Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
4 комментарияНАТО отказалось принять предложенный Путиным компромисс
Если верить западной прессе, НАТО в очередной раз отвергло руку, протянутую Россией ради достижения важного военно-политического компромисса. Альянс отказался от предложения Путина в обязательном порядке включать на своих самолетах так называемые транспондеры – но от России требует именно этого. И сделал он это не только из-за нежелания идти навстречу Москве.
О том, что страны НАТО отвергли предложение России в обязательном порядке включать транспондеры (то есть особые системы, позволяющие определять местонахождение самолета) при полетах над Балтикой, сообщило издание Wall Street Journal. Оно ссылается на свои источники в Североатлантическом альянсе. Официальных подтверждений этой информации НАТО пока не дало.
Оправдываться за ошибки своих военных политикам не хочется
Предполагается, что тема транспондеров будет обсуждаться в ходе встречи в Нью-Йорке министра иностранных дел России Сергея Лаврова и генсека НАТО Йенса Столтенберга на полях Генеральной ассамблеи ООН. Это агентству Associated Press дал понять сам Столтенберг. Главной темой его беседы с Лавровым, по его словам, будет предотвращение инцидентов с участием авиации России и стран НАТО, которых в последнее время стало достаточно много, в том числе в районе Балтийского моря.
Например, Эстония в этом году дважды вручала России ноты протеста, связанные с нарушением, по мнению эстонской стороны, ее воздушного пространства российскими военными самолетами. В обоих случаях транспондеры российских самолетов, по данным российской стороны, были включены. В свою очередь российское Министерство обороны регулярно сообщает о том, что самолеты НАТО летают над Балтикой (и не только над ней) без включенных транспондеров. О последнем инциденте такого рода Минобороны сообщало в начале сентября, когда патрульный самолет ВМС Германии Р-3С Orion пропал с радаров, когда летел в направлении Калининграда.
Самые же известные воздушные инциденты были в акватории Балтийского моря весной. 13 апреля США заявили об опасном сближении российских самолетов с американским эсминцем «Дональд Кук». Несколько дней спустя они сообщили об «опасном перехвате» самолетом Су-27 разведчика RC-135, кстати, по российским данным, летевшего с выключенным транспондером. Схожий инцидент произошел в конце апреля. Тогда, по американским данным, российский Су-27 сделал фигуру высшего пилотажа вблизи американского военного самолета.
- Вильнюс: ВВС НАТО на прошлой неделе пять раз сопровождали российские самолеты
- Разведка США назвала нормой перехваты российскими Су-27 американских самолетов
- Грушко: Россия продвигает идею полетов над Балтикой с транспондерами
- Стало известно о приближении бомбардировщиков США к новым базам России в Арктике
- Самолет-разведчик ВВС США приблизился к военно-морской базе Балтийского флота
- США прокомментировали готовность военной авиации России включать транспондеры
Во всех случаях американцы обвиняли российских летчиков в «непрофессионализме», который якобы мог привести к столкновениям. На это представитель российского Министерства обороны Игорь Конашенков отвечал, что «мы начинаем уже привыкать к обидам Пентагона». Действия российской авиации он называл оправданными. «Самолет-разведчик RC-135U всякий раз пытается подкрадываться к российской границе с выключенным транспондером. Поэтому дежурным силам ПВО приходится поднимать в воздух истребитель, чтобы визуально идентифицировать тип самолета и его бортовой номер», – заявлял он.
Полеты без транспондеров и с выключенными транспондерами создают опасность столкновений с гражданскими воздушными судами, утверждают и в России, и в странах НАТО. Однако каких-либо мер для решения проблемы не предлагалось вплоть до июля. На заседании Совета Россия – НАТО президент Финляндии Саули Ниинистё предложил запретить полеты без включенных транспондеров над Балтикой. Россия это предложение поддержала. При этом Владимир Путин напомнил, что требование полетов со включенными полетами для авиации стран НАТО куда актуальнее, чем для России. «Количество полетов стран НАТО над Балтикой в таком режиме в два раза превышает эффективность полетов российской авиации, – подчеркнул российский президент. – Это не наша выдумка, это статистика».
Таким образом, Россия фактически изменила свою прежнюю позицию. Если ранее ее представители утверждали, что размещать или не размещать транспондеры на борту самолетов – это суверенное право любой страны (никакие международные соглашения установки этих аппаратов не предусматривают), то потом Москва предложила компромисс. Более того, Россия выразила готовность работать непосредственно со странами региона, выражающими обеспокоенность в связи с полетами российской военной авиации. С этой целью правительствам стран Балтии, Польши, Финляндии и Швеции было разослано приглашение прислать своих представителей на консультации в Москву, где должен быть обсужден вопрос безопасности Балтийского моря.
Правда, уже ясно, что эти консультации если и пройдут, то не в полном составе. Министерство обороны Эстонии уже сообщило, что укрепление сотрудничества с Россией в области безопасности невозможно. Поэтому своих представителей в Москву страна не пришлет. Ведь это, как утверждают эстонские власти, идет вразрез с решением НАТО от 2014 года остановить любые контакты с Россией.
Российские предложения не вызвали энтузиазма и в США. Официальный представитель Пентагона Мишель Балданса не высказалась прямо и открыто за финскую инициативу. «Мы приветствуем заинтересованность России в прозрачности военных операций и в снижении рисков для улучшения безопасности», – сделала она весьма уклончивое заявление. И вот теперь НАТО, если верить авторитетному американскому изданию, окончательно отказалось от полетов с транспондерами.
Военный эксперт Виктор Мураховский считает, что подобный отказ был закономерен, не только потому, что, как он выразился, «в Балтийском море американские разведчики шныряют как в своем озере» и все эти полеты осуществляются с выключенными транспондерами. Он считает, что, согласившись на предложение финского президента, руководители стран НАТО поставили бы себя в крайне неудобное положение перед своими же избирателями.
«Не хотят они раскрывать маршруты своих самолетов не нашему Министерству обороны, которое их и так отслеживает с помощью своих радиолокационных средств, а своему обществу, – сказал Мураховский в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – В случае, если транспондеры были бы включены, тогда любой мог бы, зайдя на соответствующий сайт, увидеть, куда летит тот или иной самолет НАТО». Тогда не только потеряется эффект секретности, необходимый при разведывательных миссиях. В случае каких-либо инцидентов полагаться придется не только на слова оборонных ведомств, но и на независимые данные. «Оправдываться за ошибки своих военных политикам не хочется», – делает вывод Мураховский.