Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

15 июля 2015, 12:33 • Общество

«Эра космических соревнований закончилась, когда не стало СССР»

США объявили о своем лидерстве в космосе

«Эра космических соревнований закончилась, когда не стало СССР»
@ NASA

Tекст: Иван Чернов

Американский зонд New Horizons впервые передал на Землю сигнал после сближения с Плутоном. После этого советник Барака Обамы назвал США мировым лидером в космосе, а в НАСА назвали американцев первой нацией, «посетившей» все планеты Солнечной системы. Российские эксперты воздали им должное.

Миссия выполнима

Зонд New Horizons передал на Землю первый в истории сигнал после сближения с Плутоном. Сигнал, который получили в НАСА, содержал сведения о том, что системы аппарата работают нормально и что зонд готов к передаче информации.

Определять сейчас, кто первый, а кто не первый, – уже не комильфо, это не круто

На сайте НАСА сообщается, что связь с Землей длилась около 15 минут. Кроме того, почти сутки зонд не отправлял сигналы, чтобы побольше успеть сфотографировать, пока он находится рядом с Плутоном.

Ранее аппарат передал на Землю снимок Плутона разрешением 4 км на пиксель. Ожидается, что качество новых кадров будет еще лучше и даже значительно выше. New Horizons может делать цветные снимки с разрешением 0,5 км на пиксель и черно-белые фотографии с разрешением 100 м на пиксель.

Накануне New Horizons приблизился к Плутону на 12,5 тыс. км, что является минимально возможным расстоянием, передает РИА «Новости».

Цель максимального сближения с Плутоном – сбор как можно большего количества информации о самой карликовой планете и ее крупнейшем спутнике Хароне (который также считается частью двойной планетной системы Плутон-Харон – прим. ВЗГЛЯД).

В планах дальнейшего полета – максимальное приближение и к Харону (на 28,8 тыс. км), высококачественные фотографии которого New Horizons также сделает. Далее зонд продолжит свой путь к границе Солнечной системы и выйдет в скопление большого количества небесных тел, которое астрономы называют поясом Койпера. Там он будет исследовать кометы и другие карликовые планеты, добавляет ТАСС.

В июле НАСА сообщало, что на основе данных, полученных с помощью New Horizons, составляется карта Плутона.

New Horizons был запущен в космос еще в январе 2006 года. Через год он прошел мимо Юпитера на рекордно близком расстоянии в 2,3 млн км. Затем долгое время аппарат находился в «спящем режиме». Свое нынешнее путешествие к Плутону зонд начал в январе этого года.

Сам себя не похвалишь...

Новость об успехе миссии в районе Плутона в штаб-квартире НАСА в Хьюстоне и в администрации США в Вашингтоне встретили с воодушевлением.

Так, советник президента США по науке и технологиям Джон Холден заявил, что считает свою страну мировым лидером в космосе, сообщает НАСА.

«Я в восторге от последнего достижения НАСА, которое в очередной раз демонстрирует мировое первенство США в космосе», – сказал он.

По мнению Холдена, успех New Horizons подводит 50-летний итог исследованиям космоса и является логичным продолжением других проектов США: космической обсерватории Kepler и спутника DSCOVR.

Он добавил, что США первыми достигли Плутона, что является «выдающимся достижением, которым не обладает ни одна другая нация».

Вторит Холдену и глава НАСА Чарльз Болден. Он назвал США первой страной в мире, «посетившей» все планеты Солнечной системы, передает РИА «Новости».

«Сегодня мы вновь подняли планку человеческих возможностей», – добавил он.

«Мы продолжим узнавать о Плутоне, анализируя передаваемую информацию», – также сказал глава НАСА, подчеркнув, что миссия New Horizons «вдохновляет поколения на изучение космоса».

«С моей точки зрения, эра космических соревнований закончилась»

Как рассказал газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов, американцы объективно являются лидерами по исследованиям далекого космоса.

«И догнать их в ближайшее время вряд ли получится. Да, Советский Союз был наравне с США по исследованиям Марса, Венеры и других близлежащих планет. Но после распада СССР мы уже не могли с ними конкурировать в этом, а американские аппараты, те же «Вояджеры», уже вышли за пределы Солнечной системы. И они действительно пролетели и сфотографировали все планеты Солнечной системы», – подтвердил он.

Говоря о роли России в космических исследованиях, Железнов отметил, что она «осталась сильна в плане извозчика».

