Владимир Можегов Владимир Можегов Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

11 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

13 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

34 комментария
2 июля 2014, 19:33 • Общество

«Крайне тяжелая дорога»

Илья Уманский: В Крыму печальная ситуация с туристами

«Крайне тяжелая дорога»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

«Туристы, которые приходят в турфирмы с просьбой посчитать стоимость отдыха, сталкиваются с тем, что цены абсолютно не те, на которые они рассчитывали», – сказал газете ВЗГЛЯД вице-президент АТОР Илья Уманский. Он объяснил, почему в этом сезоне поток туристов в Крым пока оказался не таким массовым, как на то надеялись.

Замминистра курортов и туризма Крыма Ольга Бурова сообщила в среду, что с начала года в Крым прибыло 1 млн 772 тыс. человек – на 29,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда республику посетили 2 млн 515 тыс. человек. Она уточнила «Интерфаксу», что 55% пассажиров (969,3 тыс. человек) приехали на полуостров по железной дороге, 25% (447,9 тыс. человек) – через паромную переправу, 20% (354,9 тыс. человек) воспользовались самолетами.

Стоимость билета туда-обратно из Москвы составляет 13-14 тысяч на человека – это дорого. Это дорого для туриста, который выбирает Крым как некое направление бюджетного отдыха

«По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число пассажиров, прибывших через паромную переправу, увеличилось в 2,8 раза (с 158,7 тыс.), авиатранспортом – в 1,6 раза (с 227,7 тыс.), а вот поездами к нам прибыло пассажиров в 2,1 раза меньше – было 2 млн 128,7 тыс., а стало 969,3 тыс. человек», – добавила Бурова.

Что касается непосредственно туристов, то по состоянию на 30 июня в Крым прибыли 1 млн 89 тыс. человек, что на 35% меньше аналогичного периода прошлого года (1 млн 681 тыс.). По словам Буровой, в местах коллективного размещения на 30 июня отдохнуло 180 тыс. человек, это в 1,9 раза меньше уровня прошлого года (352,2 тыс. человек).

В свою очередь временно исполняющий обязанности руководителя Ростуризма Олег Сафонов уверен, что нынешний туристический сезон для Крыма будет успешным. «По нашим данным и по данным коллег из Крыма, миллион россиян уже посетили Крым», – отметил он. По словам Сафонова, «это серьезное достижение в связи с имеющейся ограниченной транспортной доступностью».

Между тем по прогнозам Ассоциации туроператоров России (АТОР) отели Крыма в этом году наверняка недосчитаются до 50% туристов. Почему так может быть, газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент АТОР Илья Уманский.

ВЗГЛЯД: Илья Геннадьевич, все авиарейсы в Крым заполнены. Почему поток туристов не увеличивается?

Илья Уманский: Действительно, за прошедший период все самолеты, которые отправлялись в Крым, были заполнены. Но среди пассажиров не все были туристами. В Крым отправилась куча различных чиновников, силовиков, бизнесменов. В рамках страны неожиданно появился новый регион, в котором надо создавать с нуля всю нашу государственность. Туда отправились все, кого только можно представить. Поэтому самолеты действительно были загружены. А туристов среди них было не так много, о чем свидетельствуют наши данные.

(фото: tourprom.ru)

Илья Уманский (фото: tourprom.ru)

Есть единичные случаи достаточно неплохой загрузки отелей. Это произошло там, где сильный менеджмент, который в этих условиях смог закрыть этот вопрос. При этом нам поступает много звонков с просьбой помочь, направить каких-то туристов, потому что предпринимателям реально нечем выплатить зарплату сотрудникам, которых они наняли в надежде на туристов.

ВЗГЛЯД: На ваш взгляд, в чем причина меньшего числа туристов?

И.У.: Все из-за перевозки. Крым всегда был бюджетным направлением, которое дешевле на 20–25% отдыха в Краснодарском крае. Основная масса прибывала либо на поездах, либо на личном транспорте. Поездов нет, а чтобы добраться на автотранспорте, нужно совершить героический поступок, особенно если с детьми. Поэтому добраться туда «бюджетно» возможностей нет, а небольшая часть билетов на организованные авиационные перевозки вся раскуплена. А новые перевозки, которые появились помимо субсидированных, дорогие. Стоимость билета туда-обратно из Москвы составляет 13–14 тысяч на человека – это дорого. Это дорого для туриста, который выбирает Крым как некое направление бюджетного отдыха.

Плюс ко всему есть психологический момент, когда не оправдываются ожидания. На протяжении долгого времени людям рассказывали по телевизору про Крым как место недорогого отдыха и про то, что государство сделало все возможное, чтобы туда можно было добраться за небольшие деньги. Рассказывали о ценах в 7 тысяч рублей за авиабилет из Москвы, а из регионов, благодаря субсидиям, за еще меньшие деньги. Но туристы, которые приходят в турфирмы с просьбой посчитать стоимость отдыха, сталкиваются с тем, что цены абсолютно не те, на которые они рассчитывали. В итоге турист разворачивается и либо выбирает другое направление, либо вообще не едет. То есть ключевая причина – это перевозка. Ее недостаточное количество – раз, и дороговизна – это два.

