Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПредстоящие выборы могут стать последними для Нетаньяху
Накануне внеочередных парламентских выборов в Израиле партия «Ликуд», возглавляемая премьером Биньямином Нетаньяху, сперва уверенно лидировала, но сейчас, по опросам, уступила оппонентам из «Сионистского лагеря». Эксперты не исключают, что в случае поражения Нетаньяху уйдет из политики. При этом вне зависимости от результатов голосования Израиль не присоединится к антироссийским санкциям Запада.
Во вторник в Израиле пройдут досрочные парламентские выборы. В борьбу за 120 депутатских мест в кнессете вступили 25 партий – это вызвано тем, что избирательный барьер сравнительно низок, 3,25%. Однако реальная борьба развернулась между правоцентристской партией «Ликуд», которую возглавляет действующий премьер Нетаньяху, и оппозиционным левоцентристским блоком «Сионистский лагерь». Судя по соцопросам, «Лагерь» опережает «Ликуд».
Израиль никогда не будет инициировать присоединение к санкциям. Мы не заинтересованы в том, чтобы отношения с Россией испортились
Голосование определит, останется ли лидер правых Нетаньяху во главе кабинета на третий подряд и четвертый в карьере срок. Или же уступит кресло левым, которых возглавляет Ицхак Герцог – сын шестого президента Израиля Хаима Герцога, внук первого главного ашкеназийского раввина страны Ицхака Ха-Леви Герцога и племянник одного из самых известных министров иностранных дел Аббы Эбана.
У претендента серьезный армейский опыт, что немаловажно для израильского политика: Герцог служил в элитном подразделении армейской радиоэлектронной разведки 8200. Впоследствии он сделал юридическую карьеру, был секретарем правительства, руководил национальным управлением по борьбе с наркотиками и четырьмя разными министерствами.
«Россия всегда меня очаровывала»
Возможный будущий премьер-министр Израиля Ицхак Герцог, по всей видимости, в том числе рассчитывает и на голоса «русской улицы». В понедельник он заявил, что настроен на укрепление отношений с Россией. «Россия вызывает у меня уважение, – цитирует оппозиционного политика РИА «Новости». – Я бывал там неоднократно, и Россия всегда меня очаровывала заново. Возможно, это связано с русскими корнями со стороны семьи моей жены и моей собственной семьи».
«Я очень хотел бы укрепить отношения с Россией, улучшить их настолько, чтобы я смог вести открытый диалог, в том числе даже, возможно, высказывать свои сомнения касательно тех или иных политических шагов. Но, конечно же, такие отношения, которые будут отвечать интересам обоих народов», – добавил лидер блока «Сионистский лагерь».
Отметим, что, общаясь с журналистами, Герцог не стал отвечать на вопрос об отношении к событиям на Украине и вокруг нее, объяснив, что не имеет всей информации. «Конечно же, этот конфликт не может не беспокоить, в него вовлечены многие мирные жители. Я смогу вплотную этим вопросом заняться, когда приступлю к работе и буду обладать всеми фактами», – сказал он.
Нетаньяху критикуют за ссору с США
Другой лидер «Сионистского лагеря», Ципи Ливни, получившая известность на посту главы МИД Израиля, в совсем недавнем прошлом возглавляла минюст в правительстве Нетаньяху. Cобственно, причиной «досрочности» стал сравнительно недавний конфликт в кабинете министров.
В декабре прошлого года премьер Нетаньяху отправил в отставку министра юстиции Ливни и министра финансов Яира Лапида за отказ поддержать законопроект «О национальном характере государства Израиль» (закон лишал арабский язык госстатуса). Тогда же было объявлено о досрочных выборах.
- Речь премьера Израиля в Конгрессе США вызвала скандал
- В Иерусалиме вспыхнули беспорядки после теракта в синагоге
- Администрация Обамы оскорбила премьера Израиля
- Премьер Израиля провел для Ирана красную черту
- Нетаньяху съездил в Россию к Медведеву за советом
Нетаньяху ссылался на то, что возглавляемой им правоцентристской партии «Ликуд» не хватает парламентских мандатов для проведения эффективной политики. Таким образом, правительство не проработало и двух лет.
