Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
25 февраля 2015, 08:28 • Общество

Новый эсминец оснастят ядерным реактором

Новый эсминец оснастят ядерным реактором
@ кадр из видео tvzvezda.ru

Tекст: Дмитрий Литовкин

Главком ВМФ России поставил точку в многолетних спорах специалистов о том, каким двигателям нужно отдать приоритет в деле строительства российских кораблей будущего – газотурбинным или атомным. Одни дешевле, другие надежнее, но в итоге приоритетным направлением стало именно атомное. Для этого есть весомые причины.

Российские специалисты разрабатывают эскизные проекты авианосца и эсминца с атомной энергетической установкой, сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков в рамках церемонии закладки корветов проекта 20380 «Ретивый» и «Строгий» на Северной верфи в Петербурге. Закладка головного эсминца запланирована на 2016 год, причем военные готовы заказать серию из шести кораблей. Новые эсминцы будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны и станут «опорными точками в Мировом океане».

Адмирал Касатонов сетует, что наши моряки так и не научились грамотно обслуживать сложную и капризную газотурбинную технику

Этим заявлением военачальник поставил точку в спорах специалистов о том, каким будет облик российских кораблей. Суть многолетнего спора состоит в поиске оптимального двигателя: одна группа специалистов видит будущее за газотурбинными установками, вторая исключительно за атомными. В пользу одних говорит экономическая целесообразность, в пользу других – надежность.

Работы по созданию перспективного эсминца были внесены в гособоронзаказ 2014 года. Речь идет о многоцелевом корабле большого водоизмещения, оснащенном ударным оружием и с увеличенной автономностью. Новый эсминец должен прийти на смену проектам 956 и 1155 – основным российским надводным кораблям океанской зоны.

По открытым данным, разработкой перспективного эсминца (проект «Лидер») занимается Северное ПКБ – главное конструкторское бюро именно по надводным кораблям океанской зоны. Первоначальный вариант эсминца предполагал его исполнение в двух видах: с газотурбинной установкой и атомным реактором. Как объяснили газете ВЗГЛЯД в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге (институте, без заключения которого ни один корабль не будет создан в металле), наличие двух вариантов проекта говорит о его экспортной направленности.

«Нам давно стало понятно, что ставить атомную энергетическую установку на корабли водоизмещением до 8 тыс. тонн нецелесообразно, – объяснил газете ВЗГЛЯД бывший первый замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. – К этому же пришли и американцы. У них атомный реактор стоит только на авианосцах и атомных подводных лодках. Но и корабли класса «эсминец» они давно не строят».

По словам эксперта, ВМФ заказывал корабли класса не выше корвет/фрегат, в основном  для действий в ближней морской зоне вблизи баз развертывания. Сегодня перед страной стоят несколько иные задачи – флот снова становится инструментом политического влияния, а для этого он должен присутствовать вдали от своих берегов. Это, по словам Касатонова, одна из «политических» подоплек решения командования ВМФ строить именно корабли с атомными энергетическими установками. Новый эсминец «Лидер» проектируется сегодня в двух вариантах: с обычной газотурбинной водоизмещением 79 тыс. тонн или атомной энергетической установкой и более крупным водоизмещением, 1314 тыс. тонн.

Второй важный момент этой истории заключается в том, что до последнего времени все газотурбинные установки для российского ВМФ выпускались на Украине в Николаеве, на предприятии «Зоря» – «Машпроект». Однако из-за событий на Юго-Востоке Украины и отказа Киева от военно-технического сотрудничества с Москвой поставки прекратились. Поэтому под вопросом находится масштабная программа строительства фрегатов проекта 22350. На два корабля украинцы уже поставили газотурбинные агрегаты, но для остальных 15, оставшихся в госпрограмме вооружений, их придется производить самостоятельно.

«Мы имеем задание государства по оснащению российских кораблей нашими двигателями, которые прошли государственные испытания», – сообщил генконструктор Рыбинского НПО «Сатурн» Юрий Шмотин. – Речь идет о турбинных установках М70 и М75. Эти двигатели предназначены как для кораблей военно-морского флота, так и для гражданских судов, морских и приморских нефтегазовых объектов». Разработка установок идет совместно с питерскими конструкторскими бюро «Северная верфь» и «Алмаз», – говорит эксперт. Была проведена серьезная работа и сформированы технические требования по адаптации двигателей производства НПО «Сатурн» для установки на корабли ВМФ России. Однако это далеко не серийные образцы, и их ввод в эксплуатацию потребует дополнительных финансовых и технических решений.

Есть и чисто технические проблемы иного плана. Адмирал Касатонов сетует, что наши моряки так и не научились грамотно обслуживать сложную и капризную газотурбинную технику. По его словам, в какой-то момент для флота она стала настоящим тупиком. «Семейство газотурбинных эсминцев 956-го проекта типа «Современный», – вспоминает адмирал, вставало к стенке после первого же выхода в море – на них постоянно горели «котлы». Победить эту болезнь нам не удалось».

По словам главкома ВМФ Виктора Чиркова, «Лидер» станет универсальным судном, способным заместить сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсеры проекта 1144 типа «Орлан». Предположительно, он сможет развивать скорость до 30 узлов и получить от двух до четырех пусковых установок «Калибр» с ПКР «Калибр-НК» и «Оникс» дальностью действия более 300 км, так как его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Арли Берк». При этом зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году).

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли могут быть установлены и по два боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат и универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двух палубных вертолетов типа Ка-27 или Ка-32.

Частично новое вооружение будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности фрегатах проекта 22350. Однако необходимость испытания и доводки этого вооружения может сказаться на сроках начала строительства нового «Лидера».

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один – тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность же семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

 «Обслуживание атомной энергетической установки значительно проще газотурбинной, – уверен адмирал Игорь Касатонов. – У нас было построено 300 корабельных реакторов. Накоплен огромный опыт их эксплуатации».

Кроме того, как отмечает адмирал, появились новые, более эффективные и безопасные атомные реакторы. Сегодня они стоят на подводных ракетоносцах 955 проекта типа «Борей» и многоцелевых атомных подводных лодках 855 проекта типа «Ясень». Ничто не мешает ставить их и на надводные корабли. Тем более, перед флотом уже стоит задача действовать в дальней морской зоне.

..............