Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

0 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

0 комментариев
Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

4 комментария
13 января 2014, 21:56 • В мире

«Шарона там будут помнить всегда»

Израиль похоронил Ариэля Шарона

«Шарона там будут помнить всегда»
@ Reuters

Tекст: Андрей Резчиков

Ариэль Шарон был похоронен с воинскими почестями рядом с могилой жены в пустыне Негев. В Израиле он еще при жизни заслужил славу легендарного полководца. Арабский мир, по словам экспертов, в основном рад потере такого врага, «чьи операции до сих пор изучают в ведущих военных академиях».

В понедельник экс-премьер Израиля Ариэль Шарон был похоронен с воинскими почестями на юге страны в пустыне Негев – рядом с женой (скончалась в 2000 году) на их семейной ферме «Шикмим» («Платаны»). Это произошло по завещанию Шарона и вопреки традиции хоронить израильских лидеров на мемориальном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме. Гроб, доставленный на армейском грузовике из Иерусалима, несли на руках и опустили в могилу восемь генералов под чтение поминальных молитв в присутствии почетного караула десантников.

Проклятие другого человека имеет влияние, поэтому проклятие строго запрещено в Торе, Всевышний слушает молитвы людей, даже когда они настроены против другого человека

Погребению предшествовало всенародное прощание в течение суток. В воскресенье мимо гроба, установленного у здания парламента в Иерусалиме, непрерывным потоком прошли тысячи израильтян.

В понедельник утром там же состоялась государственная траурная церемония с участием политического руководства Израиля и зарубежных делегаций. Среди нескольких десятков иностранных представителей, которые прибыли на похороны, были спикер российской Госдумы Сергей Нарышкин, вице-президент США Джо Байден, бывший премьер Великобритании, представитель ближневосточного «квартета» Тони Блэр, министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, премьер Чехии Иржи Руснок. Большинство из них ограничились участием только в этой церемонии и в пустыню Негев не поехали.

«Арики поют для Арика»

Как передает РИА «Новости», на ферме «Шикмим» речи над могилой военачальника и политика, при жизни ставшего легендой, произнесли начальник Генштаба Бенни Ганц, сыновья Шарона Омри и Гилад, которые перечисляли заслуги отца и делились воспоминаниями о нем, в том числе о его последнем дне.

«Суббота. Десятая палата больницы «Тель ха-Шомер». Мы стоим рядом с тобой, мы собрались у твоей постели. Общаемся, будто мы дома, здесь, на ферме. Только главный из нас лежит и молчит. Фоном звучит музыка Арика Айнштейна и Арика Лави. Арики поют для Арика. Я держу твою руку, глажу твое лицо, лицо моего отца, который уходит из жизни. Папа, ты вернулся домой», – сказал старший сын Гилад.

По пути в Негев процессия совершила остановку в районе Латрун, где прошло специальное траурное заседание Генштаба. Именно в бою за Латрун в 1948 году во время первой арабо-израильской войны Шарон был тяжело ранен.

Ариэль Шарон во время прохождения службы в израильской армии в 1948 году (фото: Reuters)

Ариэль Шарон во время прохождения службы в израильской армии в 1948 году (фото: Reuters)

«Шикмим» расположена всего в 10 км от границы с сектором Газа. Ради безопасности похоронной церемонии в район фермы была перебазирована батарея ПВО «Железный купол», способная уничтожать не только ракеты малой и средней дальности, но даже минометные снаряды. Израиль в ультимативной форме потребовал от правящего в Газе движения ХАМАС исключить обстрел фермы. Тем не менее едва похороны завершились, боевики выпустили по району две ракеты. В ответ израильская авиация атаковала в Газе два объекта «террористической активности».

Как известно, это уже вторые за месяц государственные похороны мирового уровня. 10 декабря мир прощался с бывшим президентом ЮАР Нельсоном Манделой. Впрочем, похороны Манделы были несравнимо более пышными. Так, церемония прощания с ним проходила на 94-тысячном стадионе под Йоханнесбургом. В ней участвовали главы государств и правительств 91 страны, в том числе президент США Барак Обама, премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, глава Кубы Рауль Кастро и другие первые лица стран. Что касается прощания с Шароном, то на нем преобладали отставные государственные деятели.

Напомним, медики сообщили о резком ухудшении состояния здоровья Шарона 1 января. Он скончался в субботу в клинике под Тель-Авивом в возрасте 85 лет. Последние восемь из них он провел в коме после инсульта, оборвавшего его политическую карьеру.

Ветеран всех войн Израиля XX века, строитель десятков поселений на окраинных и завоеванных территориях, автор программы «размежевания», которая поставила точку в 38-летней истории оккупации Газы, архитектор «стены безопасности», обуздавшей, как считают в стране, волну палестинского террора, главный израильский ястреб, ставший миротворцем. Шарон возглавлял правительство Израиля в 2001–2006 годах. Его прозвали бульдозером израильской политики.

