Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПерспективная российская ракета может создать конкуренцию другим разработкам
Одно из крупнейших в России ракетно-космических предприятий – центр «Прогресс» – анонсировало показ проекта новой ракеты-носителя. Предполагается, что «Союз-5» будет построен на новой технологии питания двигателя, что станет шагом вперед в мировой космонавтике. Однако есть у проекта и ряд недостатков.
Эскизно-технический проект принципиально новой российской ракеты-носителя «Союз-5» планируется завершить к началу следующего года, сообщил генеральный директор самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин.
Модернизированные «Союзы» имеют двигатели, которые легко на газ переводятся
Макет перспективной ракеты, разработанной в инициативном порядке, будет представлен на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском в конце августа.
«Ракета-носитель «Союз-5.1» – это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить «Союз-2». В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам: Роскосмосу и Министерству обороны», – сказал Кирилин.
По словам гендиректора, для выхода на «защиту» проекта нужно провести экспертизу, которая пройдет в конце этого или начале следующего года. «Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021–2022 годах», – рассказал он, передает РИА «Новости».
Ракета-носитель «Союз-5.1» сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (около 200 километров) «Союз-5.1» будет выводить груз массой 9 тонн, что несколько больше, чем ныне эксплуатируемый «Союз-2.1б».
- В США успешно испытали модернизированный ракетный двигатель RS-25
- США начали зарабатывать на ядерной сделке с Ираном
- Украина довела легендарный Южмаш до катастрофы
- На Восточном приняли первую телеметрию со стартовавшего "Прогресса"
- Максим Литвак: В пилотируемой космонавтике мы многое потеряли
В начале августа главный конструктор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов назвал предполагаемую стоимость запуска – около 50 млн долларов. Этот параметр является одним из ключевых, так как разные ракеты, выполняя аналогичную функцию, различаются по затратам на запуск, что на высококонкурентном рынке становится критически важным. Уже сейчас разработка американской компании SpaceX ракета Falcon 9 обходится в эксплуатации дешевле, чем у конкурентов: стоимость запуска Falcon 9 составляет от 56 до 77 млн долларов, в то время как запуск российского «Протона» или европейской ракеты Ariane 5 обходится в 100 млн и 200 млн соответственно.
В декабре Россия успешно испытала ракету-носитель тяжелого класса «Ангара-А5», которая со временем заменит «Протоны», но пока ее запуск стоит еще дороже. Кроме того, для коммерческих запусков «Ангару» начнут использовать еще не скоро, первое время она будет выполнять государственную программу. Так что конкурентом Falcon 9 назначено стать «Союзу-5».
«Эта ракета должна отвечать нескольким важным требованиям: иметь грузоподъемность при запусках с космодрома Восточный не менее 9 тонн, надежность не ниже, чем у ракеты-носителя «Союз-2.1», стоимость с использованием разгонного блока «Фрегат» не больше 50 млн долларов», – рассказывал Баранов.
По его словам, ракету будут собирать из унифицированных частей. Год назад Александр Кирилин сообщал, что запуск носителя будет примерно в 1,5 раза дешевле, чем запуск ракеты-носителя «Союз-2».#{smallinfographicleft=752202}
В то же время замминистра обороны России Юрий Борисов заявлял, что ведомство готово рассмотреть «Союз-5» в качестве альтернативы «Ангаре». «Мы договорились, что они (РКЦ «Прогресс») нам дадут материалы эскизно-технического проекта, а мы оценим возможность по критерию «цена-качество» использования этого носителя в интересах космической группировки Минобороны», – сказал Борисов.
При этом ожидается, что на базе новой разработки можно будет создать целую серию носителей, включая тяжелый и сверхтяжелый.
РКЦ «Прогресс» разрабатывает «Союз-5.1» на сжиженном природном газе в инициативном порядке. Предприятие предлагает включить создание ракеты в Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы.
Конструктор ракетных двигателей Павел Булат уверен, что в плане стоимости «Союз-5.1» действительно будет конкурировать с Falcon, но будет превосходить ее по качеству.
«Falcon – в принципе, дешевая ракета, примитивная. Там нет никаких особенностей. Просто парни – молодцы, собрались и сделали. Если ее еще научатся на хвост сажать, будет совсем хорошо, потому что 90% стоимости этой ракеты – двигатель», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
«Скорее всего, «Союз-5.1» – реинкарнация проекта «Русь», перетянули первоначальную идею «Ангары», которую собирались делать на метане, – рассказал эксперт. – Использование сжиженного природного газа вместо керосина – это шаг вперед. Метановых ракет сегодня никто не производит. Это экологически чистое топливо, удельный импульс будет побольше. А учитывая, что метан не выделяет сажи при горении, двигатель потенциально будет выдерживать 50 запусков. Если придумают схему по спасанию движков на парашютах, он сможет использоваться многократно. Основная стоимость ракеты – двигатель первой ступени, самый мощный. Он может полететь, а на высоте 25 км отстегнуться и прилететь назад на парашюте. Для европейцев и американцев это сложно, потому что непонятно, куда сажать, а нам просто, потому что он может садиться где-нибудь в Северном Казахстане».
«Метановая ракета – это очень перспективно, – добавил он. – Делать ее не так сложно, как на водороде. У водорода очень маленький атом, он лезет во все щели, сложно делать конструкцию. А метановая ракета так же хороша по удельному импульсу, и при этом абсолютно отработанная технология, нет никаких проблем ни с хранением, ни с транспортировкой, ни с заправкой. При освоении этой технологии следующий шаг – переход на детонационное горение, потому что организовать его по схеме «керосин плюс кислород» очень сложно, скорее всего, невозможно. А вот метан – подходящее топливо. Модернизированные «Союзы» имеют двигатели, которые легко на газ переводятся. Там проблем не больше, чем перевести двигатель с дизельного топлива на газ».
При этом эксперт высказал опасения, что «Союз-5.1» станет конкурентом для других российских же разработок. «Ангара» по своей концепции должна заменить все типы носителей, от легкого до среднего, может, даже потом до тяжелого. Получается, делаем внутреннего конкурента, – поделился он своими сомнениями. – Под «Ангару» строится космодром Восточный. «Союз-5.1» на метане... Где будут запуски осуществляться? Будут делать на французской Гвиане комплекс для сжиженного газа, куда будут привозить топливо с Сахалина? Предположить, что сжиженный газ будут перевозить железнодорожным транспортом на Байконур, честно говоря, сложно».
«Если бы сейчас отмотать время лет на 15 назад, наверное, стоило бы делать не «Ангару», а развивать направление «Русь», «Союз» и сделать отдельный тяжелый универсальный носитель. Но сложилось, как сложилось», – заключил он.