Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

9 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
25 декабря 2015, 14:15 • Общество

Напуганных новыми правилами обмена валюты успокоили

Напуганных новыми правилами обмена валюты успокоили
@ Артем Геодакян/ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Центробанк выпустил новую редакцию правил обмена валюты, вызвавших обеспокоенность у части граждан. Желающих обменять сумму свыше 15 тыс. рублей могут попросить дать больше данных о себе. Эксперты согласны, что это доставит некие неудобства, но особых рисков для потребителей не несет: никто не собирается облагать обменные операции налогами или запрещать покупку долларов.

Новые правила и разъяснения

Она направлена на то, о чем я уже сказал, и частично на то, чтобы люди больше сбережений держали в рублях

Центральный банк России вынужден был разъяснить новые правила идентификации банками клиентов, опровергнув данные СМИ о том, что при обмене валюты обычным людям придется заполнять анкеты.

«Действующее законодательство позволяет не идентифицировать физическое лицо при осуществлении им операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 тыс. рублей либо ее эквивалента в иностранной валюте. Если сумма операции выше, идентификация проводится на основе документа, удостоверяющего личность», – говорится в сообщении на сайте ЦБ.

Получаемые при идентификации сведения кредитная организация фиксирует в анкете (досье), которую оформляет в соответствии с положением Банка России № 499-П различными способами. В том числе это может быть сделано на основе использования предусмотренных действующим законодательством реестров операций с наличной валютой. Они оформляются самими кредитными организациями, в них могут быть включены необходимые для идентификации данные физического лица, пояснили в финрегуляторе.

«Таким образом, законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п. Положение не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», – говорится в сообщении.

Другими словами, если в банке работают профессионалы, способные построить работу таким образом, чтобы не просить клиента фиксировать информацию о себе, проблем у людей не будет. Но и «необязанность» для физлиц самостоятельно заполнять бумаги полностью не исключает того, что часть банков все равно пойдут на это.

В четверг СМИ сообщили, что согласно новому положению Банка России, при обмене валюты клиенту придется пройти полную идентификацию, заполнив анкету, которую необходимо заполнять каждому человеку, впервые пришедшему на обслуживание в банк.

Портал Bankir.Ru со ссылкой на сообщение пресс-службы Центрального банка объяснял, что операции по обмену валюты отсутствуют в числе перечисленных в 115-ФЗ, когда должна проводиться упрощенная идентификация клиентов: «Банк России издал Положение № 499-П в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» взамен утрачивающего силу с 27 декабря текущего года Положения № 262-П. При этом новый нормативный акт не содержит положений, допускающих проведение упрощенной идентификации при осуществлении операций, связанных с обменом валюты», – говорилось в сообщении.

«Обмен валюты – это же не бизнес»

Новость о новых правилах обмена валюты вызвала немалый резонанс среди пользователей интернета. Высказываются предположения, что Центральный банк на фоне непростой экономической ситуации в стране и мире стремится таким образом жестко контролировать все денежные операции, а также склоняет россиян к тому, чтобы те оставались в рублях и не меняли их на доллары.

Еще более интересная гипотеза касается необходимости оплаты 13-процентного налога с каждой операции по продаже валюты. Якобы еще с 2014 года люди должны делать это на основании письма Минфина. Но на практике пока вроде бы подобного не происходило, да и не «засветиться» при обменных операциях было проще. Теперь же, жестче отслеживая операции по продаже валюты, никто не гарантирует, что в перспективе вам не будет «выставлен 13-процентный счет» и за них.

Впрочем, пока это только гипотеза. Независимый экономист Нарек Авакян в комментарии газете ВЗГЛЯД назвал ее «полным бредом». «Обмен валюты – это же не бизнес, просто люди пытаются спасти свои сбережения. Я не представляю, чтобы кто-то облагал эту операцию налогом. Это все равно что брать налоги за то, что живешь, дышишь...»

Новые правила обмена валюты он связал с желанием Центрального банка лучше контролировать денежные потоки, поскольку именно на операции с обменом валюты приходилось очень много мошеннических схем. И контролировались эти операции меньше, чем многие другие. «Теперь налаживается контроль даже не за капиталом, а именно за нелегальным выводом», – пояснил он.

В целом он считает новые правила «локальной мерой» и не видит оснований для беспокойства: «Частично она направлена на то, о чем я уже сказал, и частично на то, чтобы люди больше сбережений держали в рублях. Это очевидно», – добавил он.

Эксперт не считает, что те, кому очень нужно поменять валюту, откажутся от этого, даже если банк попросит их заполнить анкету.

В свою очередь партнер консалтинговой компании R&P Consulting Михаил Левандовский связал новую меру с трендом на наведение властями порядка в финансово-экономической сфере. «В этом смысле этот шаг достаточно логичен, – подчеркнул эксперт. – Если говорить о российском бизнесе, то он долго был значительно свободнее европейского и постепенно приближается к последнему по числу ограничений. Я вижу в этом некую инерцию запущенной еще до кризиса тенденции к наведению порядка. Может быть, конечно, именно сейчас и не стоило вводить новых ограничений, я считаю, что думать нужно больше не об усилении контроля, а о том, чтобы люди работали лучше, но в общую логику последние события вполне вписываются. Что касается обычных потребителей, никто, кроме тех, кто работает в определенной части бизнеса, от обмена валюты не откажется и сейчас», – полагает он.

По словам Левандовского, те россияне, что собирались уйти из рублей в доллары, уже сделали это. Те, кто и после захотят, все равно сделают. «И нынешняя мера никак на них не повлияет», – заключил он.

Касаясь обсуждаемого в интернете возможного 13-процентного налога на обменные операции, Левандовский отказался «гадать на кофейной гуще, говорить за власти страны и домысливать за них». «Кто-то, может быть, и видит тут риски, проводит какие-то аналогии с ранней российской или советской действительностью, я таких рисков сейчас не вижу», – заключил он.

Наконец, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов заявил газете ВЗГЛЯД, что новая мера была призвана «запугать людей», при этом закона о защите прав потребителей она не нарушает.

«Хотят запугать людей, идущих в обменники, мол, мы будем за вами следить, интересоваться тем, откуда у вас деньги. Но кроме психологического воздействия я здесь ничего больше не вижу, – признался он. – Те, кто честно заработал свои рубли и пошел менять их на доллары, могут и дальше спокойно идти в обменные пункты».

Также, по его словам, государство имеет право вводить новые правила и контролировать такие операции. «Меня разве что удивляет сумма, – добавил Голов. – Сумма крайне небольшая, но она может привести к большому увеличению работы для банковских служащих, придется заполнять кучу бумажек. Конечно, и сейчас при ряде операций, при определенных условиях тоже заполняются анкеты и другие документы, но сейчас такой работы прибавится».

Жалоб со стороны потребителей на нововведение в Общество защиты потребителей пока не поступало. Но вряд ли могло быть иначе – о документе ЦБ стало известно совсем недавно.

Голов уверен, что российские граждане «привыкли терпеть» и заполнят любые анкеты, если понадобится.

..............