Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Возможно, кто-то хотел испортить праздник»
Игорь Курдин: Версию теракта не стоит исключать
«То, что взрыв в Индии произошел ночью, может свидетельствовать о том, что на воздух взлетел именно торпедный боезапас», – заявил газете ВЗГЛЯД председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. По его мнению, не стоит сбрасывать со счетов и версию теракта.
В среду называются различные версии взрыва на индийской подводной лодке «Синдуракшак» российского производства.
Происшествия на подводных лодках при любой, даже самой новой технике и при хорошей подготовленности экипажа все равно неизбежны
Так, по одной из них, ЧП может быть связано с мощным выбросом водорода при зарядке батарей субмарины. По данным ряда СМИ, именно необходимостью зарядки батарей объяснялось присутствие в ночные часы достаточно большого числа людей на подлодке, которая не стояла на боевом дежурстве.
Также подозрение логично падает на российский центр судоремонта «Звездочка», который модернизировал эту лодку в течение довольно длительного времени и лишь в апреле этого года доставил ее индийской стороне.
Однако конкретных претензий никто российским корабелам не предъявлял и, судя по всему, предъявить не может. И при этом есть данные, что лодка после ремонта была снова сдана в эксплуатацию с отличными результатами испытаний.
Звучала также версия о теракте. Однако индийские официальные лица вроде бы не считают ее даже одной из основных.
В целом же подводные лодки третьего поколения проекта 877ЭКМ «Варшавянка», к которым относилась и взорвавшаяся в ночь на среду в порту Мумбаи, называются специалистами одними из самых надежных и безаварийных в мире.
В чем же тогда причина ЧП и какими репутационными потерями для России грозит этот инцидент, газета ВЗГЛЯД попросила рассказать председателя Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитана 1-го ранга запаса Игоря Курдина.
ВЗГЛЯД: Игорь Кириллович, что могло там произойти? Какие, может быть, слабые места есть в лодках этой серии?
Игорь Курдин: Индийская лодка лишь недавно прошла модернизацию. А модернизировать неудачный проект, который обладал бы слабыми качествами, согласитесь, никто не стал бы. Главный плюс этого проекта – его простота, которая, в свою очередь, гарантирует надежность.
Ничего подобного раньше на подводных лодках этой серии не происходило. Хочу напомнить, что мы построили для себя 24 подобные субмарины и 20 отправили на экспорт в разные страны. В 2005 году серийный заказ из пяти лодок принес нам практически 75% прибыли от экспорта всего российского вооружения. Для нас это очень выгодная и доходная статья экспорта оружия.
А происшествия на подводных лодках при любой, даже самой новой технике и при хорошей подготовленности экипажа все равно неизбежны. Другое дело, что из них всегда нужно делать соответствующие выводы.
ВЗГЛЯД: С какими другими ЧП на подводных лодках можно провести параллели в данном случае?
- ОСК направит в Индию специалистов для расследования взрыва подлодки
- В Индии не рассматривают теракт как причину затопления подлодки
- Взорвалась подлодка российского производства
- Крупнейшие АПЛ выводятся из состава ВМФ
- Подсчитан ущерб от пожара на АПЛ "Екатеринбург"
И. К.: В свое время, в январе 1962 года, взорвалась дизель-электрическая подводная лодка Б-37 у пирса в городе Полярном – тогда главной базе подводных сил Северного флота. Погибли больше 100 человек, практически весь экипаж, и затонули даже две подводные лодки, стоявшие рядом. И до сих пор точно не установлена причина взрыва торпедного боезапаса, поскольку разрушения там были такой силы, которая не позволила достоверно установить, как все произошло. Скорее всего, были нарушены правила регламентных работ с торпедным оружием.
То, что взрыв в Индии произошел ночью, около полуночи, и, по сведениям очевидцев, это был даже не один взрыв, а четыре или пять последовательных, может свидетельствовать о том, что на воздух взлетел именно торпедный боезапас. И взрыв такой силы практически не оставляет шансов на спасение экипажа. Отмечу также, что весь экипаж такой подводной лодки состоит из 52 человек, а на борту индийской было только 18. Могу сказать, что нигде и никогда не проводятся регламентные работы с оружием в ночное время, только в дневное, когда на борту находится весь экипаж.
ВЗГЛЯД: Среди версий случившегося называется взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей субмарины. Что вы об этом думаете?
И. К.: Да, ряд экспертов склоняется к этой версии причины первоначального взрыва. Действительно, лодка готовилась к выходу в море, и вполне возможно, что силами вахты и специалистами электромеханической части проводилась зарядка батарей. Скажу больше: и на моей лодке в свое время был взрыв аккумуляторной батареи. Но его последствия были минимальны с точки зрения разрушений и человеческих жертв. У нас не погибло ни одного моряка. Поэтому версия о том, что в дальнейшем такой взрыв привел к взрыву всего торпедного боезапаса, мне кажется несколько натянутой.
