Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияУспокоительный десант
Сурков и Нургалиев пытаются примирить элиту Абхазии
Россия скажет свое веское слово в конфликте между абхазскими властями и оппозицией – для этого в республику прилетели высокопоставленные российские эмиссары. По мнению экспертов, элита Абхазии, несмотря на все расколы, может рассчитывать только на Москву, которая, в свою очередь, заинтересована в стабильности в республике.
Помощник президента России по взаимодействию с Абхазией и Южной Осетией Владислав Сурков и замсекретаря Совета безопасности РФ Рашид Нургалиев в пятницу прилетели в охваченную беспорядками Абхазию. Сурков уже встретился с президентом Абхазии и на момент подготовки текста (18.00 понедельника) встречался с абхазской оппозицией.
Ситуация напряжена, но называть происходящее свершившимся государственным переворотом преждевременно
За несколько часов до прилета «кризисных менеджеров» свое мнение о ситуации в республике обнародовал МИД России. «Российская сторона с вниманием и тревогой следит за событиями в дружественной республике, считает важным, чтобы общественно-политические процессы там развивались исключительно в правовом русле», – говорится в заявлении, которое сделал замглавы МИД России Григорий Карасин после разговора с абхазским коллегой Вячеславом Чирикбой. Замминистра иностранных дел России подчеркнул: «Скорейшая стабилизация внутриполитической ситуации в Абхазии отвечает интересам поступательного развития российско-абхазских отношений».
Напомним, ситуация в дружественном России причерноморском государстве резко обострилась после того, как накануне оппозиция потребовала отставки президента и ворвалась в здание президентской администрации. В это время президент Абхазии Александр Анкваб проводил переговоры с представителями оппозиции. У президентской администрации в Сухуме оппозиция собрала очень внушительный по меркам маленькой республики митинг – вышло, по разным данным, от 2 до 10 тыс. человек.
Не допустить непоправимого сценария
Анкваб прервал переговоры, заявив, что не будет принимать никаких решений под давлением, и покинул здание администрации. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, крайне модная в нынешнем политическом сезоне акция – захват правительственного здания – прошла под лозунгом «Мы обвиняем нынешние власти Абхазии в недостаточной интеграции с Россией».
- Кремль пока не обсуждал с Сухумом последние события в Абхазии
- Власти Абхазии выразили готовность к прямым переговорам с оппозицией
- Глава МВД Абхазии назвал действия оппозиции попыткой госпереворота
- Анкваб: Ситуацию в Абхазии еще можно вернуть в законное русло
- Оппозиция Абхазии заявила, что берет власть в стране в свои руки
На деле программа-минимум оппозиции выглядит более конкретно: оппоненты Анкваба требуют отставки президента, кабинета министров, генпрокурора и руководителей восточных районов республики, Ткуарчалского и Гальского – мест компактного проживания грузинского меньшинства. «Главной движущей силой протеста была паспортизация лиц грузинской национальности в гражданство Абхазии. Наши конституционные законы не позволяли этого. А действующий президент в обход всех законов массово раздавал абхазские паспорта людям с других территорий», – заявил Виталий Габния, лидер объединения ветеранов войны за независимость Абхазии.
Далее ситуация начала развиваться непредсказуемо. Мэр Сухума Константин Пилия сообщил, что Анкваб принял решение об отставке кабмина Абхазии. Это сообщение впоследствии было опровергнуто пресс-службой Анкваба.
Рауль Хаджимба – соратник отца-основателя независимой Абхазии Владислава Ардзинбы, бывший вице-президент республики, кандидат в президенты на выборах 2011 года, а ныне один из лидеров оппозиции – объявил, что координационный совет общественных партий и движений Абхазии берет на себя управление республикой.
На следующий день власти явно перехватили инициативу. В среду рано утром Анкваб сделал заявление, в котором опроверг слухи о том, что он покинул страну. «Я никуда не уехал. Я нахожусь в Абхазии, – заявил президент в эфире республиканского телевидения. – С членами Совета безопасности мы обсуждаем разные варианты развития событий. Целью моей и целью действий моих коллег было одно – не допустить развития событий по тому сценарию, который был бы непоправим для нашей страны».
