Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

4 комментария
26 марта 2014, 14:47 • В мире

Слабость «мирового жандарма»

Обама признал, что не может повлиять на позицию России

Слабость «мирового жандарма»
@ Reuters

Tекст: Марина Балтачева

Назвав Россию «региональной державой, угрожающей соседям из слабости», Барак Обама признал, однако, что Москва уже не пойдет на попятную в отношении Крыма. Эксперты видят в противоречивых выпадах Обамы слабость самого президента США и предрекают возникновение нового миропорядка.

Президент США Барак Обама впервые признал, что Россия вряд ли пожертвует контролем над стратегически важной позицией и уйдет из Крыма, сообщила в среду Газета.ру со ссылкой на Associated Press. Обама также добавил, что осуждение со стороны западных стран возымело незначительное влияние на Путина.

Если не знаешь, чем ударить, нельзя разговаривать с позиции силы со странами, которые не настолько слабы, чтобы испугаться примитивного шантажа

В то же время президент подчеркнул, что международное сообщество никогда не признает «захват» Россией полуострова, однако на саммите по ядерной безопасности, который накануне состоялся в Нидерландах, Обама и европейские лидеры пришли к выводу, что военное вмешательство в Крыму маловероятно. Обама подчеркнул, что пока все действия США и Евросоюза должны быть направлены на недопущение «дальнейшего расширения» России за счет украинских территорий.

«Обама наконец-то признает реальность, возвращается в реальное поле, где у Америки нет никаких возможностей, и очевидно, что дипломатические усилия провалились», – сказал газете ВЗГЛЯД американист, соредактор сайта Terra America Борис Межуев. Он отметил, что было бы интересно узнать, как Обама вел или пытался вести диалог с президентом Путиным, «чтобы просто понять, как не следует разговаривать с Россией, если ты не хочешь нарваться на совершенно нежелательную реакцию. Есть подозрение, что если бы со стороны Обамы было меньше угроз и нежелательной откровенности, диалог был бы продуктивнее».

Угрозы и сожаления

С Межуевым согласен и замдиректора Института США и Канады Виктор Кременюк. «Обама понимает, что раз Россия не боится никаких санкций и идет напролом, она не будет отступать», – заявил он газете ВЗГЛЯД.

Кременюк отметил, что, несмотря на напряженность отношений, у России с Западом остаются договоренности по Ирану, по Афганистану – о выводе войск через Россию, а также по Сирии – продолжение переговоров по уничтожению сирийского химического оружия. «Обама не хочет бить все горшки, но хочет сказать, что случилось то-то, нам это не нравится, мы будем реагировать, но при этом не собираемся полностью рвать связи с Россией», – отметил эксперт.

При этом в речи президента США Кременюк отмечает интонацию «сожаления». «Их вдохновляла перспектива диалога с Россией, что с ней можно будет объясняться, и Россия будет посылать сигналы, которые можно будет прочитать, но Обама подчеркивает, что этого не получается», – рассказал собеседник.

Межуев вспомнил угрозу Обамы о том, что Москва дорого заплатит, если введет войска, и так далее. «Но если ты не знаешь, что собираешься делать, то лучше таких слов не говорить, – подчеркнул собеседник. – Судя по истерическому тону, санкции носили характер «хоть что-то сделать»: по кому-то ударить больно, но безвредно для Америки. Но мы видим, что ничего особенного из этого не удалось, но выглядело жалко».

По мнению эксперта, Кремль поступил мудро, не отвечая на санкции. Но о президенте Штатов этого не скажешь: «Если не знаешь, чем ударить, нельзя разговаривать с позиции силы со странами, которые не настолько слабы, чтобы испугаться примитивного шантажа», – подчеркнул Межуев.

Действия Обамы ведут к сужению западного контакта с Россией, потому что «она слишком неконтролируемый участник большой политики, значит (по их логике) по мере возможности ее надо исключить из большой политики. Уже начались попытки исключения из «восьмерки», посетовал, в свою очередь, Кременюк. Кроме того, он опасается, что в рамках санкций произойдет сокращение поставок из России стратегического энергетического сырья в Евросоюз.

Слабость «мирового полицейского»

Межуев в свою очередь привел ряд обратных доводов. «Несмотря на политическое единство Запада, евроатлантической цивилизации, такого же общественного консенсуса нет, и бизнес, мягко говоря, не очень заинтересован в прекращении контактов с Россией. Обещание, что мы завалим Украину и Германию сланцевым газом, тоже, по-видимому, оказалось блефом. Ничем не завалят – издержки огромные, и без российского углеводорода ситуация пока не меняется», – заявил эксперт.

Что касается нынешнего миропорядка, из которого США так хотят исключить Россию, то ситуация показала, что мир не очень-то готов подстраиваться под Запад, отметил Межуев. «Россия может стать здесь спусковым крючком, ведь «незападный мир» – Иран, Китай и даже Япония – понемногу, но уже демонстрируют отдельную позицию. Также Индия, Афганистан и Турция дали понять, что они хоть и не поддерживают Россию, но относятся с пониманием к ее бунту против мирового порядка».

Выступление Владимира Путина транслировалось во многих странах, раздраженных нынешним мироустройством, добавил эксперт. «Все дело в том, что большая часть мира уже – не Запад. Это страны, которые тоже хотят иметь свое мнение и не очень понимают, почему вопросы войны и мира решаются так, как сейчас, почему Америка решает, кому жить, кому умирать, исходя из своих собственных соображений, – сказал собеседник. – Очевидно, в ближайшее время будут попытки собрать миропорядок на более плюралистической основе, где Индия будет играть не меньшую роль, чем Франция, а Иран, например, будет иметь не меньшую возможность донесения своей точки зрения, чем какая-нибудь Италия».

При этом нельзя относиться к санкциям с такой позиции, что, мол, России «плевать на миропорядок» и прочие последствия, оговорился собеседник.

Само высказывание Обамы о России как о слабой региональной державе и в то же время о невозможности повлиять на нее говорит о слабости самого Барака Обамы, уверен Межуев.

«Конечно, у России есть уязвимые места: экономические проблемы, проблемы с общественной инициативой, которая подавлена бюрократией и монополизирована силами антироссийской оппозиции... Однако, если посмотреть на внешнеполитическую ситуацию, то не Обаме нас упрекать в слабости. Это ему самому надо понять, что сделать за оставшиеся два года, чтобы выровнять дипломатическую катастрофу, к которой он сам себя привел, в какое-то приемлемое для мирового порядка русло», – считает Межуев.

..............