Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
2 комментария«Обладает большими задатками пастыря»
Мнения о новом Папе Римском в мировых СМИ разошлись
Ни одно общественно-политическое издание не смогло позволить себе открыться утром четверга текстом, посвященным чему-то, кроме избрания нового Папы Римского. Латинская Америка искренне ликует, Италия и Германия надеются на обновление, Великобритания понтифика осуждает – газета ВЗГЛЯД собрала мнения ведущих мировых СМИ о решении конклава.
Главная тема четверга – избрание нового Папы Римского – обсуждается в мировых СМИ очень подробно. Как только телеканалы свернули онлайн-трансляции с площади Святого Петра, в дело вступили аналитики.
На посту кардинала Бергольо был ярым противником социально прогрессивных трендов, включая однополые браки, что демонстрирует непрерывность консервативной доктрины Бенедикта XVI
Фигура понтифика традиционно не только религиозная, но и политическая, влияние католичества до сих пор очень сильно в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке, и от нового Папы зависит, удастся ли церкви удержать свои плацдармы.
Избрание за обедом
Отдельного обсуждения в прессе заслужила интрига с избранием понтифика. Итальянская газета La Stampa первой рассказала о том, как, когда и почему кардинал Хорхе Марио Бергольо стал Папой Римским.
По информации издания, окончательное решение кардиналы приняли за обедом в резиденции Санта Марта: у Бергольо к полудню среды уже была внушительная поддержка, но именно в перерыве на его сторону встал так называемый «итальянский блок». Эту группу клириков возглавляют Тарчизио Бертоне (секретарь Святого Престола) и Анджело Содано (декан Коллегии кардиналов), именно они выразили будущему Папе свою лояльность, что и предопределило исход голосования.
Главный противник Бергольо Анджело Скола не смог ничего противопоставить совместному решению латиноамериканских и итальянских кардиналов, а также точке зрения аппарата церкви.
Газета также напомнила, что именно нынешний понтифик во время выборов прошлого Папы за таким же обедом призвал иерархов отдать голос Йозефу Ратцингеру, хотя имел очень хорошие шансы на победу.
Латиноамериканский восторг
Первыми новость об избрании нового Папы подхватили СМИ Южной Америки, которые проявили предсказуемое единодушие. Оно объясняется тем, что никогда раньше священник, представляющий континент, не становился понтификом.
Бразильская газета O Globo, отметив все достижения Бергольо (скромность, доходящая до аскетизма, помощь бедным, разумный консерватизм – именно благодаря стараниям латиноамериканских журналистов биография бывшего кардинала Буэнос-Айреса тут же стала пересказываться на все лады), иронично написала о том, что «ждали «черного» Папу, и он действительно оказался «черным», ведь таков цвет облачения иезуитов».
Скромность понтифика стала одной из центральных тем СМИ. Испанская Corriere della Sera и итальянская La Repubblica (в статье с показательным названием «Революция на площади св. Петра»), приветствуя выбор конклава, в один голос пишут о том, как будущий Папа, уже ставший одним из главных религиозных деятелей Латинской Америки, ездит на метро (фотографии прилагаются), ходит в магазин за продуктами и сам готовит себе пищу.
#{image=705240}Мексиканская Reforma, снова и снова перечисляя исключительные достоинства нового понтифика, отдельно написала о страстной любви Папы к футболу (еще будучи простым священником, он стал болельщиком популярного аргентинского клуба «Сан-Лоренсо де Альмагро» и до сих пор не изменил своим привязанностям), надеясь на то, что сама фигура Франциска поможет популяризации этого вида спорта на континенте.
Стоит отметить, что и без Папы футбол в Латинской Америке не страдал, но приверженность понтифика известному клубу явно добавила ему популярности у местных журналистов.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, имеющая с Папой фундаментальные расхождения по вопросам гей-браков и легализации абортов (кардинал аргентинской столицы в свое время открыто и очень жестко критиковал де Киршнер за закон о ЛГБТ-браках), на волне общего ликования поздравила понтифика через Твиттер, выразив тем самым Франциску так важную для него сегодня политическую поддержку.
Поддержка эта Папе пригодится.
Хунта и политика
Если «темным пятном» в биографии Бенедикта XVI было членство в гитлерюгенде, то Бергольо обвиняют в преступлениях латиноамериканской диктатуры. Как пишет влиятельный консервативный сайт ADNpolitico.com, никаких доказательств преступлений Папы нет, однако существует и пользуется популярностью версия, согласно которой в конце 70-х нынешний Папа не предпринял никаких действий (а по некоторой информации, и просто выдал властям) для спасения двух иезуитов, арестованных хунтой за миссионерскую деятельность.
Сам понтифик и его многочисленные сторонники все обвинения отвергают, но многие латиноамериканские и европейские СМИ с подачи ADN написали о «непроясненности» отношения Франциска к преступлениям хунты.
