Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
12 июля 2016, 08:10 • Спорт

Рио стал жертвой информационной войны так же, как Сочи

Рио стал жертвой информационной войны так же, как Сочи
@ Felipe Dana/AP/ТАСС

Tекст: Виктория Никифорова

Судя по мировым СМИ, в Рио-де-Жанейро, столице Олимпийских игр – 2016, творится сейчас нечто невероятное: преступность, разруха, эпидемии, полицейский произвол и беспредел властей. Но обращает на себя внимание тот факт, что резкий всплеск негатива в отношении Бразилии до боли похож на ту же информационную войну, что пережил олимпийский Сочи.

В мае 17-летнюю красавицу, спешащую в аэропорт встретить маму, безжалостно расстреливает банда наркоторговцев. В июне на пляже Копакабана в нескольких метрах от площадки для пляжного волейбола вылавливают части чьего-то расчлененного тела. В том же июне архиепископ Рио-де-Жанейро, опять-таки по дороге в аэропорт, попадает в перестрелку между полицией и бандитами. Десять минут кардинал Орани Джоан Темпеста лежит на асфальте, прячась за машиной, причем дело происходит не где-нибудь в фавелах, а в центре богатого и мирного района Санта Тереза. Каждый подобный факт – сам по себе довольно банальный для такого огромного и непростого латиноамериканского мегаполиса, как Рио-де-Жанейро – месяцами муссируется во всех западных СМИ.

Тем временем на пяти пляжах Рио нашли чрезвычайно опасную бактерию, которая устойчива к антибиотикам и провоцирует разнообразные заболевания вплоть до менингита

Нельзя сказать, что власти города ничего не предпринимают. Спортсменов и болельщиков будут охранять 85 тысяч солдат и полицейских. Полиция в рамках принятой в 2010 году программы «умиротворения» фавел регулярно патрулирует нехорошие районы и по мере сил борется с бандами наркоторговцев. Однако стоит им действительно чего-то добиться и зачистить от бандитов заметную территорию, как в дело вступает слаженный хор правозащитников. Неделю назад Human Rights Watch опубликовала доклад, в котором утверждается, что бразильские полицейские виновны в 20% всех убийств в штате Рио. Правозащитники признают, что полицейские тоже гибнут в схватках с бандитами, однако подчеркивают, что копы убивают в ответ, без суда и следствия, 24 наркоторговцев за одного офицера. Правительство и МВД Бразилии оспаривают эти цифры, но выглядят при этом так же неуверенно, как наши спортивные чиновники, оправдывающиеся за допинг спортсменов. Игра вторым темпом обречена на проигрыш.

Amnesty International также отмечает, что офицеры полиции действуют в фавелах в нарушение всех международных норм. Получается, с одной стороны, от Бразилии требуют обеспечить безопасность Игр на самом высоком уровне, с другой – пытаются запретить полиции защищаться от преступников.

Международные организации здравоохранения тоже не остаются в стороне. В прошлом году мир узнал о лютующем в Бразилии вирусе Зика. Согласно предположениям ученых, лихорадка, им вызванная, может способствовать развитию микроцефалии у плода. Достоверной статистики пока мало, исследования продолжаются, однако информационный вброс в массовом сознании уже превратил Бразилию в страну опасную и непредсказуемую. Министр спорта Бразилии заверил всех, что вирус Зика не создаст проблем ни спортсменам, ни зрителям, однако никто ему не поверил. А тем временем на пяти пляжах Рио нашли чрезвычайно опасную бактерию, которая устойчива к антибиотикам и провоцирует разнообразные заболевания вплоть до менингита. Забавно, что два года назад эту бактерию уже находили, причем на тех же самых пляжах, но тогда про нее как-то забыли – до Олимпиады было еще далеко. Есть подозрение, что по окончании Олимпийских игр о ней вновь забудут – вплоть до нового подходящего случая.