«Арафат открыл восстание»

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский убежден, что кончина Шарона никак не влияет на мирный процесс с арабами, поскольку этого процесса просто «не существует». «Так называемый мирный процесс мертв с того момента, как Ясир Арафат вместо подписания окончательного соглашения с Израилем по всем пунктам, которые он обязался подписать в мае 1999 года, открыл восстание – Интифаду... Поэтому кончина Шарона к этой вялотекущей антитеррористической войне, которую мы почему-то называем «мирным процессом», не имеет никакого отношения», – сказал Сатановский газете ВЗГЛЯД.

При этом он считает, что рядовых арабов фигура Шарона «будет будоражить всегда», «поскольку в арабском мире историческая память – великая вещь». «Все, что происходило тысячелетия назад, там помнят. Достаточно посмотреть на результаты гражданской войны в исламском мире, раскол шиитов и суннитов, который вот уже продолжается 1300 лет. Шарона там будут помнить всегда, как, впрочем, и евреи», – уверен эксперт.

Сатановский отметил также, что именно Шарон был первым человеком, который ввел араба, своего друга, в состав правительства Израиля. «Шарона обожали его арабы, бедуины-разведчики, друзы-десантники, христиане, воевавшие в армии обороны Израиля. В израильской армии достаточно много арабов. И в данном случае я помню отношения Шарона с королем Иордании Хусейном, президентом Египта Хосни Мубараком, который воевал с ним в 73-м году, да и с Абу Мазаном (президент Палестины Махмуд Аббас – прим. ВЗГЛЯД), который великолепно понимал Шарона, потому что его не просто уважали, его понимали арабские лидеры. Он был для них своим человеком Ближнего Востока, таким же, как они. Его понимали, в отличие от Шимона Переса и Нетаньяху, которые для них совершенно непонятные фигуры европейского и американского направления», – считает эксперт.

«Если обещал убить, то убивал» 

Сатановский подчеркивает, что Шарон был человеком слова. «Если он говорил, что убьет, то всех ликвидировал. Если он что-то говорил, он это делал. Неслучайно именно Шарон вывел израильских поселенцев из Синая после заключения Кэмп-Дэвидского мирного договора. Вывел армию и поселенцев из Газы. Это было его ошибкой. Синайский договор с Египтом дал Израилю несколько десятилетий мира, а уход из Газы немедленно использовал ХАМАС. Но Шарон не предполагал, что он умрет. Он предполагал, что если что-то будет не так, он в очередной раз возьмет Газу – и просто вернется все на круги своя. Но, к сожалению, со смертью играть бесполезно. Поэтому арабский мир сегодня в основном будет восхищен тем, что он потерял такого врага», – полагает Сатановский.

При этом политолог опровергает устоявшееся мнение о том, что, будучи военным, Шарон в решающие моменты действовал по собственной инициативе, без приказа политиков. «В Израиле армия не начинает войну без приказания правительства. Так не бывает. То, что Шарон в ходе войны всегда действовал, исходя из оперативной обстановки, будь то его бросок через Суэцкий канал в 73-м году на Синае или его бросок до Бейрута в 82-м, – безусловно, факт. Но Шарон справедливо полагал, что если правительство решило начать войну, то дальше оно не должно мешать генералам побеждать», – отметил эксперт.

Президент России Владимир Путин пожимает руку Ариэлю Шарону в кулуарах Генассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре 2005 года (фото: Reuters)

Владимир Путин и Ариэль Шарон в кулуарах Генассамблеи ООН в сентябре 2005 года (фото: Reuters)

По словам Сатановского, Шарон популярен не только среди израильских «ястребов», но и среди военных как один из величайших полководцев XXI века, «чьи операции до сих пор изучают в ведущих военных академиях великих держав». «Он остается популярным у военных, и не только у израильских. Он очень популярен у советских генералов, которые воевали с ним в Египте и на Ливанском фронте. Военные, безусловно, воспринимают Шарона как величайшего профессионала, не говоря уже об истории израильского спецназа, который создал и которым длительные годы командовал Шарон», – считает Сатановский.

В свою очередь старший научный сотрудник Центра международной безопасности Владимир Сотников убежден, что Шарон – пример израильского политика, который понял, что с палестинцами лучше договариваться, чем решать вопросы сугубо силовым путем.

«Тогда людям показалось странным, что человек, столько лет выступавший за военное решение палестинского вопроса, вдруг решил, что лучше разойтись мирно. Исходя из того, какие усилия предпринимают наши западные партнеры, в частности американцы (в начале года госсекретарь США Джон Керри отправился на Ближний Восток, чтобы реанимировать мирный процесс), в самом Израиле нет политика такого масштаба, как Ариэль Шарон, который бы рискнул отбросить свои предубеждения к палестинцам и довести дело до окончательного примирения», – сказал Сотников газете ВЗГЛЯД.

По его словам, перспективы примирения пока достаточно туманны, как и «условия существования государства Израиль». «Израиль вырос в борьбе с внешними угрозами. И помимо чисто палестинского вопроса, возникли более серьезные вопросы исламистского террора, которые проистекают не столько от палестинцев, сколько от джихадистов. Со смертью Шарона ушла в прошлое та когорта израильских политиков, которые работали с начала образования Израиля. Новая элита менее терпелива и более поспешна в своих действиях, чтобы привести дело к тому, чтобы мирный диалог увенчался разумным решением», – полагает эксперт.

..............