Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
8 комментариевСанкции ни при чем
Под видом санкций против РФ американцы борются друг с другом
Власти США попросили свой суд отменить запрет на покупку российских ракетных двигателей РД-180. Выяснилось, что американцы без них обойтись не могут, а на создание альтернативных уйдет не меньше десяти лет. Что интересно, к запрету на поставки РД-180 привел чисто американский конфликт. Одна из местных фирм пыталась воспользоваться санкциями против россиян и занять место конкурентов, которые получали из России оборудование.
Решили воспользоваться
Если менять двигатель, то нужно будет переделывать и всю ракету целиком
Правительство США и корпорация United Launch Alliance (ULA) в среду обратились в суд по федеральным искам с просьбой отменить временный запрет на закупку российских ракетных двигателей РД-180 для американских носителей Atlas-5.
Как отмечалось в постановлении суда, запрет носит временный характер и может быть отменен, если министерство финансов, министерство торговли и Госдепартамент США подготовят заключение о том, что поставки в США российских РД-180 «не противоречат указу президента» о санкциях.
Теперь по просьбе ULA три правительственных ведомства представили судье документ, в котором отмечается, что использование этих ракетных двигателей в США «в настоящее время ни прямо, ни косвенно не нарушает» санкционное законодательство, передает ИТАР-ТАСС.
Помимо совместного предприятия Boeing и Lockheed Martin, в отмене постановления федерального суда крайне заинтересован и Пентагон, а точнее ВВС США. Ведь по их заказам ULA осуществляет запуски военных спутников, используя в качестве одного из носителей Atlas-5 с российским РД-180.
Как заявлял официальный представитель минобороны США контр-адмирал Джон Кирби, в обозримой перспективе эта программа не пострадает. В Соединенных Штатах есть запас продукции «Энергомаша» на ближайшие два года, и имеются контракты на их поставки из подмосковных Химок еще на пару лет.
Истинной же причиной рассмотрения этого дела в американском суде, по мнению многих наблюдателей, стала совсем не политика, а конкурентная борьба между коммерческими структурами в самих США. Частная калифорнийская компания SpaceX (Space Exploration Technologies Corporation) решила использовать выгодную для себя политическую конъюнктуру, чтобы разрушить монополию на запуски военных спутников, которой до сих пор владела ULA. И для этого подала иск против корпорации, созданной Boeing и Lockheed Martin, а также федерального правительства в лице Военно-воздушных сил.
Сейчас эксклюзивный многолетний контракт ВВС на запуск разведывательных спутников на сумму в миллиарды долларов подписан с ULA. Однако желая получить свой кусок пирога в виде правительственных заказов, SpaceX, имеющая собственную ракету Falcon-9, подала судебный иск против конкурентов, утверждая, что они нарушают режим общеамериканских санкций, направленных против России из-за ситуации с Украиной.
В результате суд неделю назад удовлетворил требование SpaceX, запретив ULA закупать двигатели у российского производителя НПО «Энергомаш». При этом на уже подписанные контракты запрет не распространялся.
Между тем эксперты в области космической промышленности с самого начала предсказывали, что временное постановление суда по федеральным искам, скорее всего, будет отменено.
Без них не обойтись
- США попросили суд отменить запрет на покупку российских ракетных двигателей
- США отказались от российских двигателей из-за попавшего под санкции Рогозина
- Суд в США запретил Lockheed и Boeing покупать российские двигатели
- Отказ США сотрудничать с Россией в космосе ударит в первую очередь по ним самим
- В США развернулась борьба за ракетный двигатель из России
Как рассказал газете ВЗГЛЯД редактор межотраслевого журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко, закупка американцами отечественных двигателей РД-180 имеет длительную историю.
Так, с самого начала, когда в США только принимали решение об использовании ракеты-носителя Atlas-5 с двигателем РД-180, они не могли брать готовый элемент полностью российского производства, не нарушив своего законодательства.
Поэтому было заключено соглашение об организации совместного предприятия. И формально те же двигатели РД-180, хотя и производятся на российском НПО «Энергомаш», поставляются в США не напрямую, а через посредников.
