1 октября, суббота  |  Последнее обновление — 20:03  |  vz.ru

Главная тема


За срывом разведения сил в Донбассе может стоять Запад

«Просто порвал»


Захарова высмеяла слова Бориса Джонсона «о самом мощном оружии против России»

«я остановил его»


В посмертном обращении Перес рассказал о несостоявшемся нападении на Иран

«высокомерие власти»


Пушков резко ответил Макфолу на твит о Путине

годовщина первого вылета


Успех российской операции в Сирии оказался неожиданным даже внутри России

большие надежды


Советник Порошенко Расмуссен захотел обсудить с Москвой Крым

на полях Генассамблеи


Керри: В Сирии русские нас перехитрили

слишком близко


Госдеп объяснил, почему США не бомбили «Джебхат ан-Нусру»

«Честь и правда»


В Мариуполе произошел скандал из-за школьного стихотворения о России

«новая реальность»


Антон Крылов: До какой же степени надо бояться Дональда Трампа, чтобы напрямую грозить Москве терактами?

Вопрос дня


В дискуссии о запрете абортов чьи права для вас важнее?

Поджогом здания ФСБ Павленский доказал обратное тому, что хотел

Политический перформанс отличается от искусства тем, что он вполне может быть разрушительным   9 ноября 2015, 17:05
Фото: кадр из видео Петра Павленского
Текст: Антон Крылов

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Своей акцией с поджогом двери здания ФСБ акционист Петр Павленский, по его словам, хотел продемонстрировать «полицейский характер» российской системы. В итоге он показал совершенно обратное. Конечно, если Павленский – художник, то ИГИЛ – скульпторы, однако руководство ФСБ вполне может выписать этому гражданину премию. Есть за что.

Общественное обсуждение поступка Петра Павленского, который под лозунгом борьбы с террористической угрозой поджег дверь здания ФСБ на Лубянской площади, идет по двум основным направлениям.

На ваш взгляд

 
Какая реакция на сожжение двери главного здания ФСБ художником Павленским кажется вам наиболее адекватной?







Первая ветвь обсуждения – был ли это акт искусства или это обыкновенное хулиганство? И вторая – было ли это обыкновенное хулиганство или преступление против государства? Попробуем разобраться и с этими, и с другими аспектами того, что сделал Павленский.

Более 10 лет назад московская школьница Анастасия Каримова принесла пакет с мандаринами в приемную ФСБ. Это была политическая акция, связанная с первым украинским Майданом, чьим символом были «наколотые мандаринки», о которых рассказывала жена Виктора Януковича. Никакого наказания Каримова за этот перформанс, разумеется, не понесла.

Оказывается, можно было объявить этот поступок не политической акцией, а чисто художественной. Оранжевые мандарины хорошо смотрятся на фоне серого гранита и символизируют то-то и то-то. К тому же мандарины в приемной могут считаться искусством с большим основанием, чем то, что сделал Павленский.

Понятное дело, что не существует исчерпывающих критериев того, что есть искусство, а что нет, и в итоге простая куча мусора превращается в художественный объект «Куча мусора», а неработающий туалет – в инсталляцию «Туалет не работает». Однако существенным критерием является новизна. Второй «Черный квадрат» не имеет ни малейшей художественной ценности, как и вторая «Банка супа «Кэмпбелл». С этой точки зрения Павленский, безусловно, новатор – раньше двери ФСБ никто не поджигал. Неприличную картинку напротив окон на мосту рисовали, было дело. Эта акция, кстати, получила главную премию VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация», одним из учредителей которой было Министерство культуры. А вот до поджогов до вчерашней ночи дело не доходило.

Петербургский художник Петр Павленский задержан в Москве за поджог здания ФСБ на Лубянке. На акцию Павленский отправился с канистрой бензина, которым он облил дверь подъезда и поджег ее, а потом сфотографировался на фоне пламени
Еще более важным критерием является ответ на вопрос – актом созидания или разрушения является сделанное художником. Если игнорировать этот параметр, то главными акционистами современности являются члены запрещенной в России группировки ИГИЛ, разрушающие памятники Пальмиры, а их художественными руководителями – талибы, уничтожившие статуи Будд.

Поджог двери – это разрушение в чистом виде, пусть и менее масштабное, чем взрыв Триумфальной арки в Пальмире. Поэтому никакого отношения к искусству поступок Павленского не имеет и не может иметь. Если называть Павленского художником, то игиловцы – это скульпторы, причем куда более монументальные. А подтянуть красивое художественное обоснование под разрушение древних памятников может любой студент-искусствовед.  

Политический перфоманс тем и отличается от чистого искусства, что он вполне может быть разрушительным. Снести памятник, разорвать портрет, бросить помидор в политика, поджечь дверь – все это явления одного и того же порядка. Разумеется, это не терроризм, но и не искусство. Это хулиганство или вандализм.

Собственно, именно по статье «Вандализм» и предъявлено обвинение Павленскому. Его действия совершены по политическим мотивам (это следует из «пояснительной записки» к видеозаписи поджога), а значит, речь идет о части 2 статьи 214 УК. Максимальный срок наказания по ней – три года лишения свободы либо аналогичный срок принудительных работ.

Сейчас сложно сказать, какое наказание даст Павленскому суд, и любые рассуждения на эту тему являются чистой спекуляцией. С одной стороны, физический ущерб минимален, с другой, все-таки дверь ФСБ – это не дверь, например, Министерства культуры.

И тут возникает вопрос уже не к Павленскому, а к самим «рыцарям плаща и кинжала». Почему главную дверь их главного здания можно беспрепятственно облить бензином и поджечь, и сотрудники полиции (не самой ФСБ) прибегут только через несколько минут?

Своей акцией Павленский доказал обратное тому, что обозначил в пафосном заявлении, которое прилагается к видеозаписи поджога. Он, в частности, пишет: «Федеральная служба безопасности действует методом непрерывного террора и удерживает власть над 146 000 000 человек. Страх превращает свободных людей в слипшуюся массу разрозненных тел. Угроза неизбежной расправы нависает над каждым, кто находится в пределах досягаемости для устройств наружного наблюдения, прослушивания разговоров и границ паспортного контроля».

Не очень понятно, о каком «непрерывном терроре» со стороны ФСБ может идти речь, если кто угодно может беспрепятственно поджечь дверь этой организации. И если бы в процессе поджога Павленский надел балаклаву и не стал бы дожидаться полиции, то и «неизбежная расправа» его, вполне возможно, миновала бы. 

Кстати, было бы красивым жестом со стороны руководства ФСБ выписать Павленскому премию – так компьютерные фирмы награждают хакеров, обнаруживших уязвимые места в их системах безопасности. Безусловно, охрана здания на Лубянке должна быть усовершенствована, потому что следующим может оказаться не склонный к самоистязаниям Павленский, а настоящий террорист с сумкой гексогена.

Таким образом, своей акцией Павленский продемонстрировал противоположное заявленному. Сама возможность беспрепятственного поджога двери главной спецслужбы явно свидетельствует о том, что Россия не является полицейским государством. Теперь только от прокуратуры и суда зависит, останется ли Павленский обыкновенным хулиганом или, подобно Pussy Riot, превратится во всемирно известный символ протеста.

Но при любом исходе событий ничего художественного в поджоге двери не появится и появиться не может.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............