Сейчас Герцог и Ливни критикуют премьера в том числе за охлаждение отношений с США – ключевым союзником Израиля. Также Герцог обещал в случае победы на выборах возобновить переговоры с палестинцами и частично заморозить строительство новых поселений на Западном берегу.
«Не продержатся ни миллисекунды»
По итогам последних предвыборных опросов партия Нетаньяху отстает от «Сионистского лагеря», которому социологи прогнозируют до 25 мандатов. «Ликуд» может рассчитывать лишь на 20–21 мандат.
Еще в конце прошлого года опросы сулили «Ликуду» однозначную победу. Ситуация изменилась, когда Герцог и Ливни решили создать единый блок. По мнению наблюдателей, демонстрируемое лидерами единство и общая цель – не дать Нетаньяху возможность вновь возглавить правительство – отразились на быстром росте рейтинга «Сионистского лагеря».
Действующий премьер в последнее время дал несколько развернутых интервью. Он убеждает избирателей в том, что оппозиция, получив власть, «ни миллисекунды» не продержится под давлением из-за океана и будет послушно следовать в фарватере американской политики. В «Ликуде» утверждают, что за предвыборной кампанией «Сионистского лагеря» стоят мощные финансовые вливания из-за рубежа.
В чем состоит главная интрига
Израильский политолог Арик Эльман отмечает, что, в отличие от предыдущих выборов, когда победа правых сил была практически гарантирована, на этот раз все иначе и у левоцентристов есть шансы на победу «впервые за достаточно долгий срок».
«В этом и состоит главная интрига, поэтому все так напрягаются и борьба идет буквально за каждый голос. Все против всех», – сказал Эльман газете ВЗГЛЯД, добавив, что именно в последние дни для правых появилась реальная опасность потерять власть, поэтому «Ликуд» и ее политический союзник – партия «Наш дом Израиль» (НДИ) – активно работают над привлечением избирателей через СМИ, телефонные звонки, наглядную агитацию и поездки по стране.
При этом он не исключает, что явка, несмотря на опасения социологов, все равно может оказаться высокой. Доказательством этому может служить то, что на двух недавних массовых демонстрациях левых и правых в Тель-Авиве собрались тысячи людей. Более того, традиционные собрания на площадях сейчас частично подменяются общением в социальных сетях. «Понятно, что, когда выборы проходят с такой частотой – раз в два года – это не вызывает энтузиазма у населения», – констатирует эксперт.
Арабский фактор
Еще одной важной особенностью выборов наблюдатели считают то, что на третьем месте – с 13 мандатами – может оказаться «Объединенный арабский список», политическая партия израильских арабов. Однако Эльман подчеркивает, что внутри этой партии существуют противоречия и все не так просто.
#{interviewpolit}«Это тактический союз, брак по расчету, призванный помочь всем трем арабским фракциям, существовавшим в нынешнем кнессете, преодолеть повышенный электоральный барьер, – полагает эксперт. – Устав кнессета не мешает им достичь полюбовного соглашения о разводе и разойтись на свои сепаратные квартиры, как это было во всех предыдущих кнессетах». Тем не менее если они сохранят единую фракцию, то смогут более активно влиять на деятельность парламента, считает Эльман.
«У евреев это вызывает, с одной стороны, опасения, потому что ориентация всех, кто входит в «Объединенный арабский список», резко пропалестинская и антиизраильская, – отмечает собеседник. – С другой стороны, объединившись, они попадут под давление своего избирателя, который заинтересован не столько в поддержке палестинцев, сколько в решении проблем своего сектора».
Уход тяжеловесов
Если выборы обернутся для Нетаньяху поражением и он не сможет возглавить правительство, то, по мнению Эльмана, вполне естественно предположить, что скорее всего он уйдет из политики. Во время избирательной кампании о завершении карьеры объявили министры внутренней безопасности Ицхак Ааронович, туризма Узи Ландау, сельского хозяйства Яир Шамир – политические тяжеловесы из «коренных» израильтян.
