Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
26 февраля 2015, 08:16 • В мире

Прибалтика усиливает военные приготовления и пропаганду

Прибалтика усиливает военные приготовления и пропаганду
@ Valda Kalnina/EPA/ТАСС

Tекст: Евгений Крутиков

Три прибалтийских страны все больше верят в ими же придуманную «угрозу с Востока». Этой верой вслед за ними заражаются и их «старшие товарищи» с Запада, проводя демонстративные военные парады вблизи российской границы. Чем объясняется резкое усиление милитаристской риторики и военных приготовлений со стороны Латвии, Литвы и Эстонии?

2-я бронекавалерийская дивизия США поучаствовала в среду в микропараде на День независимости Эстонии (имеется в виду первая независимость, 1918 года рождения). Парад действительно привлек к себе внимание немногочисленных зрителей на городской площади Нарвы. Американские «кавалеристы» были разбавлены и их союзниками: в параде участвовали и латыши с литовцами, и – понемногу – англичане, французы, испанцы и даже шведы, в НАТО не входящие.

На фоне унылой архитектуры пятиэтажной Нарвы это выглядело забавно, получился праздник для детей, которые лазали по танкам и фотографировались с британскими гвардейцами. В глаза бросилось и то, что эта демонстрация проводилась буквально в полукилометре от российской границы в целиком русскоязычном городе. И если в Таллине хотели, чтобы в Москве это заметили, то им это удалось.

Решение же Госсовета Литвы по обороне о восстановлении призывной армии немедленно вызвало в стране ожесточенную дискуссию, даже не дойдя до парламента. Призывная система была отменена в Литве в 2008 году, и это посчитали апофеозом реформы армии. Сейчас же возврат «конскрипта» вызвал стойкую ассоциацию с Советским Союзом и наложился на не менее стойкое непонимание литовской молодежи по поводу того, с кем, собственно говоря, собралось воевать правительство Грибаускайте. Если с Россией, что вроде как очевидно, то этого никто не хочет.#{ussr}

Прибалтийский интернет запестрел комментариями наподобие «нужна русским наша Литва, как собаке пятая нога», «ну призовут нас, они нас просто шапками закидают». Не говоря уже о том, что мобилизационные планы могут натолкнуться на физическую невозможность набрать искомые 3,5 тысячи человек в год в связи с катастрофической иммиграцией литовской молодежи. А угроза призыва на 9 месяцев – пока именно такой срок фигурирует в принятом решении – дополнительно вызовет желание уехать. На этом фоне, конечно, выделяются и ура-патриотические тональности про «защиту Отчизны» и язвительные комментарии старшего поколения, отслужившего в Советской армии, про «школу жизни». Но общий гражданский настрой в адрес проекта Грибаускайте определяется литовским словом debilizmas.

Представителям литовской армии пришлось оправдываться. Профессор Военной академии им. Йонаса Жямайтиса генерал Валдас Ракутис заявил, что в 2008 году воинская повинность была не отменена, а «приостановлена, а если ситуация ухудшится, то ее вернут. Вот ситуация ухудшилась, и, как было сказано, она (воинская повинность) возвращается».

При этом последние несколько дней в окрестностях Каунаса и Йонавы литовская бригада «Железный Волк» проводит учения по противодействию так называемой гибридной войне, что вызвало переполох у местных жителей. В обстановке пропагандистской войны появление на оживленных трассах бронемашин и людей в камуфляжной форме способно вызвать, аккуратно выражаясь, недоумение. Причем эти учения не были никак привязаны к общим планам НАТО.

В Латвии сезонное «укрепление обороноспособности» началось раньше и почти закончилось, но и оно успело включить в себя визиты «на постоянной основе» натовских военных контингентов. Правда, во всех трех прибалтийских государствах, видимо, отдают себе отчет в том, что натовские «укрепления» ничтожны и никакую обороноспособность не способны укрепить, включая собственную.

Представление о некоем едином, консолидированном мнении прибалтийских стран о событиях на Украине и об отношениях с Россией не совсем верно и основано на остатках советской ментальности, в которой никто и не собирался замечать культурные различия между эстонцами, латышами и литовцами. Сейчас же эти различия проявляются во всей красе, несмотря на попытки прибалтов координировать политику.

#{weapon}На самом деле, нет никакой координации. Первые лица Эстонии и Латвии предпочли, например, не ездить в Киев на «праздничные мероприятия» по поводу годовщины Майдана. Зато Даля Грибаускайте давно и прочно возглавляет основную колонну поддержки режима Порошенко и всего антироссийского в целом. Это, кстати, стало вызывать уже неприкрытое раздражение в самой Литве, где усилились разговоры о том, что «президентша тянет нас в войну с Россией». Грибаускайте символизирует собой именно крайне эмоциональный подход, помноженный на исторические обиды.

Крайняя историчность сознания и восприятия реальности вообще свойственна прибалтийскому сообществу. Просто Грибаускайте начала воспринимать сложившуюся в регионе обстановку как геополитический шанс для того, чтобы вернуть Литве утерянные лет шестьсот назад позиции. Это не понравилось соседней Польше, у которой амбиции примерно схожи, и в Варшаве уже договорились до «государства Междуморья» (имеются в виду границы «старой» Речи Посполитой – от Балтики до Черного моря). Другое дело, что Грибаускайте, видимо, в силу своих личных качеств оказалась куда более настойчивой в своих стратегических заблуждениях. И ее оголтелый антироссийский настрой – скорее платформа, на которой она собиралась строить новую «гегемонию» Литвы в регионе. А для такой тяжеловесной конструкции нужен и образ врага, и поиск союзников, которые могли бы постоять за спиной, когда этот враг наконец разозлится.