Говоря о ситуации с санкциями и запретом суда на поставки РД-180, эксперт отметил, что американцы все равно не смогут без них обойтись и будут вынуждены идти на какие-то компромиссы, искать лазейки в решении о санкциях и в собственном законодательстве, как они уже делали прежде.
Крейденко отметил, что работы по замене российского двигателя – крайне долгое, сложное и затратное дело. И создать нечто подобное американцы точно не смогут, по крайней мере, в течение ближайших десяти лет.
«Если менять двигатель, то нужно будет переделывать и всю ракету целиком, – пояснил эксперт. – Такое сложное изделие, как ракета-носитель, состоит из многих элементов, и если заменить один, поменяется техническое задание на производство всего проекта. Речь пойдет о создании нового средства выведения. А это повлечет за собой и изменение наземной инфраструктуры, стартовых комплексов для ракет-носителей и т.д. Пойти на это сейчас они не могут».
Комментируя «внутренний конфликт» между несколькими фирмами, борющимися за заказы властей США в космической сфере, редактор «Вестник ГЛОНАСС» отметил, что какими бы политическими или корпоративными моментами не объяснялось решение суда запретить поставки двигателей РД-180, в более или менее близкой перспективе американцам все равно без российской продукции не обойтись.
А компания SpaceX, которой приписывают то, что под шумок она решила занять на американском рынке место своих конкурентов, занимается ракетами Falcon 9, которые не способны выполнять те же задачи, что и Atlas 5 c российским элементом.
Atlas 5 выводит объекты на более энергозатратные орбиты и кроме коммерческих запусков очень востребована для обслуживания министерства обороны и других официальных ведомств США. SpaceX – коммерческий проект, нацеленный на других потребителей. И, по мнению эксперта, им пришлось бы пройти очень много разных стадий, чтобы убедить правительство и Сенат США в том, что нужно отказаться от старых проверенных средств и перейти на новые.
Предыстория спора
Ранее и в Пентагоне заявляли, что из-за украинского кризиса может быть пересмотрен вопрос об использовании американцами российских двигателей РД-180 для ракет-носителей Atlas. Однако позднее президент Ракетно-космической корпорации «Энергия» Виталий Лопота заявил, что Россия, несмотря на решение аэрокосмического агентства НАСА приостановить большую часть контактов с Москвой, продолжит поставлять США эти элементы.
Комментируя прозвучавшие в прессе сообщения о стремлении США наладить лицензионное производство ракетных двигателей РД-180 на собственной территории, Виталий Лопота отмечал, что это практически нереально.
«Это будет слишком дорого, кроме того, быстро производство на территории США не наладить», – заявлял он.
Лопота также добавлял, что американцы попытаются создать собственные мощные двигатели, но по заданным характеристикам они будут значительно уступать российским.
Созданием ракетного двигателя РД-180 занимается российское научно-производственное объединение «Энергомаш». В США эти двигатели адаптируются для установки на тяжелые ракеты-носители Atlas-5 российско-американским совместным предприятием «РД-Амрос». Текущий контракт на поставки в США двигателей РД-180 заключен до конца 2018 года.
Контракт предполагает поставки в США 36 ракетных двигателей РД-180.
Ранее замглавы ВВС США Эрик Фэннинг признавался, что США стремятся защитить себя от сбоев в поставках этого двигателя, в том числе с помощью организации производства РД-180 на своей территории. Но пока из этого ничего не вышло.
Фэннинг также подтверждал, что у США имеется запас приобретенных у России РД-180, позволяющий производить пуски ракет Atlas до 2016 года.
Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, отказ США сотрудничать с Россией в сфере космоса может ударить в первую очередь по ним самим. Такую точку зрения, в частности, высказывал представитель американского космического агентства при Центре управления полетами (ЦУП) в подмосковном Королеве Александр Коптев и другие специалисты.
При этом многие наблюдатели отмечали, что помимо двигателей РД-180 сотрудничество Роскосмоса с НАСА касается в основном только МКС.
В настоящее время доставка на МКС международных экипажей, в том числе американских астронавтов, осуществляется только российскими кораблями «Союз», и соответствующий контракт рассчитан до конца 2017 года. Американцы платят за доставку своих людей и грузов с помощью российского космического транспорта огромные деньги и давно хотят уменьшить подобную «зависимость», но пока что альтернативы подобной схеме нет.