ВЗГЛЯД: Тогда что остается?
И. К.: В причинах разберется специальная комиссия. Но замечу, что некоторые люди высказывают и предположение о теракте. Я думаю, такая версия тоже имеет право на существование, тем более что завтра в Индии национальный праздник – День независимости. Возможно, кто-то хотел испортить этот праздник...
ВЗГЛЯД: Некоторые проводят параллели между этим взрывом и гибелью «Курска». И там, и там торпедные отсеки...
И. К.: Да, к сожалению, такая параллель напрашивается. Только «Курск» находился в море в подводном положении, а эта лодка стояла в баке. Но повторю самое главное: что причина подобного взрыва просто катастрофическая и для корабля, и для экипажа.
Игорь Курдин считает, что рано сбрасывать со счетов версию о теракте в Индии |
ВЗГЛЯД: А не могли российские специалисты, которые модернизировали ее в течение нескольких последних лет, сделать что-нибудь не так?
И. К.: Дело в том, что капитальный ремонт и модернизация, которые проводились на этой подводной лодке, как вы сами отметили, проходили в течение длительного времени. Из них не менее шести месяцев лодка проходила швартовые, ходовые, государственные испытания и т. д. В них принимали участие, конечно, и сами индийские моряки, а также специалисты, которых они привлекали. Это свидетельствует о том, что все замечания, недоработки и неисправности были устранены. А главное свидетельство хорошего состояния подводной лодки – это ее длительный трехмесячный переход с Белого моря, из Северодвинска, вокруг Европы, Африки, через Индийский океан в Индию.
Что касается российских специалистов, то эта подводная лодка все еще находится у нас на гарантии. И это обычная практика, когда так называемая группа гарантийного надзора пребывает при лодке, в Индии. Они находятся там как раз для того, чтобы все эти мелкие недоделки и замечания устранять, при необходимости вызывать контрагентов и т. д. И, насколько я знаю, никто еще не сообщал о том, что на эту лодку поступали какие-либо рекламации, претензии.
ВЗГЛЯД: Кстати, по данным СМИ, российских специалистов пока не допускают к месту ЧП. Это нормально?
И. К.: Во-первых, конечно, комиссия, которую уже возглавил главком индийских ВМС, будет разбираться в ЧП самостоятельно. Согласитесь, и мы тоже не привлекаем иностранных специалистов, когда у нас происходит что-то подобное. Но в данном случае уже от российской стороны поступило предложение использовать в этой комиссии представителей и конструкторского бюро морской техники «Рубин», где эта лодка проектировалась, и «Адмиралтейских верфей», где она строилась, и, конечно, центра судоремонта «Звездочка», где она прошла модернизацию. Мы готовы оказать индийцам всю посильную помощь, поскольку эта авария важна не только для ВМС Индии, но и для нас самих в первую очередь. У нас же тоже аналогичные модели стоят на вооружении.
ВЗГЛЯД: А что вы можете сказать о репутационных потерях для России из-за этой аварии?
И. К.: Они имеют место быть. И Индия действительно является одним из основных экспортеров нашего вооружения, особенно в сфере военно-морской техники. Всем известно, что они взяли в лизинг на 10 лет нашу АПЛ «Нерпа», они ждут наш авианосец – бывший «Адмирал Горшков», они заказали строительство фрегатов.
Поэтому наша задача сейчас – принять самое активное участие в разборе этой аварии, выявить ее причину и понять, что могло случиться с одними из самых надежных лодок, которые строятся уже более 20 лет и стоят на вооружении многих флотов.
И я считаю, что наша главная задача состоит не в том, чтобы любой ценой доказать, что мы не виноваты в аварии, а досконально разобраться в ее причинах для того, чтобы такого не происходило в дальнейшем. Репутационные потери, конечно, важны, но, на мой взгляд, они вторичны.
ВЗГЛЯД: И скажите несколько слов об этой серии подводных лодок. Почему она в простонародье зовется «Варшавянкой»? Каким оружием она укомплектована?
И. К.: «Варшавянкой» ее прозвали потому, что в свое время мы начали строить эти подводные лодки в первую очередь для нас и для стран – участниц Организации Варшавского договора. Эти лодки, как я уже говорил, являются очень простыми в эксплуатации, не примитивными, а именно простыми, надежными и обладающими хорошими боевыми возможностями.
А в центре судоремонта «Звездочка» она проходила модернизацию, которая заключалась в установке нового радиоэлектронного, навигационного оборудования, в первую очередь нового оружия. На борту взорвавшейся лодки было 14 боевых торпед и еще четыре противокорабельные ракеты совместной российско-индийской разработки.