Историческое сознание Латвии и Эстонии заметно проще литовского. В нем по понятным причинам отсутствуют великодержавные амбиции, но зато прочно сохранен, а в последнее время и искусственно пестуется «комплекс страха» перед Россией. Пребывание в составе СССР совершенно ничему не научило ни прибалтийское сознание, ни, увы, российское. Восприятие друг друга настолько одномерно, что даже самые дикие мифы легко укладываются в эту плоскость. Другое дело, в России в большинстве своем просто никому дела нет до происходящего в эстонском и латвийском обществах. А для Риги и Таллина новости из России всегда первостатейны. Представления о «русской угрозе» абсолютно реальны, это не пропагандистский миф. Они с этим живут и в это верят. Их постоянные панические обращения к коллегам по НАТО с общей интонацией «русские идут, спасите!» действительно отображают общественные настроения.

Рига и Таллин умело спекулируют на этих общественных настроениях, которые демонстрируются Западу в гипертрофированном виде. Латвийское и эстонское правительства распространяют всякого рода «справки» и «сценарии» о грядущем нападении России, требуют увеличения военного бюджета, перевооружения своих армий и расквартировки на своей территории иностранных войск. И это не столько «военная хитрость» с целью вырвать еще немного денег из бюджета НАТО, сколько стремление привлечь к себе внимание, напомнить о своем существовании. В этом абсолютно детском желании кроется и желание показать, что они не хуже какой-нибудь Дании с ее более чем тысячелетним королевством и важнее Албании, роль которой в НАТО скорее опереточная.

Наличие значительного русскоязычного населения тоже превратилось в жупел, одно полено в «костер амбиций». Русскоязычное население очень давно не представляет из себя какой-либо угрозы ни эстонской, ни латвийской государственности или идентичности. Многие местные русскоязычные давно уже интегрировались в изначально чужеродное общество. Не говоря уже о новых двух поколениях, которые не воспринимают Россию как Родину, хотя все еще связаны с ней культурно. Постоянные нападки на русский язык, историю и культуру, которые в последнее время превратились в идеологическую агрессию, – это какая-то странная фантомная попытка отомстить непонятно за что. Самоидентификация нации на ненависти к России, к сожалению, совершенно не видна с Запада.

Там вообще мало понимают, что происходит в прибалтийских странах. Совокупный европейско-американский взгляд на три республики страдает той же болезнью, что и российский. Во-первых, в Европе и США их просто не слишком различают и очень удивляются, когда слышат из Вильнюса одно, а из Риги – немного, но все-таки другое. Картина мира как была, так и осталась одномерной: это некая одна общность, которую угнетала столетиями Россия, а теперь они освободились и пришли к демократии. Отсюда и незнание юридических реалий жизни неграждан и абсолютное доверие ко всему информационному антироссийскому шлаку, который регулярно производят первые лица в Вильнюсе, Риге и Таллине.

Страны НАТО убеждены в том, что Россия, разобравшись с Украиной, нападет на Прибалтику, и готовы шляпу съесть, отстаивая этот миф. В последние полгода дня не проходит, чтобы в какой-нибудь статье в англосаксонской печати не упоминалась бы эта страшная геополитическая угроза. Из пропагандистского трюка «русская угроза Прибалтике» превратилась в навязчивую идею параноика, который уже давно поверил, что за ним следят, и осталось только принять меры к самообороне. Что и делается – НАТО действительно принялось закачивать в Прибалтику нежизнеспособные воинские контингенты. Реалистичная концепция обороны прибалтийских стран, которая ранее основывалась на попытке оказания лишь достаточного сопротивления до прихода поддержки основных сил НАТО, теперь почти отброшена. И речь идет о чуть ли не превращении Литвы, Латвии и Эстонии в некую то ли крепость, то ли, наоборот, плацдарм, призванный остановить Россию.

Спекуляции прибалтийских государств на своих параноидальных страхах по спирали возгоняют градус противостояния в регионе. В него втянуты уже, например, даже португальцы, которые вообще тут ни при чем, но именно португальские летчики охраняют небо Литвы. И это уже не «солидарность стран НАТО», а манипуляция чуть ли не на уровне бытового шантажа. «Русские на нас нападут и всех увезут в Сибирь. А виновата будет Европа, которая нас снова не защитила». На этом, кстати, частично основана и критика Вильнюсом и Ригой (до Таллина не дошло еще) результатов минских переговоров по прекращению огня. Им все «пакт Молотова–Риббентропа» мерещится.

Как нечто само собой разумеющееся воспринимают на Западе и ссылки на то, что Россия якобы пытается «раскачать» ситуацию в Прибалтике через русскоязычное население. Разбираться в том, что даже в Латвии с его русскоязычным меньшинством, которое по численности и не меньшинство никакое, никто из Москвы не пытался ничего «раскачать», никто не хочет. Москва сознательно дистанцируется от политической самоорганизации русскоязычного населения, чтобы только не давать даже притянутого за уши повода к подобного рода обвинениям. И это при том, что работать в Латвии и Эстонии по дипломатическим или иным каналам несложно, и при некотором желании можно было бы и посодействовать положительным политическим процессам.

Пропаганда и амбиции имеют свойство раскручивать сами себя, и вот уже в Литве возвращают обязательную воинскую службу по призыву, а в Эстонии проводят парад американской бронетехники. Куда заведет Литву, Латвию и Эстонию искусственное привлечение внимания Запада к вымышленной угрозе с Востока?

..............