Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Ирану без шаха лучше, чем с шахом Пехлеви

Мухаммед Реза Пехлеви очень хотел встать в один ряд с великими правителями прошлого – Киром, Дарием и Шапуром. Его сын, Реза Пехлеви, претендует на иранский трон сейчас. Увы, люди в самом Иране воспринимают его внуком самозванца и узурпатора и сыном авантюриста.

9 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов США никогда не нападут на Гренландию

История с Гренландией – предвестник того, как великие державы будут решать арктический вопрос в ближайшие десятилетия.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Нефтяные активы как барометр мира

Никто сейчас не может сказать, когда произойдет серьезная подвижка по украинскому кризису. Нет ни сроков, ни дат. Но зато они есть в кейсе «ЛУКОЙЛа» – 28 февраля.

3 комментария
15 мая 2014, 22:10 • В мире

Подземная ловушка для Эрдогана

Турецкая оппозиция пиарится на массовой гибели шахтеров

Подземная ловушка для Эрдогана
@ Reuters

Tекст: Артур Приймак

В связи с гибелью почти 300 человек на шахте Сома в Турции вспыхнули массовые протесты. По призыву крупнейших профсоюзов сотни тысяч людей вышли на акции протеста в Стамбуле, Анкаре и других городах. Как говорят опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, оппозиция просто использует трагедию как новый повод для попытки «выбить» из политики премьера-исламиста Реджепа Тайипа Эрдогана.

Инициатором протеста стала Конфедерация профсоюзов рабочих-революционеров (КПРР) – одна из самых авторитетных профсоюзных организаций Турции.

Пиариться на гибели людей – это не очень хорошо, но оппозиция этой трагедией активно пользуется

Как сообщают турецкие СМИ, она призвала жителей Анкары надеть черные одежды и пройти маршем к зданию министерства труда. Почти сразу к акции КПРР присоединились профсоюзы медиков, инженеров, архитекторов, госслужащих. Один из профсоюзов турецких госслужащих объявил трагедию в Соме «массовым убийством», в котором «повинны те, кто внедрил политику приватизации, кто подверг риску жизни рабочих, сокращая расходы в погоне за выгодой».

Митингующие вступили в столкновения с полицией. Накануне стражи порядка разогнали митинги в Соме, Стамбуле и Анкаре. В четверг во время манифестаций в Измире, в которых участвовало более 20 тысяч человек, полиция применила слезоточивый газ и водометы. По утверждению властей Измира, митинг был несанкционирован, а демонстранты вели себя крайне агрессивно.

В Стамбуле митингующие пронесли большой баннер с надписью: «Это не случайность, это убийство». В других городах протестующие призывали турецкое правительство к ответу и кричали «Истефа!». Слово «истефа» (отставка) адресовалось прежде всего премьеру Реджепу Тайипу Эрдогану. По мнению экспертов, на манифестации по случаю гибели шахтеров вышли давние оппоненты Эрдогана – сторонники светского государства, либералы. «Трагедия в Соме наложилась на очень сложную политическую и социально-экономическую ситуацию», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД политолог-международник Станислав Тарасов, директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ».

Тарасов напомнил, что 30 марта прошли региональные выборы, где Партия справедливости и развития победила, получив 43,3 процента. Сейчас решается вопрос о выдвижении кандидатуры Эрдогана на предстоящих 10 августа президентских выборах. Естественно, Народно-республиканская партия, Партия национального действия и другие оппоненты Эрдогана подогревают ситуацию, взваливают на Эрдогана все технические огрехи, связанные с шахтой в Соме. В гибели горняков Эрдоган не виноват. Но политика есть политика.

По мнению эксперта, протесты подогревают и военные, которые пострадали в свое время по делам «Эргенекон» и «Кувалда». «Эти военные активно используют данные следствия по делу о коррупции в высших эшелонах власти. Ведь начатое в конце прошлого года дело продолжается. Если б у Эрдогана не было иммунитета, его могли бы привлечь к ответственности», – говорит политолог.

Противостоят Эрдогану не только сторонники светского государства. Не все так однозначно и внутри ПСР. «Идет жесткая борьба между Эрдоганом и нынешним президентом Турции Абдуллой Гюлем. Согласно уставу ПСР, Эрдоган не имеет права три раза подряд возглавлять правительство. Единственный выход для Эрдогана – занять президентский пост. Но в таком случае Абдулла Гюль не может занять пост премьера, на что тот, в теории, согласен. Ведь Гюль не является депутатом парламента. Согласно турецким законам, без депутатского мандата нельзя занимать высшие государственные должности. Шанс для Гюля остаться в политике – опять выдвинуться кандидатом в президенты от ПСР и выиграть выборы», – сказал Тарасов. Как отмечает эксперт, проходящая сейчас в Турции предвыборная кампания – самая грязная в новейшей истории страны.

В стане наиболее ярых врагов Эрдогана оказались его бывшие соратники – сторонники исламского проповедника Фетуллаха Гюлена, уцелевшие в силовых структурах и в судебной системе. «Эрдоган не смог преодолеть в этом плане Конституционный суд Турции. Высшая конституционная инстанция Турции по плану Гюлена пошла наперекор Эрдогану», – говорит Тарасов.

«Растет радикализация протеста»

«Рейтинг Эрдогана в последнее время сильно пошатнулся, – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД тюрколог Владимир Аватков, преподаватель МГИМО. – Это связано с коррупционным скандалом, скрытой борьбой внутри ПСР, которая проявляется в виде периодических негативных выбросов в турецкую прессу, публичными столкновениями Эрдогана с Гюленом, и так далее. У Эрдогана заканчивается премьерский срок. Трагедия на шахте усугубила и без того непростую ситуацию для Эрдогана».

По словам тюрколога, оппозиция открыто пиарится на крови шахтеров. «Сейчас это массовые митинги по поводу гибели шахтеров», – говорит эксперт. По его словам, гибелью шахтеров сейчас пользуются оппозиционные партии.

«Пиариться на гибели людей – это не очень хорошо, но оппозиция этой трагедией активно пользуется. В Турции растет радикализация форм политического протеста. Пример этого радикализма – события на Таксиме. Если раньше оппозиционеры занимались словесными пикировками с Эрдоганом, то начиная с событий на Таксиме, протест приобретает форму массовых акций. Аресты активистов не только не охлаждают пыл протестующих, но и, наоборот, подогревают его», – сказал Аватков.

«Гибель шахтеров забудется»

Как отмечает Аватков, политическая судьба Эрдогана и его ПСР сейчас связана с тем, насколько в партии будет соблюден внутренний консенсус. «ПСР неоднородна, состоит из очень разнородных групп и субъектов. Сначала их объединяла цель убрать военных из управления страной, а как военных убрали, новых общих целей так и не появилось».

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский считает, что на рейтинг Эрдогана трагедия в шахте не повлияет никак. «Местные выборы уже прошли, и на них победила Партия справедливости и развития. До президентских выборов, на которые Эрдоган пойдет со стопроцентной вероятностью, гибель шахтеров давным-давно забудется», – сказал Сатановский в интервью газете ВЗГЛЯД.

«На рейтинг Эрдогана не повлияли по-настоящему безумные прокурорские разоблачения о коррупции в ПСР и в семье Эрдогана, – напомнил президент института. – Не повлиял разгон светской оппозиции на площади Таксим. Не повлияло явно состряпанное дело «Эргенекона». Почему же гибель шахтеров, в которой Эрдоган не виноват, должна повлиять на рейтинг турецкого премьера?»