Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
11 февраля 2016, 14:44 • Общество

Опасения по поводу чрезмерного контроля над Рунетом объяснили отсутствием информации

Опасения по поводу чрезмерного контроля над Рунетом объяснили отсутствием информации
@ Александр Кряжев/РИА Новости

Tекст: Иван Чернов

СМИ и эксперты активно обсуждают законопроект Минкомсвязи о контроле за интернет-трафиком в России. Как обычно при появлении новых предложений в сфере контроля за Сетью, высказываются опасения о нарушении тайны переписки и т.д. Однако пресс-секретарь президента и депутаты говорят, что о полном контроле речи не идет, равно как и об ущемлении прав пользователей.

Проект

России предстоит пройти еще довольно длинный путь, чтобы приблизиться к той степени контроля над Сетью, которая есть сегодня в Соединенных Штатах

Минкомсвязи России разработало законопроект о государственном контроле над прохождением интернет-трафика на территории России.

Наличие такого документа подтвердил чиновник профильного ведомства. Отмечается, что о нем знают сотрудники нескольких крупных операторов связи и интернет-компаний. Это проект поправок в законы «О связи» и «Об информации, информационных технологиях и защите информации», сообщили «Ведомости».

Как отмечают источники издания, документ реализует поручения президента Владимира Путина по итогам заседания Совета безопасности, состоявшегося осенью 2014 года. Совет обсуждал итоги учений по устойчивости российского интернета и вопросы его автономной работы: речь шла о минимизации рисков для Рунета в случае его временного отключения от внешнего мира при чрезвычайных ситуациях.

Законопроект Минкомсвязи предусматривает несколько способов, которые помогут органам государственной власти следить за маршрутами интернет-трафика по сетям связи. Министерство предлагает создать государственную систему мониторинга «использования ресурсов глобальной адресации и глобальных идентификаторов сети Интернет (DNS и IP-адресов)». Она должна будет отслеживать работу критических элементов инфраструктуры Рунета.

Как пояснил федеральный чиновник, все это поможет государству понять, как работает российский сегмент интернета, и защитить его от внешних атак.

Государство, в частности, предлагает создать резервную копию реестра IP-адресов, которая будет автоматически проверять наличие российских адресов в базе. По данным собеседника издания, эту услугу государство предложит операторам, но обязывать их пользоваться базой не будет.

Законопроектом также предлагается сделать зарубежные каналы связи и точки обмена трафиком более контролируемыми. Например, организовывать международные каналы связи смогут только операторы, имеющие лицензию на трансграничную передачу данных. Как поясняется, сейчас в России сложно подсчитать количество каналов связи, пересекающих границу, и среди них есть серые каналы, не учтенные профильными ведомствами. Теперь им придется выйти из тени и полностью выполнять российские законы (например, устанавливать системы СОРМ, дающие доступ к данным правоохранительным органам). При этом государство могло бы предложить им защиту и резервные каналы на случай чрезвычайных ситуаций.

Минкомсвязи также предлагает обязать операторов использовать только те точки обмена трафиком, которые внесены в специальный реестр, так государство «посчитает» владельцев таких точек и предложит им за счет бюджета построить резервные каналы связи.

Пока нет информации о том, какие средства потребуются на реализацию законопроекта и кто будет его главным исполнителем. Но, по данным источника в одном из операторов, будет выбран единый исполнитель – создатель «единой российской сети». Предполагается, что, скорее всего, им станет «Ростелеком». Представитель компании не прокомментировал изданию эту информацию.

Оценка Кремля и депутатов

По мнению пресс-секретаря президента России Владимира Путина Дмитрия Пескова, законопроект о регулировании интернет-трафика нельзя считать введением тотального контроля.

«Трактовать это как полный контроль над интернетом было бы неверно», – сказал он, назвав вольной подобную трактовку законодательной инициативы ведомства, передает ТАСС.

Он отметил, что «любая страна во многом зависит от современных технологий, но они позволяют лишать целые страны национальных сегментов интернета». «В этой связи такая большая страна, как Россия, должна обладать своим потенциалом, чтобы компенсировать возможные недружественные шаги, направленные на то, чтобы вывести из строя целые сегменты сети», – сказал Песков.

«Работы, конечно, в этой связи ведутся, такие задачи ставились», – приводит слова пресс-секретаря РИА «Новости».

При этом он отметил, что потенциально в интернете присутствует возможность угрозы безопасности. «Это потенциально возможно. Потенциально такая возможность присутствует, конечно», – подчеркнул Песков.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Илья Костунов («Единая Россия»), в 2104 году были проведены учения по защите российского сегмента интернета от возможных деструктивных внешних воздействий, от внешних дестабилизирующих факторов. Учения проводились органами российской власти.

«Но у нас до сих пор нет единой системы мониторинга состояния российского сегмента интернета. На мой взгляд, такая система должны быть создана. Единый орган должен понимать загруженность каналов связи, состояние оборудования, собирать практику наиболее эффективных способов устранения сбоев и нарушений, чтобы Сеть функционировала более стабильно. Более того, подобная система мониторинга и координации большого количества организаций, которые представляют собой российский интернет, позволит увеличить не только надежность сетей, но и их пропускную способность», – пояснил он.

