Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияНастоящих буйных много
Психологи назвали причины растущей общественной ненависти
Обстановка внутри российского общества сейчас раскалена как никогда, констатируют психологи. Как ярко продемонстрировала история с Pussy Riot, любой конфликт может спровоцировать жестокость и немотивированное насилие в обществе. В будущем это грозит опасными последствиями.
На протяжении завершающейся недели пресса обсуждала и раскрутила два, как выяснилось сейчас, бытовых криминальных происшествия, которые в другое время вряд ли привлекли бы широкое внимание.
Наше общество находится в состоянии длительного системного кризиса, который проявляется в том числе и в психологической сфере
Речь идет об инциденте в Казани, где в квартире были найдены трупы двух женщин, а на стене, предположительно, кровью была сделана надпись «Free Pussy Riot», а также об убийстве мужчины в Санкт-Петербурге: его труп был найден замотанным в одеяло, на лице лежала небольшая икона, что также дало повод говорить о возможной связи с околорелигиозными событиями последних месяцев. Писатель Эдуард Лимонов, тоже отметивший один из этих кровавых эпизодов, в своем блоге назвал происходящее «коллективной психопатией».
Кроме того, нельзя не отметить и стремительно развивающиеся в последние недели события в Татарстане, где после убийства и покушения на местных исламских деятелей обострилась ситуация с радикальными религиозными течениями.
Психологи подтверждают: российское общество переживает не самые легкие времена, а агрессивная истерия того гляди может вылиться в столкновения и даже локальные конфликты.
По мнению психиатра-криминалиста, доктора медицинских наук, профессора психиатрии, руководителя Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова, причина кроется в неправильной идеологии и отсутствии здравой пропаганды – в России живет не общество, а многочисленные индивиды, которые не чувствуют между собой никакой связи. В такой ситуации, как пояснил он газете ВЗГЛЯД, любые резонансные события могут послужить детонатором, потому что разобщенное общество и без того постоянно раскалено.
«По уровню напряженности Россия занимает третье место в мире. С нами конкурируют лишь слаборазвитые страны и государства Балтии, – говорит Виноградов. – Поверхностных причин тому много: нестабильность жизни, нет полноценного среднего класса, поголовно плохой уровень жизнеобеспечения, нищета. Все это усугубилось притоком в большие города жителей южных республик и гастарбайтеров. Как правило, оттуда едут одни мужчины, их семьи остаются на родине. Соответственно, приезжие испытывают комплекс характерных проблем: нехватка дома, денег, неспособность нормально зарабатывать, постоянное сексуальное напряжение и непонимание или непризнание принципов жизни нового для них общества. Как результат, в основном именно приезжие формируют криминалитет и вызывают ненависть коренного населения. Это замкнутый круг».
#{image=658068}Однако расслоение на бедных и богатых, по национальному или религиозному признаку – не первопричина, считает Виноградов. Суть кроется в отношении государства к такому положению вещей и усталости людей, которым надоело терпеть отсутствие каких-либо попыток исправить положение. По мнению Виноградова, сейчас россияне окончательно «потеряли нравственные ориентиры».
«СССР был державой, занимавшей во всем первое место. И, как и в США, где все жители вне зависимости от корней зовутся «американцами», у нас все были «советскими людьми» с вполне конкретной советской идеологией, – говорит эксперт. – Но психология единства в 1990-е была уничтожена. Несмотря на все достижения СССР и советских людей, мы все в одночасье превратились в «совков». И сами себя стали так называть, и все вокруг нас так стали называть. Кто теперь мы все вместе? Непонятно. Безыдейные «россияне», – рассуждает специалист.
Спасти положение, полагает Виноградов, могут только создание единой идеологии и грамотная масштабная пропагандистская кампания, которая захватит умы людей.
«Сейчас пропало такое понятие, как массовая государственная агитация и пропаганда. Менталитет просто пустили на самотек. Это привело к тому, что люди в разных концах страны живут настолько по-разному, что, приезжая в другой город, дивятся, мол, как вы вообще здесь существуете, – продолжает психиатр. – Не хочу вызвать неправильную ассоциацию, но все политики, создавая свои сверхдержавы, начинали с внедрения единой идеологии, на которой все строилось. В России сейчас много газет, развито телевидение. Но нет нормальной пропаганды: никто не говорит, что у нас держава, что мы едины, что едины наши народы от Питера до Владивостока».
Причем, по мнению экспертов, идеология должна пониматься расширительно: не речовки с трибун, а общее понимание того, как и ради каких ценностей должно существовать общество. Так, например, известен случай Нью-Йорка начала XX века, где городские власти, работая в связке с полицией, смогли не только очистить город от криминальных группировок, но и создать буквально на руинах относительно спокойную атмосферу. В разбитых домах моментально заделывались окна, и, видя эту работу, жители успокаивались, не участвуя (пусть и не со зла) в дальнейшем разрушении улиц. Если разбитое окно хотя бы закрыто досками, сделали вывод американские психологи, желание бить соседние окна возникает куда реже.
