Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
14 комментариевЧетыре блокпоста до дома
11-летнюю россиянку удалось вывезти из осажденного Славянска
В Россию из Славянска вернулась 11-летняя Анна Василенко. Ее удалось вывезти из окруженного города на машине с дипломатическими номерами. О подробностях операции, которая готовилась месяц, рассказал уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Он обвинил Украину в нарушении международных договоров и намерен подать жалобы в ООН и ОБСЕ.
Россиянка Анна Василенко, с февраля находившаяся в осажденном Славянске у родственников, в понедельник вернулась на родину благодаря участию уполномоченного при президенте России по правам ребенка Павла Астахова и сотрудников российского МИДа.
Огромное количество межнациональных браков, огромное количество связей, родственных корней. Я опасаюсь, что страдание на этой почве будут переживать значительное количество семей
Василенко – 11-летняя дочь жителя Белгородской области – с начала февраля находилась в гостях у родной тети в Славянске. Родители отправили ее к родственникам на время переезда семьи из Приморья в Белгород. Отец девочки, кадровый военный Александр Василенко после отставки решил переехать в этот город. Девочку планировали забрать из Славянска после того, как семья обустроится на новом месте. Но получилось иначе – украинские власти начали карательные операции против населения на юго-востоке страны. Славянск Донецкой области был взят в кольцо правительственными войсками. Несколько недель город находится в окружении Национальной гвардии. Доступ в Славянск закрыт.
Несколько попыток родителей вернуть ребенка домой не увенчались успехом из-за отсутствия содействия властей Украины. Тогда они обратились к Астахову. Операция готовилась целый месяц, а реализовали ее в течение двух суток. Вариантов вывоза ребенка, по словам омбудсмена, было много. Но остановились на самом безопасном – поехали на автомобиле с дипломатическими номерами. По пути автомобилю пришлось преодолеть четыре блокпоста.
Вместе с девочкой в Россию приехала ее тетя с двумя детьми. Так как отец девочки – кадровый военный, ему было небезопасно пересекать границу Украины. «Мы посоветовали не переходить границу, потому что в этой ситуации он бы сразу попал в лапы Нацгвардии, которая обещает по десять тысяч за каждого кадрового военного российского, а он кадровый военный. Никто его не стал слушать, что он приехал спасать свою дочку», – подчеркнул Астахов.
В апреле госпогранслужба Украины ввела временный запрет на въезд в страну для граждан России мужского пола в возрасте от 16 до 60 лет. Также были закрыты пункты пропуска на границе с Крымом. На прошлой неделе глава госпогранслужбы Украины сообщил, что с марта в страну не пустили около 20 тысяч человек из России. Из них около 200 человек, подозреваемых в экстремистской деятельности, были задержаны и «переданы в СБУ для дальнейших мероприятий».
- Астахов предложил запретить французам усыновлять сирот
- Россия предлагает украинцам переселяться на Дальний Восток
- Власти Крыма намерены создать лагеря для беженцев с Украины
- Донецкая народная республика обратится к Москве с просьбой в
- Киев выставил условия для возобновления поставок воды в Крым
Астахов утверждает, что властям России удалось спланировать ситуацию так, что с возвращением Анны все было абсолютно законно, «украинцы в течение часа проверяли все документы, но в конце концов выпустили их».
Подробности операции держались в строгом секрете вплоть до момента пересечения девочкой российско-украинской границы. В понедельник девочка пересекла границу через многосторонний автомобильный пункт пропуска Нехотеевка (Белгородская область). «Там (в Славянске), конечно, было страшно, приходилось прятаться в подвале. По родителям скучала, но к родственникам с удовольствием вернусь с родителями и когда ситуация нормализуется», – рассказала Анна Василенко.
По словам Астахова, Россия не только помогла ребенку воссоединиться с семьей, но и «попытались еще раз обратить внимание международной общественности на необходимость соблюдения властями Украины норм международного гуманитарного права». Речь идет об обеспечении безопасности мирных граждан, «сохранении жизни и организации гуманитарного коридора для вывода из районов боевых действий детей, женщин и стариков».
Омбудсмен уточнил, что на Украине таких граждан, как Анна, очень много, и это говорит о невыполнении страной Женевской конвенции. «Проблема в том, что таких граждан много, но они не могут выехать с Украины – это страна, которая в 1949 году подписала целый пакет Женевский конвенций и сегодня их не выполняет. Не дают выехать и не предпринимают к этому никаких усилий. Есть даже такое правило конвенции – дети, разъединенные с родителями, должны быть им возвращены, – подчеркнул Астахов. – Нам даже рассказывали, что людям угрожают, мол, уедете – имущество ваше заберем, а жилье сожжем».
Как отметил Астахов, теперь он намерен обратиться в ООН и ОБСЕ, так как конвенции по защите мирного населения не выполняются. «Похожая ситуация у нас была только в Сирии. Однако из-за неосторожности и разглашения информации отец увез девочку и перевез в третью страну. Похожего развития событий мы боялись и в этот раз», – пояснил Астахов.
Зампред комиссии Общественной палаты по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, глава межрегиональной правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина не исключает, что к обращению Астахова в ООН и ОБСЕ отнесутся без восторга. «Мы понимаем, что это геополитическая игра. Последние события демонстрируют эскалацию цинизма внутри такого рода явлений», – сказала Костина газете ВЗГЛЯД, напомнив, что недавно она участвовала в заседании ОБСЕ по проблеме предотвращения пыток и хотела обратить внимание организации на ситуацию на Украине, «но ОБСЕ – бюрократическая структура, и за рамки заявленной темы участники не пошли».
Она уверена, что таких историй, как произошедшая с Василенко, может быть гораздо больше. «Международные институты ОБСЕ и ООН должны были без всяких обращений развернуть штабы во всех городах Украины, где происходят силовые операции. Речь идет о том, что в мирное время мы имеем совершенно чудовищную и позорную историю, когда жестоко погибают мирные граждане. Нынешнее условное руководство страны провозглашает себя, как им кажется, европейскими политиками. Тогда политические разборки должны остаться в одной стороне, а безопасность детей, женщин и стариков, которые хотят дождаться легитимных властей, должна быть обеспечена международными институтами», – сказала Костина.
Она считает, что пострадавшие в результате столкновений с военными стали жертвами военных преступлений. «История покажет, кто больше виноват. Но люди, погибающие внутри страны, – это жертвы военного преступления. Не уметь в XXI веке договориться без стрельбы – это чудовищная варварская отсталость и преступление», – считает она.
По ее словам, если западные структуры и политики действительно хотят помочь Украине, то «в первую очередь нужно остановить убийства, насилие и дать украинским гражданам определиться со своей дальнейшей политической и государственной судьбой».
Она также считает, что, как говорит Астахов, таких граждан, как Анна Василенко, на Украине очень много. «Когда-то мы были одной страной. И корни нынешнего явления очень глубоки. Самое подлое, что можно пережить, это межнациональные искусственные конфликты, когда нас заставляют ненавидеть друг друга за наше общее прошлое. Когда совершается политическое преступление, оно уничтожает достоинство всех граждан страны. Нам будет очень трудно. Огромное количество межнациональных браков, огромное количество связей, родственных корней. Я опасаюсь, что страдание на этой почве будут переживать значительное количество семей. И самое обидное, что все это будут наблюдать дети», – считает Ольга Костина.