- Борис Якеменко: Новый Папа
- Алексей Юдин: Имя Папы – не безделица
- Ватикан назвал дату восхождения Папы на престол
- РПЦ поприветствовала избрание нового Папы Римского
- Максим Обухов: Католическая церковь ищет союзника
- Папа Римский Франциск созвонился с Бенедиктом XVI
Политическую деятельность Папы анализирует и корреспондент The National Catholic Reporter Джон Аллен, который пишет о том, что Бергольо был близок и разделял идеи движения CL («Общение и освобождение»), которое было основано итальянским священником Луиджи Джуссани: «Для большей части итальянских католиков «Общение и освобождение» является правой альтернативой светскому «Католическому действию», а членов CL за их беспрекословную преданность Ватикану называли «папскими Рэмбо» и «сталинистами Бога».
Консерватор или обновленец?
Главная же загадка Франциска – консерватор он или все-таки либерал? Пока новый Папа не успел предпринять ни единого шага, именно его отношение к ключевым болевым точкам современного католицизма стало предметом анализа.
«На посту кардинала Бергольо был ярым противником социально прогрессивных трендов, включая однополые браки, что демонстрирует непрерывность консервативной доктрины Бенедикта XVI. Однако другие его дела, как, к примеру, защита бедных и дела социальной справедливости, а также выступления против зол, которые несет за собой глобализация, во время аргентинского экономического кризиса 2000 года, превращают его в трудную «мишень» для критики со стороны прогрессивных сил», – пишет Энтони Файола в The Washington Post.
«Никаких драматических изменений не произойдет – ни вам священников-женщин, ни послаблений по вопросам морали и секса, ни грандиозного переписывания католической доктрины. Либералы будут разочарованы», – соглашается с американцами The Daily Telegraph.
О том, что Католической церкви нужно обновление, пишут все, но никто пока не связал нового Папу, открытого, скромного и простого, с какими-то конкретными шагами. В арсенале журналистов и теологов – догадки.
#{image=705144}Так, колумнист Guardian Эндрю Браун рассуждает о том, что Франциск сможет увеличить количество молодых священников, которых отталкивает целибат. «Если кто и сможет вывести церковь из этого тупика и решить вопрос с целибатом, так это именно Бергольо», – пишет Браун, однако не приводит ни одного высказывания иерарха, свидетельствующего о том, что обет безбрачия может быть пересмотрен.
Перемен от Папы ожидают и поляки, которые сравнивают нынешнего понтифика с Иоанном Павлом II. «Тогда также выбрали кардинала из далекой страны, славянина с иным опытом христианства, другим подходом к вере, – заявил главный редактор Католического информационного агентства Марчин Пшечишевский в комментарии Rzeczpospolita. – Думаю, сейчас появился шанс привнести южноамериканскую харизму, обогатить церковь этим опытом живой, динамичной, радостной и полной надежды веры».
С поляками согласны и итальянцы. «Похоже, что этот Папа Римский будет лучше разбираться в жизни, – цитирует Reuters теолога Массимо Фаджоли. – Я не жду, что он изменит доктрину церкви, но он явно обладает большими задатками пастыря».
Французская Le Midi Libre подводит итог этим размышлениям, называя понтифика «идеальным Папой для изменения образа христианина».
Английский ответ
Разумеется, аргентинец на посту главы Католической церкви очень не понравился англичанам, которые не преминули напомнить о позиции Папы по поводу Фолклендских островов, за которые Британия и Аргентина воевали в 1982-м.
Тогда латиноамериканцы проиграли, но Бергольо, как пишет The Sun, в 2011-м заявлял о том, что «Фолклендские острова будут принадлежать Аргентине». Английские политики никак эту позицию не прокомментировали, а газета в редакционной статье выразила надежду на то, что Папа свою позицию пересмотрит.
Напоминает издание и о лояльности Папы к аргентинскому футболу, главный герой которого – Диего Марадонна – благодаря «руке Бога» лишил англичан возможности завоевать титул чемпионов мира в 1986-м. Тогда сильная сборная Англии отправилась домой, не дойдя даже до полуфинала, а кубок выиграла именно Аргентина.
В свою очередь The Independent, обходя больную тему стороной, рассуждает о том, что, согласно доктрине иезуитов, в богослужении могут принимать участие дети с 7 лет, что для церкви, которую каждый год сотрясают педофильские скандалы, будет довольно непростым испытанием.
Если Папа не предотвратит подобные истории, общественности, как осторожно пишет Джеффри Робинсон, «возможно, придется вмешаться, чтобы защитить детей младшего возраста».
Впрочем, даже британские СМИ в отношении Франциска демонстрируют, скорее, благодушие, нежели явное отторжение.
Все ждут от понтифика первых шагов, и, судя по прессе, карт-бланш Папе выдан значительный, Бенедикт XVI о таком не мог даже мечтать.