ВЗГЛЯД: На каком уровне были цены на авиабилеты в прошлом году?

И.У.: Они были примерно на том же уровне, но надо понимать, что люди никогда массово не летали в Крым на самолетах, выбирая более доступные варианты транспорта. А сейчас, если мы пытаемся пересадить всех с бюджетного вида транспорта на самолеты, надо как минимум обеспечить сопоставимую стоимость этой перевозки с бюджетными вариантами.

ВЗГЛЯД: По какой причине проблемы с тем, чтобы доехать на поезде?

И.У.: Во-первых, РЖД отказались от продажи билетов в Крым из-за разногласий с Украиной, во-вторых, на Украине как минимум война идет. Поэтому поезда не ходят в принципе, независимо от того, опасно или нет. Есть варианты доставки через Анапу. Люди добираются до нее или Краснодара на поезде, потом пересаживаются на автобусы, их переправляют паромной переправой. Для небольшого количества это, может, и выход, но это крайне тяжелая дорога. Люди не выбирают этот вариант транспортировки. Если посчитать, то только из Москвы сутки ехать до Анапы, а потом еще десять часов разными видами транспорта добираться до места отдыха. Это, конечно, мало кого привлекает.

ВЗГЛЯД: То есть ожидания местных чиновников о том, что к концу года Крым сможет принять до 4 млн туристов, завышены?

И.У.: Я скептически отношусь к тому, что такая цифра достижима, если ничего резко не изменится.

ВЗГЛЯД: Что может измениться?

И.У.: Некоторое время назад премьер-министр Дмитрий Медведев высказался, что авиабилеты из Москвы дорогие. И вдруг на следующий день у «Аэрофлота» опять появились билеты за 7,5 тысяч рублей. Накануне президент России Владимир Путин поручил премьер-министру принять дополнительные меры по обеспечению доступности перевозок пассажиров и грузов в Крым и в обратном направлении. Срок исполнения – до 18 июля. Не исключено, что сейчас у нас вдруг что-то произойдет. Когда у нас подключаются первые лица, ситуация вроде как нормализуется иногда.

В данных обстоятельствах, если все будет идти так, как идет сейчас, то сильно сомнительно достижение таких показателей. Хотя, может, крымские чиновники знают то, чего не знаю я.

ВЗГЛЯД: Предпринятые властями меры помогли увеличить поток туристов в Крым? Без этих действий ситуация была бы еще хуже?

И.У.: Безусловно. Надо понимать, что в прошлом году самолеты летали в Симферополь исключительно из Москвы и Санкт-Петербурга. Единичные рейсы были из Екатеринбурга. Но и принятых мер недостаточно. Триста тысяч человек на весь Крым – совсем мизер. Притом в эти триста тысяч вошли бизнесмены, чиновники и т.д.

Во-вторых, паромная переправа была не способна справиться с потоком. Он сейчас идет тяжело, люди стоят в пробках, но все-таки они как-то переправляются в Крым. Раньше это было в разы меньше. То, что сделано, – это сильное подспорье. Вопрос в том, какая стоит задача. Если обеспечить загрузку здравниц, то принятых мер недостаточно даже для «поддержания штанов». Им явно не хватает турпотока. Не забывайте, что 70% населения Крыма живут за счет туризма. Не дать им сейчас туристов – это фактически обречь многих на тяжелое положение.

ВЗГЛЯД: Крым может повысить свою привлекательность для туристов с высоким достатком?

И.У.: В Крыму таких туристов достаточно. Но основная масса – бюджетный турист. Говорить о том, есть ли необходимость развивать там более дорогой отдых, смысла нет – это рыночный процесс. В Краснодарском крае есть несколько отелей высокого класса. Но строить их больше смысла нет. Предприниматели сами понимают настроения туристов. В Крыму в настоящий момент основная масса отелей в более дешевом сегменте.

Когда я говорю о том, что Крым более бюджетный, я не подразумеваю, что он менее качественный. В Крыму уровень сервиса в целом – если не учитывать здравницы, которые принадлежали Украине и в которые не вкладывалось ни копейки – формирует понимание того, что это несколько более бюджетное направление, чем Краснодарский край. При сопоставимом уровне сервиса стоимость отдыха чуть дешевле за счет того, что это была Украина, другая налоговая составляющая, стоимость продуктов и т.д. Поэтому турист и выбирал это направление.

Если говорить о будущем, то цены будут потихоньку равняться. Если бы в этом году Крым получил бы то же количество туристов, то цены сейчас начали бы подравниваться под Краснодарский край. Но поскольку у них совсем печальная ситуация с туристами, они пытаются хоть какие-то денежки заработать и не поднимают цены. В целом, я уверен, стоимость отдыха будет догонять Краснодарский край, просто потому, что сравняются издержки.

..............