Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
22 июня 2015, 18:50 • Общество

Попытка присоединиться к ИГИЛ, похоже, останется безнаказанной

Попытка присоединиться к ИГИЛ, похоже, останется безнаказанной
@ vesti.ru

Tекст: Роман Крецул

Пытавшаяся сбежать в террористическое «Исламское государство*» московская студентка Варвара Караулова не понесет за это никакой ответственности и даже сохранит место в вузе. По соответствующему уголовному делу она проходит только как свидетель. Тем не менее российский закон оставляет возможность осудить Караулову – и это в итоге будет зависеть от некоторых обстоятельств.

Российские правоохранительные органы не стали привлекать студентку философского факультета МГУ Варвару Караулову. Как сообщил в понедельник адвокат семьи Карауловых Александр Карабанов, следственные мероприятия с ее участием завершены, сейчас она проходит по делу о своей предполагаемой вербовке в «Исламское государство*» исключительно как свидетель, передает РИА «Новости».

Сейчас она отдыхает, проходит курс реабилитации, общается с семьей

«Сейчас она отдыхает, проходит курс реабилитации, общается с семьей», – сообщил адвокат. «Правоохранительные органы продолжают следственные действия по поиску ее вербовщиков, но в детали этих действий нас не посвящают», – добавил Карабанов.

Одновременно декан философского факультета МГУ Владимир Миронов заявил о решении не отчислять Караулову из университета. «У нас должно появиться ее заявление с просьбой отправить в академический отпуск», – сказал он, добавив, что такая информация в университете есть от родителей девушки. «Через год она имеет право восстановиться на факультете», – пояснил он.

В начале месяца, когда Варвара была задержана турецкими властями в городе Килис на границе с Сирией, в МВД не исключили, что она может быть привлечена к ответственности за покушение в участии в незаконном вооруженном формировании.

Отец девушки Павел Караулов, с подачи которого, собственно, Варвару и начали разыскивать по всему миру, уже тогда заявил, что собирается доказывать ее невиновность, «что она не преступница, а жертва». «Думаю, она не очень понимала, куда едет. И преступных намерений у нее не было», – говорил он.

По данным открытых источников, с 2011 по 2014 год Павел Караулов возглавлял группу компаний «Информзащита». Эта структура является оператором системы информационной безопасности, которая защищает Министерство финансов, Банк России, Федеральное казначейство, Сбербанк, ВТБ, «Билайн», Росатом, «Норильский никель», ГАС «Выборы».

Адвокат Александр Карабанов в интервью газете ВЗГЛЯД так описывал линию, которой защита будет придерживаться в отношениях с правоохранительными органами: «Варвара стала жертвой вербовщиков. И не только она, кстати – по статистике ФСБ, за прошлый год было завербовано 1700 человек. И мы действительно хорошо понимаем, и сама Варвара это осознает, что все ее поведение, которое было в последний момент совершено, – это не ее стандартное поведение, поведение, выходящее за рамки ее обычной жизни. И это можно объяснить только путем воздействия каких-то психологических техник или даже применения психотропных веществ. Неправильно привлекать ее к ответственности. Если ее привлекут к ответственности, то мы получим много скрытых агентов подобных сект, которые будут бояться говорить правду», – сказал он.

По его словам, Варвара вернулась в Россию в подавленном состоянии. «С ее слов, она не понимает, как вообще оказалась в Сирии и насколько грамотно ей внедрили эту навязчивую идею. Она в полной мере сожалеет о содеянном», – рассказал адвокат.

Трудности доказательства

Статья 208 УК РФ (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) делает различие между теми, кто занимается организацией, руководством, финансированием вооруженного формирования, и простыми участниками. Первые подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. В ч. 2, где говорится о рядовых членах НВФ, есть оговорка: под таковыми признаются не только члены вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, но и те, кто участвовал в вооруженном формировании иностранного государства, «не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации». Наказание за это составляет от 5 до 10 лет. При этом, согласно этой же статье, лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.#{smallinfographicleft=751158}

Бывший судья Мосгорсуда, заслуженный юрист России Сергей Пашин в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение, что правоохранительные органы смогут привлечь к ответственности Варвару Караулову, только если у них получится доказать умысел на участие в НВФ. «Есть ли письма? Есть ли ее показания, показания свидетелей о ее намерениях? По каким каналам она выезжала? Получала ли она финансирование из-за границы, например?» – ответы на эти вопросы, по его мнению, могут стать и ответом на вопрос об умысле.

«Тут два ключевых вопроса: зачем, то есть на что был направлен умысел, и второй вопрос, вменяема ли она? Ответ на вопрос «зачем» у правоохранительных органов свой, но ведь нельзя основать обвинение на предположениях. Поэтому хорошая линия защиты – что ехали изучать исламскую культуру или совершенствоваться в языке, а может быть, еще что-то, мужа искать, например», – сказал Пашин. Юрист оценивает шансы обвинения в таком деле в 30%.

Что касается самого «Исламского государства», то участие в этой группировке, по мнению бывшего судьи, вполне подпадает под формулировку «в целях, противоречащих интересам Российской Федерации», на этот счет в России в 2009 году была принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Кроме того, ИГИЛ* признана террористической организацией решением Верховного суда от 29 декабря прошлого года.

Председатель коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев в интервью газете ВЗГЛЯД обратил внимание, что тот факт, что Варвара так и не пересекла сирийскую границу, сам по себе не может служить оправданием. Если следователи сочтут, что у нее был умысел на службу в ИГ, попытка пересечь границу будет рассматриваться как покушение на преступление. По его мнению, все зависит от того, какими материалами располагают следователи.

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Алексей Малашенко отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что вербовщики далеко не всегда прямо говорят своим подопечным, что им предстоит воевать и убивать: могут просто предложить посетить Сирию или Ирак, поехать изучать арабский язык и исламскую культуру, или, например, преподавать русский язык.

Кто-то действительно работает в ИГ по гражданской специальности. Других же ставят перед фактом, что они должны воевать, уже после прибытия. Обратной дороги при этом нет. Арабские СМИ со ссылкой на египетские власти сообщали, что только в последние несколько месяцев ИГ казнило более ста своих боевиков-иностранцев в Сирии, пытавшихся порвать с террористами и уехать на родину. За иностранцами, примкнувшими к ИГ, боевики ведут тотальный контроль.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............