Глава МВД Абхазии Отар Хеция назвал произошедшие во вторник события «попыткой государственного переворота». Генеральная прокуратура и Служба госбезопасности Абхазии, сохранившие верность президенту Анквабу, начали сбор материалов, чтобы оценить действия участников беспорядков в Сухуме на предмет преступных действий.
Секретарь Совета безопасности республики Нугзар Ашуба в среду попытался разрядить накалившуюся обстановку – он сообщил о том, что власти намерены начать переговоры с оппозицией. «Сейчас ничего особенного не происходит, люди советуются. Вчера мы сумели без кровопролития выйти из этой ситуации. Теперь надо все это направлять в конституционное русло. Усилия принимаются со всех сторон, чтобы это все вписать в конституционное русло».
#{ussr}Однако экстренно созванная сессия парламента Абхазии, на которой могло быть выработано компромиссное решение, в пятницу так и не смогла открыться из-за отсутствия кворума. Но, как сообщил Ашуба, парламент Абхазии все же собрался на чрезвычайное заседание и «готовит обращение к народу республики», в то время как власти и оппозиция ожидают прилета Суркова и Нургалиева.
Россия – единственный выбор Абхазии
«Этот визит весьма выгоден для Владислава Суркова, поскольку Абхазия – зона его ответственности перед высшим руководством России. Приезд Суркова и Нургалиева весьма логичен – понятно, что в качестве представителей высшего российского руководства должны были приехать именно они», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов.
Это далеко не первый визит помощника российского президента в республику, отмечает собеседник. «Что касается апелляций к России, звучавших в ходе нынешнего кризиса, то они имели место и до заявленного приезда Суркова, – отмечает Муханов. – Если посмотреть на заявления Рауля Хаджимбы и других представителей оппозиции, то постоянно звучит критика действующей власти за недостаточно активную интеграцию с Россией».
Хаджимба – не только и не столько пророссийский политик, он в первую очередь позиционирует себя как один из главных национальных лидеров Абхазии, отмечает эксперт. «Россия воспринимается им как один из гарантов безопасности и экономической стабильности Абхазии, – отмечает Муханов. – Бесспорно, что, защищая свои позиции в республике, он будет поворачиваться в сторону России, поскольку другого выбора у абхазской политической элиты нет».
Другой вопрос, сможет ли Хаджимба обсудить ситуацию в Абхазии с Сурковым и Нургалиевым с глазу на глаз, или же будет ли создан общий примирительный круглый стол в Сухуме, добавляет Муханов.
«Говорить о государственном перевороте преждевременно»
Оценивая нынешний расклад сил в абхазской политической элите, эксперт отмечает, что, на его взгляд, в окружении президента Анкваба нет единства. «Все ждут заседания парламента и того, какое решение будет принято там», – подчеркивает Муханов. При этом, по мнению эксперта, «ситуация напряжена, но называть происходящее свершившимся государственным переворотом преждевременно».
«Ситуация не вошла в острую фазу, никакого вооруженного противостояния до сих пор нет, – отмечает Муханов. – Новейшая история Абхазии демонстрирует нам то, что подобное противостояние может привести к более тяжелым последствиям, но пока до этого не дошло».
Власть в Абхазии, по крайней мере на текущий момент, не сменилась, подчеркивает Муханов: «Действующим президентом является Анкваб, а его команда остается действующим правительством».
Переговоры с оппозицией пока не привели к результатам, но ведь этот переговорный процесс еще не закончен, отмечает Муханов. «Большинство политиков в Абхазии отлично понимают, что реальная ситуация в республике и по ее границам такова, что рано или поздно придется вспомнить слово «компромисс», – подчеркивает эксперт.
Можно говорить о российском факторе, о факторе других сопредельных государств, но главное – внутриполитический кризис в Абхазии показал, что оппозиция может вывести на улицы большое количество сторонников и продемонстрировать силу, констатирует Муханов.