Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
20 июля 2016, 18:20 • Общество

В деле «приморских партизан» прокуратура рассчитывает на реванш

В деле «приморских партизан» прокуратура рассчитывает на реванш
@ Юрий Смитюк/ТАСС

Tекст: Олег Москвин

Так называемые приморские партизаны оправданы присяжными по одному из пунктов обвинения, двое из них освобождены прямо в зале суда. Оправдательный приговор неизбежно подхлестнет споры о том, кем же являются «приморские партизаны» – обычными уголовниками, политическими экстремистами или жертвами милицейского произвола.

Присяжные Приморского районного суда признали недоказанным один из ключевых пунктов обвинения против «приморских партизан» – совершение ими убийства четверых человек. Двое из обвиняемых прямо в зале суда отпущены на свободу, передает издание vl.ru. Прокуратура заявила о намерении обжаловать этот вердикт в Верховном суде.

Позиция государственного обвинения относительно причастности фигурантов к убийству жителей Кировского района в сентябре 2009 года осталась прежней

Напомним, что «приморскими партизанами» журналисты окрестили банду, действовавшую в Приморском крае в феврале – июне 2010 года. Она получила всероссийскую известность благодаря ролику в интернете, где ее члены объявляли себя идейными борцами с милицейским произволом. Уже четыре года продолжаются суды над участниками банды – братьями Александром и Вадимом Ковтун, Владимиром Илютиковым, Максимом Кирилловым, Алексеем Никитиным и Романом Савченко. Первый приговор был вынесен в феврале 2014 года. Александр Ковтун, Никитин и Илютиков были приговорены к пожизненному заключению (впоследствии Ковтуну и Илютикову приговор смягчили до 25 лет), Савченко приговорили к 25 годам (смягчен до 24 лет), Кириллова – к 22 годам (смягчен до 19 лет), Вадима Ковтуна – к 8 годам и двум месяцам.

Сомнения в главном пункте обвинения – два убийства сотрудников милиции и три нападения на сотрудников милиции – не возникают. Собственно, обвиняемые сами во всем признались еще до суда. Илютиков, Александр Ковтун и еще двое членов банды, которых следствие считает ее организаторами, Андрей Сухорада и Александр Сладких (они покончили с собой при задержании), записали видеообращение, которое разместили в одной из социальных сетей. В нем они заявили, что «объявляют войну» милиции и специально убивают милиционеров, борясь таким образом против милицейского произвола.

В ходе нынешнего процесса рассматривался вопрос о виновности «приморских партизан» по другому пункту обвинения – убийству с целью ограбления четырех человек, предположительно, причастных к наркобизнесу. Их они якобы застрелили, а потом закопали, забрав имевшиеся при них наркотики. По версии следствия, именно с этого преступления началась деятельность банды. Однако присяжные (десять женщин и двое мужчин) признали, что по этому пункту доказательная база, предъявленная следствием, недостаточна. Этот вердикт, вынесенный с небольшим перевесом (семь против пяти голосов), похоже, стал полной неожиданностью как для обвинения, так и для обвиняемых.

Двоим из них, Никитину и Вадиму Ковтуну, вообще инкриминировалась причастность только к этому преступлению. Никитин якобы помогал закапывать трупы, Ковтун сидел за рулем машины, подвозившей банду к месту преступления. Поэтому их обоих освободили в здании суда. Никитин сразу же заявил, что первым делом намерен повидать свою дочь – она родилась шесть лет назад, перед самым его арестом. 

На вердикт присяжных повлияло то, что в ходе слушания дела был обнаружен целый ряд неувязок в ходе следствия. Адвокат Кириллова Олеся Моисеева, например, указывала, что ее подзащитный в день убийства был на работе, не были найдены отпечатки подсудимых на машине, в которой они якобы подъезжали к месту преступления, следствие не объяснило мотив их действий: ведь все «приморские партизаны» не состояли на учете как наркоманы и в торговле наркотиками тоже замечены не были. Одним из самых странных моментов дела стало обнаружение в могиле, куда обвиняемые якобы закопали четырех убитых, девятой ноги, непонятно кому принадлежащей.

«Позиция государственного обвинения относительно причастности фигурантов к убийству жителей Кировского района в сентябре 2009 года осталась прежней, как и при первом рассмотрении уголовного дела», – цитирует «Интерфакс» сообщение приморской прокуратуры. В нем обращается внимание на то, что присяжные своим вердиктом, по сути, отрицают само преступление. А то, что оно было, следствие считает бесспорно доказанным.

«В данном случае мы, безусловно, намерены обжаловать вердикт присяжных, тут другого варианта быть не может», – заметили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе прокуратуры Приморского края.

Между тем Никитин и Кириллов в своих первых интервью после освобождения сообщили о намерении снять документальный фильм о своей судьбе. Не понятно, прояснит ли он, кем на самом деле были эти «партизаны» и имеет ли под собой какие-то основания миф о «приморских Робин Гудах», который появился после их ареста. Веские сомнения в том, что банда – мстители за произвол или даже просто обычные грабители, есть.

В видеообращении один из членов банды туманно говорил о «падении империи Российской Федерации», другой показывал на камеру указательный палец, то есть символ единобожия в исламе, который часто демонстрируют в своих обращениях исламисты. При этом Андрей Сухорада, Кириллов и Илютиков были известны как приверженцы идеологии националистов (мусульмане в среде русских ультраправых группировок редкость, однако подобные сочетания все-таки встречаются).

Известно, что Сухорада – неформальный лидер «приморских партизан» – сменил несколько радикальных организаций националистического толка. Впрочем, по крайней мере один из членов банды, Александр Ковтун, уже находясь в тюрьме, все-таки объявил о себе как об исламском радикале. Через Сеть он разместил письмо на одном из экстремистских исламистских сайтов (оно было подписано Сейфуллах Ковтун), подтвердив свое авторство через газету «Известия»

Интересно, что на суде участники банды фактически отказались от своего обращения. Во всяком случае, вину в убийствах милиционеров они не признали. Говорили, что виновны лишь в грабежах. А чистосердечные признания у них-де выбили в милиции.

А пока все неясности в деле не устранены, миф о «приморских партизанах» продолжает жить. Судя по проведенному по горячим следам, в 2010 году, опросу Левада-центра*, большинство россиян толком не разобрались в этом деле. Однако почти 34% опрошенных думают, что «приморские партизаны» – это люди, доведенные до крайности произволом и беспределом милиции». Недавно о старом мифе напомнил эпатажный художник Петр Павленский. Он собрался перечислить врученную ему организацией Human Rights Foundation премию имени Вацлава Гавела (ее сумма – 42 тыс. долларов) на юридическую поддержку «приморских партизан». Однако организация предпочла аннулировать премию, сообщив, что неприемлемо ее тратить на поддержку тех, кто выступает за насильственные действия.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............