Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

9 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

17 комментариев
31 мая 2016, 19:20 • Общество

Древняя московская мостовая отправится за стекло

Tекст: Олег Москвин

Разрешилась ситуация, связанная с обнаружением в центре Москвы фрагмента мостовой XVII–XVIII веков. В социальных сетях забили тревогу: из-за действий строителей памятник прошлого погибает. Реакция столичных властей устроила даже общественных защитников старины: принято решение о том, как сохранить найденный уникальный фрагмент.

Археологическое открытие сделали отнюдь не археологи. Деревянная мостовая была откопана на Тверской улице в районе дома номер 16 при прокладке кабеля, в рамках проведения плановых работ.

Естественно, никакого надзора археологов не происходит даже на центральных улицах города. Ну, как-то вот грустно, но такова жизнь

Несколько досок направили на дендрохронологическую экспертизу, чтобы установить точный возраст находки. Участок законсервировали. По-видимому, найден только маленький фрагмент древней мостовой. Основная ее часть находится под землей, там, где теперь располагается проезжая часть. Возможно также, что часть мостовой можно обнаружить и под тротуаром.

Это открытие, конечно, нельзя назвать научной сенсацией. Тем не менее известие о нем вызвало большой резонанс в социальных сетях. Причиной стал не сам факт обнаружения мостовой, а то, как с ним обошлись строители. 24 мая искусствовед Илья Боровиков написал о том, что большая часть находки была уничтожена экскаваторами при рытье траншеи. Затем последовал вал публикаций с фотографиями, запечатлевшими то, что произошло с найденной мостовой. Болезненная тема сохранения исторического наследия Москвы опять оказалась в центре внимания. «Мы теряем то, что сохранилось в городе, пережившем пожары Наполеона, бомбежки немецкой авиации в 1941 году. Мостовая, сохранная, целая, деревянная, вскрыта и разбита в один момент. В кучах грунта и песка валяются под ногами археологические артефакты», – пишет блогер Анна Николаева.

Последовала официальная реакция. Главный археолог Москвы Леонид Кондрашев опроверг информацию об уничтожении мостовой и о бездействии городских властей. «Там есть несколько участков, и не все сохранились на сто процентов, но то, что осталось, будет сохранено», – цитирует его слова ТАСС. Как передает агентство, Кондрашев утверждает, что уже в течение двух недель ученые проводят исследования останков мостовой. Следовательно, о том, что власти города о находке «забыли» – и не вспомнили бы, если б не блогеры, не может быть и речи.

А 31 мая заместитель мэра по вопросам благоустройства Петр Бирюков заявил о том, что найденный фрагмент будет музеефицирован – застеклен, снабжен подсветкой с подогревом для зимней эксплуатации. Какими будут границы нового туристического объекта, останется ли он только на законсервированном участке, где рылась траншея, непонятно. «Пока еще нет проекта, о котором стоит говорить, – сообщила газете ВЗГЛЯД советник администрации Департамента культурного наследия города Москвы Елизавета Устинова. – Вопрос городскими властями прорабатывается. Вы сами понимаете, место, где сделана находка, – это практически середина проезжей части».

Инцидент исчерпан, но осадок остался – так можно охарактеризовать реакцию тех, кто бил тревогу в связи со сложившейся ситуацией. Впрочем, намерений предъявлять дальнейшие претензии московским властям они не выражают. Известием о предстоящей музеефикации найденной мостовой Илья Боровиков в целом удовлетворен.

«Мостовая, конечно, очень сильно пострадала. Это факт, это было видно и сфотографировано многими. Так что то, что все осталось в неприкосновенности, – неправда. Другое дело, что у меня нет желания раздувать скандал. Наверное, реальность такова, что нельзя предложить провести археологические раскопы по всей длине этих траншей. Даже то, что сохранилась часть мостовой, и к вопросу ее сохранения конструктивно подошли, очень радует», – сказал Боровиков в беседе с газетой ВЗГЛЯД.

Многие общественники, заинтересованные в охране культурно-исторического наследия Москвы, считают ситуацию с музеефикацией мостовой счастливым исключением из печальной практики. Так, в движении «Архнадзор» говорят о несовершенстве законодательства в области охраны археологических памятников, трудно реализуемого в условиях города, чья история насчитывает не одну сотню лет.

«Закон обязывает не вести любые строительные работы, при которых углубляются в почву больше, чем на 30 сантиметров, на территориях охраны археологических объектов, – сказал в беседе с газетой ВЗГЛЯД координатор «Архнадзора» Петр Мирошник. – У нас же археологическим объектом считается все, что старше 100 лет. Соответственно, эти самые археологические объекты уничтожаются почти ежедневно, при любых строительных и прочих работах на территориях, на которых люди живут дольше этого времени. Поэтому ничего удивительного. Естественно, никакого надзора археологов не происходит даже на центральных улицах города».

0 голосов
0 голосов