм-эль-Шейхе в субботу, 28 марта.
- Президент Йемена бежал из своего убежища в городе Аден
- Шиитские мятежники захватили авиабазу в Йемене
- Саудовская Аравия решила подвести тяжелую артиллерию к границе с Йеменом
- В ООН не исключили «иракско-ливийско-сирийского сценария» в Йемене
- СБ ООН проведет экстренную встречу по Йемену
Ранее за помощью к арабским союзникам обращался глава МИД Йемена Рияд Ясин. «Необходим общеарабский подход для координации и выработки решения о немедленном военном вмешательстве», – говорил он. И ЛАГ ответил на эту просьбу. «На нас – арабах – лежит ответственность за Йемен и его народ», – заявил в преддверии встречи глав МИД арабских стран представитель Лиги Ахмед бен Хелли.
Хуситы спасут Йемен от развала?
Теоретически для Саудовской Аравии не представляет проблем вторгнуться на территорию Йемена, отмечает в беседе с газетой ВЗГЛЯД востоковед Саид Гафуров. «Они это уже делали в 1962 году, когда была война в Северном Йемене. И там саудовцы потерпели поражение, о котором не забыли. Йемен сейчас не менее силен, особенно с учетом хуситов и зейдитского течения, которое активно сопротивляется действующей власти. Поэтому с военной стороны они вряд ли рискнут пойти на вторжение, – считает Гафуров. – Хотя в политических кругах Саудовской Аравии есть желание отомстить за тот страх, который они испытывали от Йемена, особенного от Южного – страх, что революционная волна оттуда перекинется на само королевство», – также отмечает он.
Хуситы имеют поддержку Ирана не столько потому, что они шииты, а Иран – шиитский центр региона, отмечает Гафуров. «На самом деле это разумная, взвешенная и серьезная политическая сила, которая в этой ситуации, вероятно, лучший из возможных вариантов для Йемена, меньшее из зол. Они занимают умеренную позицию и по отношению к предыдущей власти, и к людям, которые не разделяют их взглядов», – поясняет эксперт.
Отношение к хуситам-шиитам, которые практически не встречают на своем пути сопротивления, в этом плане очень показательно, отмечает Гафуров: «Они заняли Южный Йемен практически без боя, а ведь по религиозным взглядам он другой (юг страны населен преимущественно суннитами – прим. ВЗГЛЯД). Тут дело еще и в том, что против центральных властей выступали еще и независимые южные йеменцы. Так что вхождение туда хуситов было встречено с ликованием».
Также в Южном Йемене всегда доминировали антиисламистские отношения, а хуситы заявляют, что их цель – борьба с «Аль-Каидой* на аравийском полуострове», что делает их союзниками для простого населения, особенно на юге страны, где и базируются террористы. «И существует взаимопонимание между материалистами южной части страны и сторонниками той исламской модели, которую поддерживают хуситы. Это модель, построенная на здравом смысле, что характерно для шиитского ислама и традиционного суннитского», – добавляет эксперт.
В этой ситуации захват власти хуситами и их взаимодействие с суннитской частью населения – показательная и объективно хорошая вещь, которая может предотвратить кровопролитие в стране, считает Гафуров. «Это умеренные люди. Они понимают, что представляют меньшинство населения, при этом они готовы договариваться с большинством. Опыт показывает, что в крайней ситуации религиозное меньшинство, которое побеждает в военном отношении, дает гарантии для всех. Думаю, ЛАГ это тоже поймет, и эта точка зрения будет доминировать в вопросе торга с хуситами», – полагает собеседник.
Мятежники не представляют для действующей власти опасности, уверен Гафуров, и они вполне способны решить конфликт дипломатическим путем. «Как только Хади признает их военную победу, они будут с ним договариваться. Не исключаю, что они предложат ему такой вариант: мы меняем конституцию, а ты досиживай свой президентский срок, и потом будем переизбирать. Это вероятный путь событий, если на Хади не надавят и не заставят начать войну против хуситов», – отмечает эксперт.
Без внешней поддержки Хади и его люди ничего не смогут сделать, чтобы вытеснить хуситов с захваченных ими территорий. «У Хади нет сил внутри страны. Он политик, а ситуацию решают военные. Он лишь компромиссный вариант, который, в принципе, устраивал военных, потому он и был избран. Да и сам мятеж был направлен не против него, а скорее, против правительства. Хади в целом устраивает хуситов», – считает Гафуров.
Цель хуситов сейчас – не допустить гражданской войны, которая произошла бы непременно при той переходной конституции, которая существовала при Хади, полагает эксперт. И добавляет: к сожалению, война и так, скорее всего, произойдет. «Южный Йемен будет требовать независимости, и именно хуситы сейчас могут договориться, чтобы этого не произошло. Если придут саудовцы, то это отделение неминуемо», – констатирует он.
Не стоит недооценивать значение Адена как стратегически важной точки, напоминает Гафуров: «Это порт мировой торговли. Именно здесь встают на якорь корабли, которые идут через Суэцкий канал на стороне Индийского океана. Не в Суэце – потому что там дорого и плохо, а в Адене. Так что это важно для всего мира. Это крупнейший транзитный центр».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