Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
10 сентября 2014, 23:15 • В мире

Глухая к разуму оборона

«Великая украинская стена» Киеву не поможет

Глухая к разуму оборона
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Гуля Арифмезова, Артур Приймак, Дмитрий Литовкин

«С танковыми позициями, с механизмами защиты от систем залпового огня, современной коммуникацией», – такими словами президент Украины описал планы создать масштабные фортификационные сооружения на границе с Россией и Новороссией. Если этот проект будет реализован, это станет крайне бессмысленной тратой денег для Украины.

Кивая на финнов

Киеву видно, что мы уже состоялись, выиграли. Выиграли, когда не сдались. Окруженные, расстрелянные, без связи, пищи и воды не сдались

«Если без линии Маннергейма не обойтись – значит, нужно возводить и такие фортификации, только еще более мощные, с учетом опыта предшественников», – сказал президент Украины, выступая в среду перед кабинетом министров. По его замыслу, такая «линия» протянется на нынешней «линии непосредственного сопротивления боевикам», а также вдоль всей российской границы.

Порошенко подробно описал будущий фортификационный вал. «Глубокая эшелонированная оборона – с танковыми позициями, с механизмами защиты от систем залпового огня, современной коммуникацией, четким взаимодействием со всеми подразделениями, которые задействованы в антитеррористической операции, специальной зоной, которая позволяет эффективно использовать оружие», – рассказал о своих планах глава украинского государства.Очевидно, для того чтобы его приказ о «линии Маннергейма» не был исполнен слишком буквально, Порошенко оговорился – строить надо «не фортификационные сооружения образца 1941–1945 годов, а то, что сегодня требует современная оборонная наука».

Медийный посыл заявления Порошенко понятен – он проводит прямую параллель с советско-финской войной 1940 года, когда Финляндии, опираясь на заранее созданную и глубоко эшелонированную оборону, удалось оказать серьезное сопротивление Красной армии и остановить советские войска. Термин «линия Маннергейма» по имени командующего финляндской армией (кстати, блестящего генерала армии Российской империи) стал знаменит именно тогда.

Позднее пресс-служба штаба АТО дополнила заявление Порошенко подробностями: «запланировано создать два оборонительных рубежа». Всего силовики собираются обустроить около 1,5 тысяч километров траншей и ходов сообщения, более 8 тысяч окопов для техники, 4 тысячи блиндажей и 60-километровое «невзрываемое ограждение». В сообщении АТО не уточняется, где появится этот 60-километровый участок. Очевидно, имеется в виду нынешняя линия фронта в Донбассе.

«Мы выиграли силой духа»

Политическое значение заявления Порошенко в первую очередь в фактическом признании бессилия украинской армии – по крайней мере, с точки зрения наступательных операций. Если Киев начинает всерьез строить «линию Маннергейма», не жалея на это ресурсов и денег, значит, он надолго отказывается от новых наступательных планов. Это может означать длительное замораживание конфликта по типу отношений Молдавии и Приднестровья. В таком случае нынешняя линия фронта превратится де-факто в границу между Украиной и двумя пока непризнанными республиками.

Как считает спикер парламента Новороссии Олег Царев, план Порошенко построить фортификационный вал вдоль нынешней линии фронта символизирует признание силы ополчения. «Киеву видно, что мы уже состоялись, выиграли. Окруженные, расстрелянные, без связи, пищи и воды – не сдались», – сказал Царев газете ВЗГЛЯД.

Глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко тоже полагает, что украинская армия надолго отказалась от наступательной тактики и теперь будет лишь окапываться.

«Это долгосрочный проект, который является свидетельством того, что у украинского руководства нет никаких сомнений, кто является главной угрозой для страны и от кого надо защищаться», – сказал он газете ВЗГЛЯД. Эксперт признал, что строительство проекта не будет быстрым по финансовым причинам. «Для начала будут укреплять участки границы в зоне конфликта, вокруг Мариуполя уже строят сооружения. Думаю, он будет рассматриваться как проект восстановительного роста, как мультипликатор экономического роста, – надеется Фесенко. – Будут работать строительная, металлургическая промышленность, будут нужны рабочие руки. В конечном счете это будет значительный взнос в копилку ВВП».#{weapon}

Стена бессмысленна

ВВП, конечно, дело хорошее, но все же оборонительные сооружения строят с вполне прикладной, военной точки зрения. Действительно ли гигантский проект, анонсированный Порошенко, сможет помочь Украине в случае, если войска Новороссии перейдут в наступление?

Опыт средневекового Китая показал, что тысячи километров каменной кладки с многочисленными башнями и бойницами не спасли китайское царство от набега монгольских орд Чингисхана. Не стала стена защитой в наше время от войск милитаристской Японии. В итоге стройка, занявшая около полутора тысяч лет, оказалась бессмысленной в военном отношении, но приносящей сегодня большой доход как туристический объект.

Не показателен и пример Израиля. Израильский заградительный барьер с сектором Газа имеет длину в 703 километра, состоит на 90 процентов из забора с 60-метровой полосой отчуждения и на 10 процентов из стены высотой до 8 метров. С одной стороны, согласно статистике терактов с участием смертников против граждан Израиля, с возведением стены взрывы полностью сошли на нет, что дало повод израильским властям заявить о полной победе над палестинскими террористами. Однако, согласно другим данным, разделительный барьер очень легко преодолеть. По статистике еженедельно его преодолевают от 700 до 1000 палестинцев, ищущих в Израиле работу.

Украинская реплика «китайско-израильского чуда» грозит не только разорить Киев, но и стать очередным шедевром бесполезного зодчества. Стена будет препятствовать движению людских масс и транспортных средств с территории России, то есть попросту закроет территорию страны от несанкционированного перемещения местного приграничного населения. Местным придется идти к родственникам не напрямую в соседнее село, а делать многокилометровый крюк до ближайшего пограничного перехода.

Если представить себе исключительно гипотетическую возможность реального массированного удара российской армии по направлению вглубь Украины, то подобные сооружения легко преодолимы современной бронетанковой техникой. Прежде всего, по целям наносятся удары оперативно-тактическими комплексами, фронтовой авиацией и артиллерией. После подавления огневых точек противника инженерные войска прокладывают проходы во рвах и минных полях. Словом, приемы, эффективные в Финляндии семьдесят лет назад, вряд ли помогут Украине в борьбе с мобильной и высокомоторизованной армией XXI века.

А главное, очевидно одно – для начала строительства «стены» Киеву предстоит провести переговоры о демаркации границы с Москвой. Процесс не быстрый. Так что о масштабной стройке к его концу вполне могут и забыть, ограничившись более простыми сооружениями, обозначающими линию разделения двух стран.

..............