Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
3 июня 2014, 08:51 • Общество

Дело в браке

Ватикан рассматривает возможность отмены целибата

Дело в браке
@ Reuters

Tекст: Арсине Затурян, Михаил Бударагин

Католики всерьез обсуждают отмену обета безбрачия. На одной чаше весов – позиция многих влиятельных священников Латинской Америки, сексуальные скандалы, приверженность Ватикана новым веяниям, возможное сближение католической и других христианских церквей, на другой – позиция консерваторов, материальные трудности и привычки прихожан.

Папа Римский Франциск в рамках визита на Святую землю ответил на вопросы журналистов, среди которых в очередной раз была затронута проблема отмены безбрачия для священников.

«Целибат – это не догмат веры. Это образ жизни, я думаю, что это подарок для церкви, но так как это не догма, дверь для обсуждения всегда открыта», – сказал понтифик.

Традиция безбрачия, которая существует у католиков вот уже 1000 лет, не является догмой, которую невозможно пересмотреть

Напомним, что Франциск делал аналогичные заявления, когда был архиепископом в Буэнос-Айресе.

Тем не менее традиция безбрачия, которая существует у католиков в течение 1000 лет, по словам понтифика, не является догмой, которую невозможно пересмотреть.

Вопрос отмены целибата уже много лет неоднократно поднимается в церковных кругах. В течение многих лет священники из Австрии, Ирландии, США, Африки призывали церкви смягчить обет безбрачия или отменить его вовсе.

Кроме того, опросы общественного мнения в США показывают, что большинство католиков не против того, чтобы священники обзаводились семьями.

Глава католиков Франциск, уже снискавший славу как человек лично скромный и готовый идти на компромиссы, ранее в частном порядке беседовал по этому вопросу с епископом из Бразилии Эрвином Краутлером, епархия которого испытывает острую нехватку священников – в церкви служат не более 27 священников, а верующих намного больше – свыше 700 тысяч.

Папа посоветовал ему привлечь к работе дьяконов, чтобы облегчить труд других служителей. «Папа объяснил, что он не может контролировать все из Рима. Местные епископы лучше всего знакомы с потребностями паствы, и они должны иметь мужество внести конкретные предложения», – отметил епископ.

И действительно, епископат Латинской Америки, где у католиков много сильных приходов и масса искренних прихожан, был бы рад отмене целибата, в отличие от более строгой в этом отношении Европы. Но влияние водителей паствы из третьего мира растет и будет расти, потому что католиков Старого Света просто физически меньше.

Сегодня же поводами для отмены целибата стали сексуальные скандалы с участием католических священников.

Некоторые сторонники отмены целибата обращают внимание на то, что невозможность удовлетворения естественных физиологических потребностей влечет к злоупотреблению среди священников (в том числе и росту педофилии) и нарушений было бы меньше, если бы не было запрета на женитьбу.

Тем не менее церковь отвергает этот аргумент, заявляя, что злоупотребление происходит из-за психологических проблем.

Еще одним толчком к пересмотру статуса священников (помимо скандалов), как пишет The New York Times, стало письмо, подписанное 26 женщинами и адресованное Папе.

Подписавшиеся под ним женщины влюблены в священнослужителей и просят понтифика сломать стену молчания и безразличия, с которой они сталкиваются каждый день. Они рассказывают, что вынуждены сохранять отношения в тайне, а разлука будет мукой для обеих сторон.

Целибат католических священников был узаконен в Западной Церкви в эпоху папы Григория Великого (590–604), но утвердился де-факто только к XI веку (в правление папы Григория VII).

В Восточной церкви целибат отверг Трулльский собор (691–692), не признанный католицизмом.

#{religion}Вопросу безбрачия посвящен отдельный 16 пункт декрета Второго Ватиканского Собора о служении и жизни пресвитеров Presbyterorum ordinis.

В православии и в восточнокатолических церквях брак разрешен в том случае, если его заключение предшествует посвящению в сан дьякона или священника, согласно правилам Вселенского Собора. Браки, заключенные после принятия сана, считаются недействительными.

В США и в Западной Европе некоторые католики склоняются к одобрению отмены обязательного целибата для «белого» (немонашествующего) духовенства латинского обряда. Папа Иоанн Павел II, однако, был против этой реформы.

Священникам в других христианских течениях – православии и протестантизме – не запрещено жениться. Но Католическая церковь учит, что если человек избрал этот путь, то должен всецело посвятить себя своему призванию – служению – воспринимая церковь как своего супруга, о котором он должен заботиться.

К слову, многие из апостолов были женаты, как, например, Петр и Филипп. Сам апостол Павел в послании к церкви в Коринфе поясняет, что в браке нет ничего плохого, но соблюдающий безбрачие поступает лучше:

«Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене... Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает». (1 Кор. 7:32,37)

К обсуждению многолетней проблемы присоединилась общественность. «Некоторые католики цепляются за церковные обряды, как будто они являются опорными балками, на которых зиждется церковь. Поэтому церковь сталкивается с нехваткой священников.

Будет ли священник хуже исполнять свои обязанности, если будет женат? Станете ли вы отказываться от Причастия только потому, что священник женат? – говорит известный радиоведущий Скутт Пейсант. – Я уважаю традиции, которые существуют в обществе и в Католической церкви, но важно пересмотреть некоторые традиции, которые уже не вписываются в современные реалии.

Целибат препятствует бесчисленному множеству молодых людей, обладающих желанием служить и вдохновлять паству. Настало время для новых молодых лидеров в церкви».

«Нехватка священников приводит к закрытию приходских школ. Разрешение на брак решит эту проблему, но создаст другие, – считает писатель-католик Роберт Джордж. – Разрешение позволит восстановить отношения между западными и восточными христианами, что было заветной мечтой Иоанна Павла II. Но в то же время станет головной болью для администрации – церковь будет платить хотя бы небольшие деньги на содержание семей священников.

Кроме того, верующие должны будут привыкнуть к тому, что священник не сможет быть с ними 24 часа в сутки, семь дней в неделю».

«Обет безбрачия является одним из монашеских обетов и не обязателен для приходских священников (в РПЦ, как правило, на приходах служат женатые священники, но есть и те, кто принимают сан и одновременно обет безбрачия, т.к. после рукоположения нельзя вступать в брак), – отметил в интервью газете ВЗГЛЯД религиовед, ведущий сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин. – Однако все равно отмена целибата – это очень сложный шаг для Ватикана».

Эксперт отмечает, что «женатое духовенство потребует больше расходов на содержание и будет менее мобильно – чего опасается Святой Престол. Но в то же время женатый священник со своей семьей будет внимателен к прихожанам и их детям, будет жить с ними одними нуждами, а не запираться в своей келье».

При этом, по его мнению, отмена целибата позволит частично решить ряд проблем – увеличить количество священников, снять остроту сексуальных проблем, возникающих в церковных рядах (некоторые открыто живут с «кухарками», других подозревают в педофилии и т.д.).

«Папа Франциск, возможно, объявит новую эпоху в католической миссии – открытость, социальное служение, близость к нуждам людей и семья священника как пример служения и твердости в вере», – уверен Лункин.