Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевПеред Ираном захлопнули дверь
Ирану отказали в приглашении на переговоры по Сирии
Открывающаяся в среду в швейцарском Монтре вторая мирная конференция по Сирии пройдет без участия Ирана. Приглашение было отозвано генсеком ООН Пан Ги Муном по требованию сирийской оппозиции, заявившей, что она не сядет за стол переговоров вместе со страной, чьи представители якобы воюют на стороне режима Башара Асада. Эксперты уже сомневаются, что на «Женеве-2» удастся достичь прорыва.
Генсек ООН Пан Ги Мун отозвал во вторник высланное им ранее Ирану приглашение участвовать в мирной конференции по Сирии «Женева-2».
Отсутствие Ирана не будет способствовать усилиям по обеспечению единства мусульманского мира, в том числе в борьбе с терроризмом
«Генсек принял решение, что встреча в Монтре пройдет без участия Ирана», – заявил пресс-секретарь генсека Мартин Несирки, передает РИА «Новости».
Решение генсека фактически стало уступкой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии, ранее заявившей, что она не поедет на переговоры в случае, если на них будет присутствовать Тегеран. Во всяком случае сразу же после принятого им решения оппоненты Башара Асада в очередной раз изменили свои планы. «Мы ценим понимание нашей позиции ООН и Пан Ги Муном. Мы думаем, они приняли верное решение. Мы подтверждаем участие 22 января», – заявил представитель НКОРС Монзер Акбик.
Напрасные надежды
Сам Тегеран, комментируя решение генсека ООН отозвать приглашение, лишь заявил, что он более не верит в то, что на переговорах в швейцарском Монтре будут решены сирийские проблемы. «Надо подождать итогов конференции, но я думаю, что они (участники) лишились важной поддержки со стороны Ирана. Надеюсь, что дальнейшие политические усилия в ближайшем будущем помогут сирийцам найти выход из кризиса – политическое решение, во главе которого будет стоять сирийский народ. Внешние стороны не должны навязывать ему свое решение», – приводит ИТАР-ТАСС слова постоянного представителя Исламской Республики Иран при ООН Мохаммада Хазаи.
По его словам, если переговоры пойдут под диктовку внешних сил, то «Женева-2» будет обречена.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, востоковед Георгий Мирский полагает, что неучастие Ирана в конференции «Женева-2» снизит ценность этих переговоров, но если бы в конференции отказалась участвовать сирийская оппозиция, то это лишило бы мероприятие всякого смысла. «В конце концов, речь должна идти о войне в Сирии, а не о проблемах Ирана (где все-таки войны нет), поэтому проведение конференции без участия одной из сторон сирийского конфликта было бы абсурдом», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Мирский напоминает, что делегация Ирана была приглашена при условии, что исламская республика признает решения прошлой женевской конференции, это притом что представители других государств были приглашены безо всяких предварительных условий. «Генсек ООН Пан Ги Мун должен был понимать, что иранцы на это не пойдут – они очень гордый и чувствительный народ, – отмечает востоковед. – Разумеется, в Тегеране возмутились такой постановкой вопроса: почему их приглашение обставляют какими-то особыми требованиями; дело не в отношении к самим решениям «Женевы-1», а в двойных стандартах».
- Конференция по Сирии «Женева-2» обрела реальные очертания
- Спецслужбы Европы стали сотрудничать с Асадом
- Россия помешала принятию в Совбезе антисирийского заявления
- Израильские учения: Россия вступила в войну на стороне Сирии
Напомним, ранее оппозиция выдвинула Ирану условия совместного участия в «Женеве-2». В частности, от Тегерана требовали вывести с территории Сирии якобы воюющих на стороне правительственных войск представителей исламской республики, хотя их официальное присутствие в соседнем государстве никогда не подтверждалось. «Национальная Сирийская коалиция дает крайний срок до 19.00 по Гринвичу (23.00 мск) для того, чтобы получить от Ирана четкое подтверждение следующих обязательств: вывести войска и вооруженных лиц из Сирии, подтвердить принятие всех условий первого Женевского коммюнике и позитивное стремление в работе «Женевы-2», – подчеркивалось в распространенном на прошлой неделе ультиматуме.
Позиция повстанцев нашла полную поддержку США, заявивших, что раз Иран ничего не сделал для снижения напряженности в Сирии, ему нечего делать и на женевских мирных переговорах.
Иной точки зрения придерживалась Россия, неоднократно настаивавшая на участии Ирана в процессе урегулирования в качестве одного из ключевых игроков в регионе. «Не обеспечить участие таких ключевых игроков было бы непростительной ошибкой. Те, кто ставит такую необходимость под сомнение, явно не заинтересован в справедливом решении сирийского кризиса», – заявил минувшей ночью полпред России в ООН Виталий Чуркин.
