Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Сдвиг вправо для наших крупных строек – дело привычное»
Эксперты оценили возможность переноса первого пилотируемого старта с Восточного
После публикации в СМИ информации о возможном переносе первого пилотируемого запуска с нового космодрома Восточный на два года пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что никаких официальных решений об этом пока не принималось. Эксперты в свою очередь перечислили плюсы и минусы новой ракеты-носителя «Ангара-А5В», из-за которой и обсуждается возможность переноса.
Официальных решений о сдвиге сроков первого пилотируемого пуска с Восточного не принималось, заверил в пятницу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя соответствующую информацию.
Нужно запускать «Союз» с Восточного как дублирующий старт для Байконура
«Мне неизвестно», – приводит слова Пескова РИА «Новости».
Ранее СМИ сообщали, что первый пилотируемый пуск с космодрома Восточный откладывается на два года.
По данным «Коммерсанта», вице-премьер Дмитрий Рогозин и руководитель Роскосмоса Игорь Комаров обратились к президенту России Владимиру Путину с предложением назначить первый пилотируемый пуск с космодрома Восточный не на 2018 год, как планировалось, а после 2020 года, и осуществить его при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5В», а не «Союзов».
Также Комаров сообщил представителям СМИ, что первый пуск «Ангары-А5В» запланирован на 2021 год, а уже в 2024-м в Роскосмосе рассчитывают осуществить стыковку перспективного космического корабля разработки РКК «Энергия» с орбитальной станцией.
Идея с отказом от пилотируемых запусков кораблей типа «Союз» с Восточного не была спонтанной, рассказал один из источников издания, на различных уровнях она обсуждалась еще с конца прошлого года, и несколько недель назад по поручению правительства Роскосмос подготовил по ней доклад на имя президента.
Путин ознакомился с ним и на встрече с Рогозиным и Комаровым 13 апреля принципиальных возражений не высказывал. В тот же день глава государства поставил на докладе положительную резолюцию, отмечает «Коммерсант».
Причиной для такого решения стало нежелание создавать на новом космодроме инфраструктуру под старые корабли, отметил источник в Роскосмосе: «Союзы» с 1960-х годов эксплуатируются на Байконуре, а с учетом того, что Россия продлит свое участие в программе МКС до 2024 года, необходимости создавать под них дублирующие площадки на Восточном нет.
Можно предположить, что уже в ближайшее время указ президента от 2007 года о сроках пилотируемого пуска будет частично скорректирован, предполагает издание.
Научный руководитель московского космического клуба Иван Моисеев в комментарии газете ВЗГЛЯД дал понять, что не может судить о том, насколько информация газеты отражает действительное положение дел и будут ли действительно подкорректированы сроки первого пуска, как о том пишет издание. Однако, если это случится, он не будет удивлен: «Сдвиг вправо для всех наших крупных строек – дело привычное».
Особо Моисеев остановился на ракете-носителе «Ангара-А5В»: «Новый носитель – это очень сложная и большая работа. Во-первых, сама «Ангара» предполагает большой прогресс по сравнению с тем, что мы на сегодня имеем, которого еще нужно будет добиться. Во-вторых, еще только предстоит работа по ее сертификации для пилотируемых запусков, притом что ракеты пока еще нет. Для этого нужно осуществить много запусков. Скажем, пять или как минимум четыре успешных запуска, прежде чем на нее можно будет посадить космонавтов. По всем нашим планам производство «Ангары» с возможностью ее первого запуска с людьми на борту потребует не менее пяти лет, если все это будет очень развито, а учитывая, что она совсем новая, тогда еще больше. Словом, пилотируемый запуск с Восточного откладывается на неопределенно длительный срок...» – заключил эксперт.
- Дальний космос пострадает первым
- «Фалькон» даже при не совсем удачном запуске оказывается дешевле «Протона»
- Строителей космодрома Восточный обвинили в пьянстве
- Сменился начальник строительства космодрома Восточный
- Роскосмос высказался за создание на орбите собственной станции
Что касается целесообразности «затачивать» первый пилотируемый пуск именно под новую «Ангару-А5В», а не под «Союз», Моисеев заметил: «Тут два обстоятельства. Во-первых, в перспективе надо будет делать пилотируемые запуски, конечно, на «Ангаре». По мере того, как она будет отрабатываться, сертифицироваться, на нее нужно их переносить. У нее больше нагрузка, больше возможностей – это уже аксиома. Но, с другой стороны, увязывать пилотируемые запуски именно с Восточного с «Ангарой» я, честно говоря, не вижу особого резона. Думаю, нужно идти по старому плану. То есть запускать «Союз» с Восточного как дублирующий старт для Байконура, как дополнительный, как страховка, как возможность для увеличения числа пусков. «Союзы» будут летать еще долго, и они всегда пригодятся. А «Ангару» уже спокойно делать по своему плану», – сказал он.
