Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
21 мая 2014, 19:08 • Общество

«В фарсе не участвуем»

Обсуждение списка "неэффективных" вузов обернулось скандалом

«В фарсе не участвуем»
@ facebook.com/RSUH.RGGU

Tекст: Роман Крецул

Депутаты Госдумы, заммэра Москвы и руководитель столичного департамента образования покинули заседание рабочей группы Минобрнауки, где обсуждалось, какие вузы выносить на межведомственную комиссию по эффективности. Свой демарш они объясняют тем, что обсуждать с ними никто ничего не собирался, поскольку в министерстве все решили заранее.

В среду состоялось заседание рабочей группы Минобрнауки, где должен был быть определен список вузов для разбора на межведомственной комиссии по эффективности. Однако, как выяснилось, чиновники подготовили список заранее и не очень были настроены его обсуждать. В итоге ряд членов рабочей группы ушли с заседания.

Шарашкины конторы» как торговали дипломами, так и продолжают торговать, их никто не закрывает

«Со скандалом покинули заседание раб. группы Минобра, где обсуждалось, какие вузы выносить на МВК по признанию эффективности/неэффективности, написал депутат Александр Хиштейн в своем «Твиттере». – Раб. группа превращена в профанацию. Минобр заранее определил для себя, кого выносить на МВК, любые аргументы бессмысленны. Ушли вместе с зам. мэра Москвы Л. Печатниковым, рук. департ. образ. И. Калиной, моими коллегами Н. Булаевым и В. Никоновым. Сказали, что в фарсе не участвуем».

«Депутаты Госдумы – нас там было трое – совместно с представителями региональной власти, в данном случае Москвы, ушли с заседания, поскольку, на наш взгляд, обсуждение проблемы носило характер некоего фарса, а не желания найти понятное, логичное, аргументированное решение, рассказал газете ВЗГЛЯД о произошедшем депутат Николай Булаев. В первую очередь это касалось голосования, придуманного в следующей форме: если один голос возражает против чего-то, то решение в интересах вуза или системы образования не может быть принято. И этим голосом, естественно, всегда был голос Министерства образования. Поэтому мы посчитали, что при таком фарсе никакого смысла присутствовать там нет. Спектакль можно посмотреть и более профессиональный».

«Если бы они до этого объяснили логику принятия решений, то не было бы никакого скандала. Москва взорвалась от такого отношения к людям. Заммэра, начальник департамента образования выбрали время, пришли, чтобы всерьез обсудить. А оказалось, что обсуждать ничего не надо, нужно просто поприсутствовать и посмотреть, как люди занимаются игрой в крапленые карты», продолжил он.

По словам Булаева, точка зрения депутатов и представителей столичной мэрии «никого не интересовала».

«Будет еще заседание межведомственной комиссии. Мы сформулируем свою позицию, если она и там не будет услышана, у нас есть и другие возможности. Обратимся к председателю правительства», отметил парламентарий.

По мнению коллеги Булаева Владимира Бурматова, у Минобразования заранее готовы ответы на вопрос о том, какие вузы являются неэффективными. «Мне, честно говоря, непонятно: а зачем вообще сейчас проводить этот мониторинг, если министерство давно для себя все решило и ответы для себя дало, сказал депутат газете ВЗГЛЯД.  Понятно, что сейчас это абсолютно формальная процедура, не имеющая ничего общего с действительностью. Более того, я считаю, что в ее основе, к сожалению, лежат, скорее всего, имущественные интересы ряда чиновников Минобрнауки. И никакого отношения к реальной эффективности или неэффективности вузов она, на мой взгляд, практически не имеет. Зачем мучить ректоров и коллективы вузов этой историей с мониторингом, если заранее все решено: кого закрывать, у кого забирать здания. Поскольку, судя по всему, квадратные метры и гектары земли, принадлежащие вузам, являются единственным интересом министерства».

«Есть множество нареканий к этому мониторингу, сказал Бурматов. –  Во-первых, непонятно: если премьер Дмитрий Медведев давал поручение закрыть «шарашкины конторы», которые торгуют дипломами, то почему их никто не закрывает, а наоборот, им пачками выдают лицензии. Рособрнадзор выдал десятки лицензий новым вузам. И при этом в неэффективные у нас попадают государственные вузы, которые принято считать ведущими в своих отраслях: МАрхИ, Строгановка. Что они делают среди неэффективных? Очевидно же, что здесь есть какое-то лукавство. Но если одни согласились платить, а другие нет, надо так честно и сказать, а не придумывать какие-то истории».