Еще один пессимистический фактор: согласно ведущим западным СМИ, в Рио-де-Жанейро не достроено все, что нужно было достроить, от стадионов до метро, и сломано все, что можно было сломать. Повсюду грязь и упадок. Все это – включая фото сломанных туалетов – до боли напоминает те всплески информационной войны, которая в свое время разразилась над Сочи. Можно подумать, что речь идет не о знаменитом мегаполисе и курорте, каждый год принимающем миллионы туристов со всего мира, а о захолустном городке, отродясь не видевшем иностранцев. Также можно подумать, что проблемы с преступностью и инфекциями возникли в городе всего пару месяцев назад, а когда Рио выбирали столицей Олимпиады, там был просто рай на земле. Но в информационной войне все средства хороши.

Разумеется, Бразилия – страна с серьезными экономическими и социальными проблемами. Текущий экономический кризис ослабил страну, девальвировал реал, нарастил преступность в неблагополучных районах. Однако многие годы западные туристы, с удовольствием развлекающиеся на Копакабане, никакого внимания не обращали ни на то, что творится в фавелах, ни на бедность, ни на бандитизм. Теперь же мировые масс-медиа делают вид, будто в Бразилии внезапно разверзся ад на земле. Серьезные издания типа New York Times и Bloomberg рассуждают о мрачных перспективах БРИКС и процессе импичмента строптивого президента Дилмы Руссеф. Желтые издания вроде Daily Mail публикуют интервью с проститутками Рио-де-Жанейро – не с дорогими дамами для эскорт-услуг, для которых Олимпиада очевидно станет прибыльным бизнесом, а с работницами из такого квартала, куда даже многие местные боятся заходить. Вполне предсказуемо, что женщины жалуются на бедность и опасаются, что олимпийские чемпионы к ним не пойдут. Для Daily Mail это доказательство того, что первая в Южной Америке Олимпиада обречена на провал.

Шаги жителей Рио-де-Жанейро в информационном поле напоминают прогулку по минному полю. Стоит им хоть что-то сказать о своих проблемах, и западные СМИ тиражируют их жалобы как доказательство того, что Бразилия – неподходящее место для Олимпиады. К примеру, когда полицейские города вышли в международный аэропорт протестовать против задержек зарплаты, кадры с их плакатом «Добро пожаловать в ад!» разошлись по всем газетам и телеканалам мира. Другой пример: губернатор Рио заявил об «экономической катастрофе штата», надеясь получить очередной транш от правительства, но мировые новостные агентства распиарили его заявление так, словно огромный город, центр седьмой экономики мира, вот-вот рухнет в тартарары.

«Креативные» бразильцы «с хорошими лицами» тоже, разумеется, не остались в стороне. Знаменитый бразильский футболист Ривалдо, много лет живущий в США, призвал болельщиков не ездить на Олимпиаду – слишком уж в Бразилии опасно. Философ Луис Эдоардо Соарез, постоянно преподающий в университетах США, пишет на своем сайте: «Люди злятся, потому что видят, какие огромные деньги тратятся на Олимпиаду, на подготовку, на строительство всех спортивных сооружений. Они задаются вопросом: а почему же эти деньги не тратятся на нас, на нашу безопасность, на наши нужды?»

Так что же, в Бразилию действительно нельзя ехать? Отнюдь. Газетная истерия скорее свидетельствует о том, что с главными проблемами правительство все-таки справилось и Олимпиада состоится «при любой погоде». Доказательством этому служит то, что аналогичная антибразильская кампания бушевала в западных СМИ и два года назад – в преддверии чемпионата мира по футболу. Тогда от бразильского правительства точно так же требовали обеспечить безопасность мероприятия. Точно так же мировая общественность протестовала в связи с тем, что накануне чемпионата правительство планирует охранять фавелы с помощью армии, хотя на Евро-2016 никто не удивлялся вооруженным французским солдатам, патрулирующим вполне буржуазные кварталы и туристические центры. Точно так же правозащитники констатируют резкий рост убийств, совершенных полицейскими в фавелах. Одной из жертв (невинных, разумеется) «полицейского произвола» тогда стал Джонатан де Оливейра Лима. Сегодня его вспоминают опять. На прошлой неделе матушка убитого встретилась с представителями Международного олимпийского комитета и попросила проследить, чтобы во время Олимпиады не нарушались права человека. Встречу организовала Amnesty International.

Сегодня мы вспоминаем футбольный чемпионат 2014 года как почти идеально организованное спортивное событие глобального масштаба. Скорее всего, так же мы вспомним и бразильскую Олимпиаду.

..............