Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
13 комментариев«Быть биороботом непросто»
Анна Богалий-Титовец: Быть биороботом непросто
«Многие девушки и мужчины из российской команды просто сдерживали себя, не растрачивали силы», - заявила газете ВЗГЛЯД двукратная олимпийская чемпионка Анна Богалий-Титовец. Она рассказала, почему начало сезона у российских биатлонистов получилось не слишком удачным и призвала поддержать команду.
Начало сезона выдалось для российских биатлонистов очень непростым. Долгое время никто не входил в число призеров этапов Кубка мира, но постепенно ситуация изменилась. И если в Оберхофе – первом этапе Кубка мира 2011 года – наши спортсмены выглядели не очень убедительно, хотя завоевали две бронзы, то уже в Рупольдинге Ольга Зайцева выиграла первое золото сезона. А в Антерсельве Антон Шипулин был лучшим в спринте, при этом российские биатлонистки выиграли эстафету.
Все идет в соответствии с планами наших тренеров
Среди участниц золотой эстафеты была 31-летняя Анна Богалий-Титовец, в 2009 году вернувшаяся в спорт после длительного перерыва. Двукратная олимпийская чемпионка поделилась своими впечатлениями от первой половины сезона и призналась, что рассчитывает на поддержку болельщиков во время чемпионата мира в Ханты-Мансийске.
ВЗГЛЯД: Чем можно объяснить неудачный старт команды в Оберхофе?
А. Б.-Т.: Старт, конечно, был тяжелый, но не надо забывать о погодных условиях, в которых мы выступали. Если помните, в начале соревнований в Оберхофе был туман, тренеры даже в трубу не видели, как мы стреляли. Одновременно дул сильный ветер и вдобавок шел дождь. Естественно, все это сказалось и на качестве выступлений. Оберхоф – вообще очень сложное место по своим климатическим характеристикам. У нас с девушками даже есть поговорка: «В сезон биатлона в Оберхофе не бывает хорошей погоды».
ВЗГЛЯД: Однако плохая погода не помешала болельщикам из других стран радоваться вместе со своими спортсменами завоеванным медалям.
А. Б.-Т.: Прошедший декабрь – это начало очень ответственного сезона, в котором мы принимаем чемпионат мира. Само собой, что весь сезон у нас распланирован так, чтобы именно к началу чемпионата в Ханты-Мансийске все биатлонисты – и девушки, и мужчины – оказались на пике своей физической формы. И неудачное начало сезона – всего лишь такой разогрев перед другими соревнованиями, которые подведут нас к мировому первенству. Многие и девушки, и мужчины из российской команды просто сдерживали себя, не растрачивали силы. Сейчас мы разъезжаемся по разным турнирам, кто-то в США, кто-то в Норвегию, и там каждый будет работать на нашу общую победу в Ханты-Мансийске, понемногу набирая лучшую форму.
ВЗГЛЯД: В целом как вы оцениваете первый в этом году этап?
А. Б.-Т.: Соревнования в целом подарили много позитива. И Оберхоф, и наша победная эстафета. Остальные гонки тоже пошли на пользу, потому что приходилось бороться за свое место.
ВЗГЛЯД: В отличие от физической формы, стрельба все-таки во многом зависит от психологической подготовки спортсменов. Почему здесь возникли такие серьезные проблемы?
А. Б.-Т.: Грубо говоря, спортсменов считают за биороботов. И в целом это правильно – вышел, пробежал, отстрелял, победил. И неважно, что ты волнуешься, чувствуешь неуверенность или расстраиваешься из-за промаха, это по большому счету никого не должно интересовать. В биатлоне спортсмен обязан быть уверен в своих силах.
Конечно, быть таким биороботом непросто. У нас в команде нет психологов. Наши психологи – это наши личные тренеры, родители, близкие люди. Те, чье мнение для нас важно. По этой же причине на время соревнований команда держится очень замкнуто, общаемся только друг с другом и с тренерами. Если же не уверены все, то это, конечно, сказывается не только на беге, но и на стрельбе.
Но у каждого спортсмена есть свои приемы и установки, с помощью которых он поддерживает себя. О них никто не рассказывает, разве что в мемуарах после завершения карьеры. Все психологические проблемы быстро решаемы. Доказательство этому то, как мы выступили на последних этапах. Начало получаться, почувствовали успех и закончили выступления с уверенностью в своих силах и твердым намерением в этом сезоне никому не проигрывать.
ВЗГЛЯД: Есть ли сейчас у команды проблемы в физической подготовке?
А. Б.-Т.: Не думаю. Все идет в соответствии с планами наших тренеров. На этой стадии сезона нас подготовили для достижения определенного уровня, и мы, как солдатики, пошли выполнять свою работу. На следующем этапе будет что-то другое и другие результаты. Само собой, не все гладко, но сказать, что у нас есть действительно проблемы с физической формой, – я бы этого не сказала. Мы постепенно разбегаемся и копим силы для чемпионата мира. Уже имеем медали, поэтому, думаю, в марте будем не только в лучшей форме, но и настроены на соревнования оптимистично.
ВЗГЛЯД: У других команд сезон распланирован по-другому? От чего это зависит?
А. Б.-Т.: Это зависит от установок тренеров и приоритетов национальных сборных. Например, в декабре женская сборная Германии выступила неудачно, одержав только одну победу. И тренеры сделали ставку на Оберхоф и Рупольдинг. Кстати, как и мы на родные стены. И всем было видно, что их тренировали так, чтобы они были в наилучшей форме именно в начале января. А у нас главная цель – Олимпиада, промежуточная – чемпионаты. Если мы начнем растрачиваться на все соревнования, то так можно и провалить Сочи.
ВЗГЛЯД: Рассчитываете на «родные стены»?
А. Б.-Т.: Конечно! И на поддержку болельщиков. Когда выступаешь дома, очень хочется, чтобы все увидели, что ты умеешь и на что способна. К сожалению, одного желания мало. На трассе тебя могут обогнать, поэтому лучше, конечно, совмещать свои позитивные эмоции с тренировками и установками тренеров.
ВЗГЛЯД: Ставятся ли перед вами какие-то цели на чемпионат мира, тренеры уже сообщили команде о том, на какие результаты они рассчитывают?
А. Б.-Т.: Я об этом даже знать не хочу. И, думаю, не я одна. Вообще составлять медальный план, делать какие-то прогнозы – это работа старших тренеров, а не спортсменов. И спортсмены, как мне кажется, вообще об этом знать не должны. Я не люблю прогнозы. На соревнованиях надо работать максимально хорошо и выкладываться до самого износа, чтобы был положительный результат.