Также эксперт пояснил, почему на Восточном планировали дорогостоящие стартовые площадки под «Союзы», хотя теперь могут все переиграть.
«Когда мы предлагали конструкцию Восточного, а это наше предложение – московского космического клуба – «Союзы» там не предполагались. Но когда начали проектировать, решили расширить. И ничего плохого в этом в принципе нет, если, конечно, есть деньги и есть время. Мы же, повторюсь, предлагали только «Ангару» там ставить. Но получилось как получилось», – сказал он.
Напоследок эксперт оценил степень готовности «Ангары-А5В». По его словам, она находится сейчас в стадии эскизного проекта, «почти на нуле».
В свою очередь и член-корреспондент Российской академии космонавтики в комментарии газете ВЗГЛЯД Андрей Ионин не взялся судить о том, когда и примут ли власти официально решение об отсрочке первого пуска и переносе его на «Ангару». Он также акцентировал внимание не столько на сроках, сколько на новой ракете-носителе.
«Ангара-А5В» – это ракета, которая выводит 35 тонн. Зачем нам пилотируемый корабль массой 35 тонн, я вообще не понимаю. Восьмитонный «Союз» позволяет выводить на орбиту и спускать обратно на землю трех человек. Для того чтобы был экипаж в шесть человек, была более просторная и современная капсула, нужны где-то 15–20 тонн. Что такое пилотируемый корабль в 35 тонн? На какое количество экипажа он рассчитан, на 20 человек? И для какой задачи он тогда делается?» – недоумевает Ионин.
По его словам, для доставки людей на станцию – неважно, национальную или международную – не нужно столько людей. А для отправки в космос 3–6 космонавтов хватает тех самых 8–20 тонн, о которых он говорил. Притом что проще и безопаснее доставлять экипажи именно маленькими порциями, чем возить сразу помногу.
«Если мы говорим о лунной программе, тогда этот корабль де-факто получается частью лунного корабля, – рассуждает Ионин. – Но получается, что у нас абсолютно не останется средств для вывода на низкие орбиты. То есть мы сможем с этим пилотируемым кораблем летать только куда-нибудь к Луне и дальше. Но лунные программы у нас отложены на период после 2025 года, и зачем нам такой корабль к 2020-му, мне непонятно».
А самое важное в этих дискуссиях, по словам эксперта, вопрос безопасности космонавтов.
«На мой взгляд – человека, который занимался этим профессионально – сажать людей на водородную ракету («Ангара-А5В») – это самоубийство. На водородной ракете аварийные процессы развиваются мгновенно, никакие системы безопасности, даже если они будут установлены, просто не успеют сработать. Мы это видели, к примеру, когда погиб «Челленджер» (американский космический корабль, на котором в 1986 году погибли все семь членов экипажа – прим. ВЗГЛЯД)», – добавил он.
Ионин призвал всех четко понять, что развитие просто коммерческих запусков, где важна выводимая масса груза и развитие пилотируемой космонавтики, – это совсем разные направления.
«В одном случае это деньги, а в другом главный критерий – безопасность. Я за использование обычных, простых, но надежных двигателей. С этой точки зрения ракета «Союз», пусть она и старая, но она абсолютно безопасна, она намного безопаснее и «Зенитов», и шаттлов, и «Ангары», – резюмировал он.
Мысль о переносе пилотируемого пуска для использования при этом новой ракеты и нового транспортного пилотируемого корабля логична, считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Игорь Маринин.
«Идея, в общем-то, светлая. Зачем нам сейчас перетаскивать на Восточный старый «Союз»? Тем более это не так просто, его надо адаптировать под «Союз-2», строить свою структуру, стапеля и прочее. Эксплуатировать его, предположим, до 2020 года, то есть пять лет. А строить мы еще будем год-полтора. То есть на два-три года «городить» это на Восточном не имеет смысла», – приводит слова Маринина РИА «Новости».
Он отметил также, что не нужно связывать этот вопрос с эксплуатацией МКС и с полетами к ней космических специалистов. Когда будет создан новый транспортный пилотируемый корабль, разработкой которого занимается РКК «Энергия», его будут отправлять в космос наряду с действующим и хорошо зарекомендовавшим себя ТПК «Союз».
Добавим, что в Самаре начали собирать ракету «Союз-2.1а» для первого старта (непилотируемого) с космодрома Восточный в этом году. На местном предприятии обещают доставить ее к месту назначения к началу июня.
Космодром Восточный строится вблизи поселка Углегорск в Приамурье. Окончание строительства стартового комплекса космодрома запланировано на июль. Первый запуск со строящегося космодрома Восточный предварительно назначен на 25 декабря этого года.