Добавим, что, как пишет израильская пресса, президент страны Реувен Ривлин не намерен навязывать правительство национального единства ни Нетаньяху, ни Герцогу. Глава государства намерен возложить ответственность за формирование кабинета министров на того кандидата, у которого будут самые высокие шансы сформировать функционирующую коалицию, а не на того, чья партия наберет большинство голосов. Сам Герцог не исключал коалицию с «Ликудом», в результате чего и может появиться правительство национального единства.
«Наш дом Израиль» могут «уплотнить»
Один из главных союзников Нетаньяху, глава МИД Израиля Авигдор Либерман видит свое будущее в новом правительстве и уходить с политической сцены не намерен. Он уверен, что его партия «Наш дом Израиль» получит на выборах «двузначное» число мандатов и сможет подкрепить притязания политика на портфель министра обороны.
Однако социологи прогнозируют самой «русской» партии в Израиле от четырех до шести мандатов против нынешних 13. Для прохождения в кнессет партия должна получить не менее четырех мест. «Я думаю, что это все чепуха. Действительно, была попытка мощного наезда на нас, попытка нас уничтожить, но я думаю, что в среду мы уже получим результаты. Мы рассчитываем на двузначную цифру того, что мы получим в результате выборов», – сказал Либерман РИА «Новости», добавив, что сегодня все опросы в Израиле «во многом ангажированы» и делаются «по заказу».
В начале предвыборной кампании десятки функционеров НДИ, включая генсека партии Фаину Киршенбаум, оказались под следствием по подозрению в коррупции. Либерман настаивает на невиновности своих соратников и называет дело попыткой навредить ему в преддверии выборов.
Либерман не говорит, кого именно из политиков он намерен рекомендовать в премьер-министры. По закону, в течение недели после публикации результатов выборов президент Израиля проводит консультации с лидерами партий, преодолевших электоральный барьер. По их итогам он дает поручение сформировать правительство тому из депутатов, кто, на взгляд главы государства, имеет предпочтительные шансы заручиться поддержкой парламентского большинства.
На предыдущие выборы НДИ шла единым списком с «Ликудом», а Либерман занимал в нем второе место после Нетаньяху.
Либерман сказал, что НДИ остается в правом лагере, но делать выбор будет, ориентируясь не на конкретные персоналии, а на программу действий будущего правительства. Также Либерман назвал хорошие отношения с Россией предметом национального консенсуса и выразил уверенность в том, что они не ухудшатся вне зависимости от результатов выборов.
«Кто бы ни пришел к власти, я не вижу никаких возможностей для перемены нашего курса по отношению ко всем странам СНГ, и прежде всего – России», – сказал Либерман, добавив, что отношения с США прочные и стабильные.
«Израиль не будет инициировать присоединение к санкциям»
Пресс-секретарь партии «Наш дом Израиль» Владимир Бейдер считает, что даже в случае победы на выборах левоцентристов Израиль не присоединится по требованию США к санкциям против России. «Израиль никогда не будет инициировать присоединение к санкциям. Либерман уже говорил, что мы не заинтересованы в том, чтобы отношения с Россией испортились. Мы не хотим этого. По оценке Либермана, любое израильское правительство будет заинтересовано в сохранении нормальных отношений с Россией», – сказал Бейдер газете ВЗГЛЯД.
Что касается социологических прогнозов, которые не гарантируют НДИ прохождения в парламент, Бейдер признался, что за последние двадцать лет не помнит, чтобы избирательная кампания проходила так грязно. «Эти опросы, которые якобы свидетельствуют о том, что партия не может пройти электоральный барьер, – они не соответствуют действительности. Опросы – это часть предвыборной пропаганды. Мы поймали некоторые СМИ на том, что они просто получают одну цифру, а ставят другую. Это часть пропаганды», – утверждает он.
При этом Бейдер не согласен, что подобные подтасовки цифр свидетельствуют о деградации израильской демократии. По его словам, речь идет о том, что СМИ находятся в «очень нехорошем положении, теряют тиражи, доходы от рекламы» и «слишком зависят от коммерческих интересов».