Костунов не исключил, что, возможно, для создания такой системы потребуется изменение законов.

Кроме того, депутат подчеркнул, что законопроект Минкомсвязи предполагает контроль не за содержанием трафика, а за его техническими характеристиками. «Всякий раз, когда заходит речь о новой системе, необходимо предпринимать дополнительные усилия для отдельного проговаривания приоритетов обеспечения безопасности и интересов пользователей. Нужно, чтобы на всех стадиях проектирования системы конституционное право людей на тайну переписки, защита личной, семейной тайн всегда значились в списке этих приоритетов. А в отсутствие подобной информации люди начинают строить разные неверные предположения, и это самый худший вариант», – отметил Костунов.

По его информации, «дополнительного анализа содержания трафика не будет». «Наше действующее законодательство предполагает доступ к каждому каналу связи только с разрешения суда...

Если сравнивать с международной практикой, то, конечно, России предстоит пройти еще довольно длинный путь, чтобы приблизиться к той степени контроля над Сетью, которая есть сегодня в Соединенных Штатах или, например, в Великобритании. При этом в условиях нынешней обстановки основным приоритетом должно быть обеспечение безопасности российского сегмента интернета наряду с постоянным повышением его потребительских характеристик, например, скорости», – заявил он.

Депутат также напомнил, что российский сегмент интернета формировался как часть международного. И номера автономных систем (группы ай-пи-адресов) фактически выдавались американскими организациями. Создаваемая российская система мониторинга позволит «отслеживать технические последствия управленческих решений зарубежных организаций».

Другие оценки

При этом сразу несколько человек, имеющих отношение к интернету и компьютерной безопасности, отметили, что читали публикации в СМИ о новом законопроекте, однако все равно отказываются от комментариев, аргументируя это тем, что «нужно время, чтобы понять, о чем конкретно идет речь в документе».

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян добавил, что, на первый взгляд, новый законопроект напоминает ему концепцию развития мультисервисных сетей, раскритикованную многими экспертами и так и не притворенную в жизнь.

Советник президента России по интернету Герман Клименко также отказался от комментариев, добавив, что, конечно, в курсе ситуации. «Мне нужно какое-то время, чтобы все изучить», – пояснил он.

Ведущий аналитик «Регионального общественного центра интернет-технологий» (РОЦИТ) Урван Парфентьев также не смог дать газете ВЗГЛЯД оценку документа, не изучив его досконально. Однако высказался по нескольким тезисам, которые сейчас особенно остро обсуждаются.

«Идет ли речь о мониторинге содержимого трафика или только о технических его параметрах? Контроль за содержимым, то есть возможность физического изучения пересылаемой информации – это, безусловно, нарушение тайны корреспонденции. И в этом плане есть очень четкая позиция, в том числе и российской судебной системы. Кто-то, может быть, помнит, как екатеринбургский юрист отсудил у Google Russia 50 тыс. рублей за чтение электронных писем – гражданин обнаружил, что ему приходят рекламные сообщения на основе содержимого даже не его поисковых запросов, а писем, которые лежат в его почте», – напомнил Парфентьев.

При этом, безусловно, в ряде случаев доступ к переписке на вполне законных основаниях имеют правоохранительные органы. Все эти случаи также прописаны как в международном, так и в российском законодательстве. Производиться такие вещи могут только по решению суда и только в случае особой необходимости, в рамках расследования конкретного уголовного дела.

В чем-то с точки зрения невмешательства государства в дела Сети Россия даже обходит другие страны. «Здесь можно говорить об антитеррористических законах, принимаемых как в США, так и в Евросоюзе. Правда, там и там совершенно разное соотнесение этих норм с гражданскими правами человека. Мы все видели, как в последние 15 лет в той же Америке зачастую имели место принятие нормативных актов и соответствующая практика, допускающая доступ к конфиденциальным данным людей, трактующая его в очень расширительном смысле. В Евросоюзе немного не так. Там только в прошлом году, а не в 2001-м, столкнулись с такой серьезной угрозой терроризма. И сейчас только обсуждаются подобные меры. Учитывая, что Евросоюз – это не единое государство, а союз государств, принятие любых подобных решений здесь будет проходить дольше и сложнее», – заключил он.

Напомним, еще в октябре 2014 года глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщал, что российские власти разработали план по защите отечественного сегмента Сети на случай возможных отключений, но по-прежнему совершенствуют его, в том числе в рамках консультаций со странами БРИКС.

Тогда же в Кремле предупредили об угрозе отключения Рунета извне, отметив, что проведенные Минкомсвязи совместно с силовыми ведомствами учения продемонстрировали недостаточную устойчивость работы Сети на территории России.

Президент Владимир Путин отметил, что Россия «фиксирует постоянный рост компьютерных атак на российские информационные ресурсы». По мнению Путина, России нужен комплекс дополнительных мер в области информационной безопасности.

После этого Никифоров заявил, что Россия готова отразить деструктивное воздействие извне на отечественный сегмент интернета. Он также подчеркнул, что Россия считает, что бессмысленно игнорировать участие государств в управлении инфраструктурой интернета.

В сентябре 2014 года газета ВЗГЛЯД сообщала о возможных последствиях отключения Соединенными Штатами российского интернета.

..............