Лукавые формулировки
Глава российского МИДа Сергей Лавров во вторник заявил, что отсутствие в списке приглашенных на переговоры государств Ирана «не может не вызывать вопросов».
Он назвал «лукавой» формулировку генсека ООН о том, что он вынужден отозвать приглашение Ирану, так как тот «не разделяет принципов урегулирования, заложенных в Женевском коммюнике». В итоге получилась такая ситуация, при которой те страны, которые выдвигают предварительные условия в виде смены режима в САР, «в большом количестве представлены среди приглашенных на Женевскую конференцию», а Ирана на ней не будет, хотя он «не хочет смены режима», подчеркнул министр. «Получается, что все ставится с ног на голову. Отсутствие Ирана не будет способствовать усилиям по обеспечению единства мусульманского мира, в том числе в борьбе с терроризмом. Катастрофы нет, мы поедем на Женевскую конференцию, чтобы продвигать нашу линию, чтобы без каких-либо предварительных условий начался диалог между сирийскими сторонами. Мне жаль, что вся эта история не добавила авторитета ООН», – заявил глава МИД РФ.
Министр также выразил обеспокоенность ослаблением Сирийской свободной армии, так как это отражается и на борьбе с терроризмом в регионе. «Свободная сирийская армия ослабла достаточно серьезно. И нас беспокоит эта ситуация, потому что, по сути дела, такие структуры, как «Исламский фронт», «Джабхат ан-Нусра», «Исламское государство* Ирака и Леванта» борются в известной степени с терроризмом, но они борются не с терроризмом как явлением, они борются друг с другом, чтобы завоевать позиции на территории Сирии», – отметил он.
При этом в преддверии конференции лишь подтвердился тезис о том, что у представителей сирийской оппозиции разные взгляды на происходящее в стране и варианты возможного урегулирования. В частности, стало известно о выходе из НКОРС Сирийского национального совета, считающего бессмысленным проведение «Женевы-2» до ухода Башара Асада с поста президента.
«В Сирии фактически идут две войны: одна между режимом Башара Асада и оппозицией, другая – внутри самой оппозиции, – напоминает Мирский. – Умеренная часть оппозиции (т.н. Свободная сирийская армия, состоящая из дезертиров из правительственных войск, бежавших 3 года назад в Турцию) конфликтует с исламистами, связанными с «Аль-Каидой*». Кроме того, отмечает Мирский, единства нет и в исламистском лагере: между собою воюют две «дочерние структуры» «Аль-Каиды» – «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта». «Думать, что все эти люди примут во внимание какую-то бумагу, которую им пришлют из Женевы, по меньшей мере наивно», – считает эксперт.
Кроме того позиции сторон в сирийском конфликте абсолютно несовместимы. «Башар Асад едва ли не каждый день делает заявления, суть которых в том, что он не видит никаких препятствий для выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах, которые должны состояться этой весной», – напоминает Мирский. Второе требование властей Дамаска состоит в том, что речь на женевской конференции можно вести только о борьбе с терроризмом – под чем, как полагает востоковед, сирийские власти понимают борьбу с вооруженной оппозицией.
Оппозиция же, на первый взгляд, согласилась участвовать в конференции без предварительных условий. Это, по мнению Мирского, большой успех госсекретаря США Джона Керри, который надавил на оппозиционеров и добился, что они согласились не выставлять в качестве условия отстранение Асада от власти. «Но логика оппозиции такова: мы снимаем это условие в качестве предварительного, приезжаем на конференцию, и там выставляем то же условие – мы не можем и не будем жить в стране, возглавляемой Башаром Асадом», – поясняет Мирский.
Эксперт полагает: даже если бы Керри и его коллега Лавров «изобрели бы какую-то компромиссную формулу», позволившую бы усадить Асада и оппозиционеров за стол переговоров, это не восприняли бы полевые командиры и рядовые боевики оппозиции, воюющие уже три года и намеренные воевать и дальше.
Западные СМИ лишь подлили масла в огонь, разразившись в преддверии встречи в Монтре новыми обвинениями в адрес Асада. The Daily Telegraph со ссылкой на источники в западных спецслужбах, в частности, написал о том, что именно сирийский президент сотрудничает с «Аль-Каидой», чтобы опорочить воюющую с ним оппозицию. А The Guardian со ссылкой на доклад, подготовленный бывшим прокурором специального суда по Сьерра-Леоне Десмондом де Сильвой, бывшим ведущим следователем дела югославского президента Слободана Милошевича Джефри Найсом и прокурором, занимавшимся делом либерийского президента Чарльза Тейлора, Дэвидом Крэйном, написал о том, что режим Асада повинен в убийстве 11 тысяч заключенных.
При этом отмечается, что доклад был сделан по заказу Катара, поддерживающего действующих в Сирии мятежников. «Есть доказательства, что значительное число погибших были доведены до истощения, и меньшая, но также значительная часть были связаны и избиты стержневидными объектами», – говорится, в частности, в документе.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