«Наши космические грузовики возят большинство грузов к МКС, и в этом смысле мы лидеры. Но, конечно, обидно быть на «подвозе» у других. А чтобы исправить ситуацию, требуется очень много времени и ресурсов», – добавил он.

Рассказывая о нынешней космической миссии, Железнов отметил, что благодаря зонду New Horizons впервые был получен четкий снимок Плутона. Фотографий Марса, Меркурия и т. д. было много и раньше, а о Плутоне у специалистов было гораздо более смутное представление.

При этом Плутон не является планетой в обычном понимании, с 2006 года бывшая девятая планета Солнечной системы была низведена до статуса карликовой планеты.

Николай Железнов напомнил, что после бурных дебатов девять лет назад астрономы перевели Плутон в промежуточный класс небесных тел, хотя этому решению сопротивлялись в США.

«Ведь Плутон в 1930 году открыл американец... – пояснил эксперт. – И изменение статуса Плутона могло сказаться на престиже Соединенных Штатов. Хотя если считать, что тогда открыли не планету, а целый пояс астероидов, к которым и принадлежит Плутон, можно сказать, что это было не менее важное, а может быть, и более важное открытие».

Плутон Железнов назвал уникальным объектом. Во-первых, он является частью двойной планетной системы Плутон-Харон. Изначально Харон считался просто спутником Плутона, но поскольку оба небесных тела вращаются вокруг одного общего центра масс, статус Харона повысился. А вокруг этой двойной планетной системы крутятся еще четыре спутника. Ничего подобного в Солнечной системе больше нет.

Плутон интересен еще и тем, что не только является крупнейшей известной карликовой планетой Солнечной системы и десятым по массе (без учета спутников) небесным телом, обращающимся вокруг Солнца, но также это самый крупный известный объект в так называемом поясе Койпера, в котором остается еще огромное количество астероидов и других неизученных объектов.

В свою очередь член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин высказал свой взгляд на «исключительность США».

«Нынешняя миссия по-своему, безусловно, уникальна. Каждая миссия, включающая дальние перелеты, реализуемая в течение многих лет, может быть названа уникальной. Этот проект начал готовиться давно, еще до того, как Плутон перестал быть планетой. Сейчас же он уже не планета, и заявления о том, что «США – первая нация, «посетившая» все планеты Солнечной системы, в этой связи выглядят, мягко говоря, некорректными», – отметил он.

«Я не хочу умалять заслуги американцев. Их, конечно, можно поздравить с этим результатом, – добавил эксперт. – Но если расставлять космические достижения разных лет «по ранжиру», то снимки с Плутона по значимости нельзя сравнивать ни с первым полетом человека в космос, ни с выходом в космос, ни с лунной программой, например».

По словам эксперта, НАСА нужно сказать спасибо, но если бы они «действовали еще и в интересах всего человечества, а не пытались доказать кому-то что-то, было бы еще лучше».

«С моей точки зрения, эра космических соревнований закончилась тогда, когда не стало СССР. И определять сейчас, кто первый, а кто не первый, – уже не комильфо, это не круто, если говорить молодежным языком. Да, когда были две сверхдержавы, которые соревновались во всем, отвечая высадкой на Луну на первый полет человека в космос и т. д., все было по-другому. Сейчас, на мой взгляд, круто быть не просто первым, а быть вместе с человечеством, а еще круче – возглавлять какой-то большой общечеловеческий проект, в котором участвовали бы все страны, а не выпячивать себя», – отметил он.

Добавим, что 15 июля исполняется 40 лет миссии «Союз-Аполлон». Советский и американский космические корабли стартовали 15 июля 1975 года, а два дня спустя произошла их историческая стыковка. Экипажи СССР и США провели вместе более 46 часов. И по воспоминаниям космонавтов – участников тех событий, никто не думал и не говорил тогда о политике.

«Мы решили для себя, что это будет просто стандартной миссией, тестовым полетом. Мы заявили об этом, то же самое сделала советская сторона, поэтому мы оставили политику за бортом», – приводит РИА «Новости» слова астронавта Томаса Стаффорда.

При этом первое космическое рукопожатие с Алексеем Леоновым Стаффорд считает одним из самых значимых моментов в своей карьере.

«Я не думал о том, как далеко это может вести, но я думал о пользе показать миру, что две страны с разными языками и, главное, с разными политическими системами могут работать вместе во имя общей цели», – добавил астронавт.