Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
25 марта 2014, 13:15 • В мире

Шариат, сэр

Британские законы дополнит шариат

Шариат, сэр
@ EPA/ИТАР-ТАСС

Tекст: Арсине Затурян, Михаил Бударагин

Британское общество юристов в марте выпустило руководство, согласно которому вопросы наследования по завещанию между родственниками-мусульманами, проживающими в Соединенном Королевстве, будут решаться согласно нормам шариата. И это, судя по всему, только начало. Другие религии могут потребовать тех же прав.

Как отмечает газета The Telegraph, в руководстве, распространенном среди адвокатов в Англии и Уэльсе, подробно описано, каким образом должны быть составлены завещания в соответствии с исламскими традициями. Все вынесенные Советом старейшин решения, с точки зрения британского законодательства, будут признаны законными.

Суфражистки перевернулись бы в гробу, услышав об этой инициативе

В документе говорится о том, что «немусульмане, или отрекшиеся от исламской веры, не могут претендовать на наследство, также не могут претендовать на наследство дети, рожденные вне брака или приемные дети». Кроме того, женщины получают гораздо меньшую долю наследства, чем мужчины.

Николас Флак, президент Британского общества юристов, убежден, что новые знания и практика применения исламских законов станут «положительным опытом для британской правовой системы»: «Мы живем в многообразном, многоконфессиональном, мультикультурном обществе. Юридическое сообщество ответило на запросы адвокатов, которые просят помочь разрешить вопросы клиентов о завещаниях».

Ари Соффер, редактор газеты Arutz Shevа, на протяжении долгого времени проживал в Великобритании и знает настроения мусульман не понаслышке: «Многие верующие не рады таким нововведениям. Они предпочли бы, чтобы семейные тяжбы остались в стороне от британского законодательства и решались чуть ли не тайно. Но если власти не легитимизируют деятельность таких судов, то возникает угроза террористических настроений и роста экстремистских групп, прикрывающихся маской шариатских судов, поэтому их легализация обоснована».

В настоящее время нормы шариата формально не включены в британскую правовую систему. Тем не менее, количество шариатских судов в исламских общинах продолжает расти и разрешать споры между родственниками. Некоторые из них официально признаны и действуют в рамках закона об арбитраже.

У них есть полномочия по заключению коммерческих контрактов между сторонами и для решения таких вопросов, как насилие в семье, семейные споры, права на наследство, расторжение брака и опека над детьми. Стоит отметить, что до наступления совершеннолетия ребенка женщина имеет больше прав по отношению к детям, чем муж (если, конечно, она не выйдет замуж повторно – тогда несовершеннолетние дети возвращаются к отцу).

С точки зрения британского законодательства шариатские суды должны предлагать досудебное посредничество в мирном разрешении семейных споров. Однако слушания больше походят на судебные тяжбы, а старейшины и эксперты выглядят скорее не как советники, а как судьи.

Правозащитники, в свою очередь, опасаются, что нововведения поспособствуют созданию «параллельной правовой системы», не подчиняющейся британскому законодательству.

«Ключевая категория в шариате – это понятие «воля». В английском же праве ключевым понятием является «прецедент». Включение законов шариата в британскую правовую систему – всего лишь вопрос времени. Не удивлюсь, если скоро все учителя будут носить никабы, а богохульников будут побивать камнями», – отмечает обозреватель газеты Evening Standard Сэм Лейт.

Кит Порчес Вуд, исполнительный директор Национального секулярного общества, организации, которая ратует за независимость религии от государства и равенство всех религий перед законом, заявил, что предпринятые шаги – путь назад, который подрывает нормы законодательства: «Великобритания обладает гибкой системой английского права, но Юридическое общество, похоже, решило подорвать все основы, давая согласие системе, которая относит женщин, не принявших в браке ислам, и детей, рожденных вне брака, к гражданам второго сорта.

Вместо разговоров об исламской угрозе политическим партиям необходимо продвигать идею демократического права, совместимого с законом. Законы, определяемые парламентом, должны быть выше религиозных взглядов. Мы должны иметь один закон для всех, не позволяя никакой инициативе разделять различные слои общества. Общество юристов, кажется, поощряет политику, которая повлечет серьезные последствия для женщин и, возможно, для детей».

Баронесса Каролина Кокс, бывший вице-спикер Палаты лордов, которая выступает в защиту женщин от дискриминации, намерена обсуждать этот вопрос с членами парламента. По ее словам, новая законодательная практика – «весьма тревожная тенденция»: «Эти нововведения противоречат всему тому, за что мы выступаем. Суфражистки перевернулись бы в гробу, услышав об этой инициативе», – отметила она.

Баронесса также заявила, что рост числа исламских судов расколол систему права и единого закона для всех больше нет: «Вместе с нашим законодательством параллельно развивается квазиправовая система мусульманских общин. Законы шариата, до сих пор применяемые в Афганистане и Саудовской Аравии, впервые стали внедряться в Великобритании в строго ограниченном виде.

С увеличением мусульманского населения и постоянного навязывания идеи мультикультурализма законы шариата начинают усиливать свое влияние на различные слои общества. В настоящее время в стране насчитывается не менее 85 шариатских судов – от Лондона и Манчестера до городков Брэдфорда и Нанитона. Они работают в основном в мечетях, разрешая финансовые, семейные и другие споры в соответствии с религиозными принципами».

Адвокат Садикур Рахман считает, что внедрение такого юридического руководства поднимает серьезные вопросы о профессиональной этике и роли юридического общества. По его словам, руководство противоречит действующему Кодексу адвокатов, в одной из глав которого отмечается, что:

«Эта глава устанавливает равенства возможностей и уважение разнообразия в обществе, а также предотвращает незаконную дискриминацию в отношениях с вашими клиентами. Недопустима дискриминация по половому, расовому, религиозному признаку, а также по признаку сексуальной принадлежности или возраста».

Подобные руководства разделяют многоликое и пестрое британское общество и создают условия для возникновения других прецедентов. В 2007 году банки HSBC и Lloyds открыли счета для юридических лиц, которых обслуживают по нормам шариата – на них не начисляются проценты, потому что ростовщичество запрещено.

До внедрения этой схемы клиенты-мусульмане отказывались хранить свои деньги и обслуживаться в ведущих банках, которые не соответствовали их религиозным убеждениям.

То, что хорошо для традиционного исламского общества, не всегда хорошо для британского, придерживающегося светских ценностей и соблюдающего официальное законодательство.

Сегодня мусульмане хотят решать свои семейные споры в узком кругу старейшин в обход британских законов таким образом, чтобы принятые решения нельзя было оспорить, а на очереди – сайентологи, иудаисты или даосы, задаются вопросами британские эксперты.

..............