Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментария3 года из ничего
В Сейме Латвии утвердили поправки по "отрицанию оккупации"
Латвийские депутаты близки к введению уголовного наказания «за отрицание советской оккупации». Согласно решению комиссии Сейма, ответственность должна быть до трех лет тюрьмы. Для принятия поправок необходимо одобрение парламента и президента Андриса Берзиньша, который ранее дал понять, что не поддержит подобную инициативу.
Во вторник юридическая комиссия Сейма Латвии утвердила предложенные экс-министром юстиции Янисом Бордансом поправки к законодательству, которые предусматривают уголовную ответственность «за отрицание советской и нацистской оккупации республики». Согласно поправкам, публичное отрицание агрессии против Латвии, ее оправдание и прославление могут повлечь лишение свободы сроком до трех лет или кратковременное лишение свободы, принудительные работы или штраф.
Мне кажется, должен существовать какой-то баланс между свободой слова и провокацией
Ранее подкомиссия Сейма по уголовному праву концептуально поддержала это предложение. Чтобы поправки вступили в силу, их должен рассмотреть в трех чтениях Сейм, а затем одобрить президент. Правительство Латвии считает, что республика была оккупирована СССР с 1940-го по 1991 год. Часть латвийских политиков считают, что 9 мая не принесло освобождения Латвии, а лишь означало возобновление «советской оккупации». Россия категорически не согласна с такой постановкой вопроса.
Янис Борданс предлагал наказывать за отрицание оккупации лишением свободы сроком до пяти лет, но народные избранники сочли такую меру слишком суровой. Сейчас в Латвии запрещена нацистская и советская символика в местах массового скопления людей.
Напомним, в соседней Литве уголовное наказание лишением свободы за отрицание или оправдание «советской агрессии» действует несколько лет. Однако шансы на то, что поправки будут приняты и в Латвии, малы. В недавнем интервью газете ВЗГЛЯД президент Латвии Андрис Берзиньш отмечал, что темы по поводу «советской оккупации» «поднимаются только перед выборами, их постоянно активизируют отдельные люди». Он напомнил, что приближаются выборы в Европарламент.
- Андрис Берзиньш: Вооружение не дает гарантии безопасности
- Сейм Латвии рассмотрит вопрос о сносе советского памятника
- Путина обвинили в "расколе" латвийского общества
- Латвия поделила уезжающих из страны на два сорта
- Латвия испугалась потока российских денег с Кипра
Накануне депутат Сейма от партии «Единство», экс-министр обороны Артис Пабрикс в эфире радио Baltkom назвал «неправильным подходом» желание наказать человека за отрицание того или иного исторического события. «Я лично отношусь к этой инициативе осторожно и скептически. Мне кажется, должен существовать какой-то баланс между свободой слова и провокацией. В латвийском случае я не поддерживаю такой подход», – заявил Пабрикс.
Депутат провел параллель с дискуссиями о признании холокоста и геноцида армян и добавил, что эти исторические события, как и «оккупация» Латвии Советским Союзом, безусловно, имели место, однако нет необходимости вводить уголовную ответственность за их отрицание.
Ранее глава латвийского Союза журналистов Юрис Пайдерс в интервью той же радиостанции называл законопроект введением цензуры и ограничением демократических норм.
«До этого в Латвии более-менее можно было выражать разные мнения и давать разные оценки событиям. И такого рода законы неуместны для Латвии ввиду того, что есть здесь люди, которые считают происходившее в 1940 году насильственной инкорпорацией и которые убеждены, что это оккупация. Получается, тех, которые используют другой термин, будем сажать. Это фашизм, по большому счету! Вместо того чтобы создавать условия для того, чтобы молодое поколение хорошо разбиралось в истории, навязываются цензура и режим, при котором людям за их взгляды будет грозить уголовная ответственность», – считает публицист.
Добавим, что в начале февраля латвийский Национальный союз VL-ТБ/ДННЛ предложил дополнить 78-ю статью Уголовного кодекса, предусматривающую наказание за разжигание расовой, этнической и национальной ненависти, понятием «риторики ненависти». Инициаторы напомнили, что еще в 1997 году Совет Европы призвал страны Евросоюза бороться с hate speech (языком вражды) – устными или печатными высказываниями, оправдывающими или провоцирующими подобную ненависть.
Латвийские политики вспомнили о hate speech после показа по Первому Балтийскому каналу передачи «Человек и закон» с анализом событий 1991 года в Вильнюсе. Авторы программы изложили противоречащую официальной позиции властей точку зрения. Группа политиков попросила полицию безопасности открыть уголовное дело против канала, но в этом им было отказано.
Депутат Сейма от «Центра согласия» Борис Цилевич отмечал, что инициаторы пытаются ограничить вещание российских телеканалов. А директор Латвийского центра прав человека Анхелита Каменска предположила, что «это может закончиться цензурой».
Добавим, что в ноябре правительство Латвии возобновило работу комиссии по подсчету ущерба от советской оккупации. В ее состав вошли представители генпрокуратуры, Военного музея, Центра исследований Балтии и Севера, Музея оккупации, Общества исследований оккупации, Латвийского университета, министерств экономики, обороны, иностранных дел и регионального развития.
Такая комиссия работала в стране в период с 2005-го по 2009 год, но в связи с экономическим кризисом и нехваткой финансирования ее работа была приостановлена. А в марте прошлого года министерство пропаганды предложило создать в Латвии ведомство, которое занималось бы вопросами пропаганды и интерпретации истории. С такой идеей выступил куратор латвийского Музея оккупации Ритвар Янсонс.