О крайне высокой степени напряженности в обществе говорит и известный психотерапевт Марк Сандомирский. Он сравнивает нынешнюю ситуацию с айсбергом: внешние проявления агрессии – это лишь его видимая вершина, а причины – огромная, скрытая от глаз подводная часть.
- Задержан подозреваемый в убийстве двух женщин в Казани, на стене квартиры которых было написано «Free Pussy Riot»
- Эксперт: Кампания в защиту Pussy Riot была агрессивной
- Тело убитого мужчины с иконой на голове нашли в Петербурге
- Названа версия убийства в квартире с надписью «Free Pussy Riot»
- Протоиерей Алексий Уминский: Много обидных обид
«Наше общество находится в состоянии длительного системного кризиса, который проявляется, в том числе, и в психологической сфере, - рассуждает эксперт. - Отсутствие у большинства населения ясного понимания перспектив российского государства создает стресс неопределенности, порождает тревогу и неуверенность в завтрашнем дне затрагивает даже у тех людей, которые пока еще экономических трудностей не испытывают».
Кроме уже обозначенных экономических, социальных, религиозных и этнических причин Сандомирский называет также проблему наиболее активного сейчас поколения, рожденного в начале 1990-х.
«Нынешняя инфантильно-жестокая молодежь получила название «поколение жесть». Вне зависимости от социального, этнического или географического происхождения, нынешние молодые 20-летние люди больше своих предшественников склонны к агрессии вследствие атрофированного чувства сопереживания», - поясняет Сандомирский.
По словам психолога, обусловленный целым комплексом причин неспокойный фон создает общее напряжение и неопределенность в обществе. Именно в таком обществе появляются т.н. «тревожные люди».
«Общество в психологическом плане нездорово, растет численность людей с повышенной тревожностью и склонностью к антисоциальному поведению. Такие люди даже по незначительным поводам могут конвертировать свою тревожность в агрессию. То есть мы имеем возбудимую среду, образно говоря, огнеопасную, готовую в любой момент вспыхнуть от любой искры», - поясняет он.
Как пример такого развития событий Сандомирский указывает на историю с Pussy Riot, ставшую поводом для «эпидемии» хулиганства по всей стране. «Особенно опасны в таких ситуациях психически неадекватные люди, которые, перевозбужденные от происходящего, могут оправдать, например, «местью за Pussy Riot» любые свои действия, вплоть до кровопролития», - говорит эксперт.
Рассуждая о перспективах этих неутешительных тенденций, Сандомирский предрекает тревожный сценарий дальнейшего роста напряженности и агрессии в обществе. Дело не только в том, что приближается осень, традиционная пора обострения у психически нездоровых людей. Усугубить ситуацию могут и политики, заинтересованные в общественном расколе.
«Сейчас мы говорим о стихийных, локальных проявлениях агрессии. Если же они будут координироваться, направляться или разжигаться искусственно, примеры чего мы уже видим сейчас, может быть реализован самый опасный сценарий, - продолжает психолог. - Помимо «возбудимой среды» мегаполисов и чреватых возникновением волнений социальных проблем моногородов (сценарий Гонтмахера), ситуация может резко ухудшиться, например, на Кубани или в Ставрополье, где уже сейчас конфликты местного значения, особенно молодежные, протекают с применением оружия. Возможны острые эксцессы на межконфессиональной почве в регионах, где сильно влияние ислама. Речь, конечно, об экстремистских идеологических течения, вахаббитского толка. Это возможно, например, в Татарстане, меньше риск - в Башкортостане. Вообще, нагнетание межконфессиональной напряженности становится трендом, в который вливаются все новые участники. Пользуясь шумихой вокруг РПЦ, направленной на подрыв ее авторитета, активизируются и «идут в народ» разнообразные нетрадиционные конфессии. Можно наблюдать оживление деятельности сектантов, а также околорелигиозных организаций - например, дианетики».
Рассуждая об этих проблемах, Сандомирский выразил сожаление, что происходящие в регионах конфликты плохо освещаются СМИ, чем вызвал логичный вопрос: зачем же о них лишний раз рассказывать, если общество итак раскалено и любой лишний повод угрожает взрывом.
«Говорить об этом обязательно нужно, но взывая не к эмоциям, а к разуму. Нехватка информации и просвещения оставляет возможность для манипуляций сознанием. Есть мудрая фраза Гойи: сон разума рождает чудовище», - пояснил Сандомирский.