«Система мониторинга вузов начиналась со скандалов, когда в неэффективные записали все наши ведущие университеты. И сейчас продолжается скандал на скандале. Никакие требования экспертного сообщества, профессионального сообщества и депутатского корпуса министерство не слышит. Мы, например, требовали выделить в отдельную категорию педагогические вузы. Министерство этого не сделало, хотя это явно требование времени – педвузы должны оцениваться отдельно. И что мы сейчас видим? В мониторинге много педагогических вузов, то есть наступление на педагогическое образование со стороны министерства продолжается.

У нас есть пример Московского государственного горного университета, который все признавали эффективным, в том числе Министерство образования. Он входил в топ-5 ведущих технических вузов страны. К нему не было никаких претензий. И вдруг министерство его уничтожает, причем в буквальном смысле присоединяя его в качестве структурного подразделения к ливановскому МИСиС, который вообще не является профильным. А затем мы узнаем, что здание этого вуза продают за 2 млрд рублей под офис или банк. В самом Горном университете это иначе как рейдерским захватом не называют», добавил он.

По мнению парламентария, чиновники таким образом «дискредитируют поручения премьера». «Интересно, что он думает по этому поводу. «Шарашкины конторы» как торговали дипломами, так и продолжают торговать, их никто не закрывает. При этом ведущие вузы объявляют неэффективными, судя по всему, нацелившись на их собственность. Та же самая ситуация с МАрхИ происходит уже не первый раз. В самом первом мониторинге его уже пытались признать неэффективным, его отстояли как ведущий архитектурный университет страны, доказали, что это было сделано несправедливо, а потом в одной из программ центрального телевидения прозвучала информация, что у МАрхИ просто хотели отобрать здание, которое кому-то было очень интересно. Сейчас, судя по всему, делается второй заход.

Хочу напомнить, что эпичное видео, на котором министр Ливанов разговаривает со своим подчиненным – замминистра Климовым – и матом ему объясняет, как надо голосовать, это как раз видео с первого заседания по итогам мониторинга. И там действительно так все проходит», заключил Бурматов.

Председатель Российского союза студентов Артем Хромов обратил внимание на другую проблему: с закрытием «неэффективных» вузов нередко возникают проблемы у тех, кто там работал и учился. «В последнее время часто сталкивался с тем, что закрытие многих высших школ приводит к тому, что студентам сложно искать новые вузы, если учебное заведение, которое закрывается, не предоставляет им альтернативы. Важно, чтобы государство совершенствовало механизм зачисления студентов закрывающихся вузов», сказал он газете ВЗГЛЯД.

«Я выступаю за то, чтобы сокращать «шарашкины конторы», которые легально торгуют дипломами о высшем образовании. Но в то же время очень важно, чтобы, во-первых, все решения о реорганизации высших школ проходили максимально открыто, чтобы академическая общественность могла в режиме онлайн наблюдать за принятием решений, узнавать о том, какие образовательные организации признаются неэффективными и по каким причинам принимается решение об их закрытии. Во-вторых, очень важно, какая судьба ждет те организации, которые признаны неэффективными», заявил председатель РСС.

Напомним, впервые мониторинг эффективности высших учебных заведений проводился осенью 2012 года. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По итогам мониторинга были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации 30 университетов и 262 филиала.

В прошлом году глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что высшие учебные заведения, чьи выпускники не могут найти работу, являются неэффективными и должны быть закрыты.

По итогам мониторинга 2013 года были признаны неэффективными более 130 государственных и негосударственных университетов, а также 250 их филиалов. Министерство также озвучило семь государственных вузов, которые рекомендованы к реорганизации по итогам мониторинга.

Руководитель Рособрнадзора заявил в конце года, что по результатам мониторинга более 100 вузов лишились лицензий. «На сегодняшний день из реестра уже исключено более 100 лицензий (вузов). Планомерная работа Рособрнадзора, а также результаты мониторинга эффективности вузов оказали определенное влияние на такой результат. И хотя критерии мониторинга и критерии проверок Рособрнадзора отличаются друг от друга, у большей части вузов и филиалов, у которых отозваны лицензии, наблюдались признаки неэффективности еще в 2012 году», сказал он.

..............