Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
0 комментариев«Судья нашла компромиссное решение»
Эксперты оценили приговор участницам Pussy Riot
Приговор по делу группы Pussy Riot вызвал обильные, эмоциональные и порой очень противоречивые оценки. Одной из самых типичных, однако, была такая: «Общественный резонанс был таким, что оправдательный приговор был просто невозможен, это было бы оскорблением большинства населения страны». Дала свой комментарий и Русская православная церковь.
«Доминирующая точка зрения – это хулиганство»
Этот приговор не столь мал, чтобы государство могло быть уличено в том, что оно слабое и пошло на поводу после массовой кампании давления на суд
Приговор Хамовнического суда по делу Pussy Riot предсказуемо вызвал самую разную, порой полярную реакцию общественных и политических деятелей: от возмущения тем, что девушкам дали реальный срок, до досады из-за излишней мягкости приговора.
Глава Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров отмечает, что решение судьи Марины Сыровой не соответствует ожиданиям большинства россиян.
«По последнему опросу, относительное большинство россиян – около 46% – квалифицировали то, что они сделали, как хулиганство, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Тех, кто полагает, что это экстремизм, – меньше 4%, а тех, кто полагает, что это политический протест, – около 13%. Доминирующая точка зрения – это хулиганство, правонарушение, но не запредельного масштаба. Поэтому, когда мы спрашиваем, как их наказать, всего 10% выступают за реальный срок, а большинство выступают либо за штраф, либо за общественные работы. Исходя из этих данных, приговор, вынесенный сегодня, можно оценить как чрезмерно строгий».
«Приговор не соответствует ожиданиям россиян: люди ожидали, что будут общественные работы или штраф, а их уже продержали в заключении полгода и планируют держать еще полтора года», – добавил он.
«Общественность настроена гораздо более мягко: люди согласны, что это правонарушение малого масштаба, за него нужно наказать, но не реальным сроком. Суд этого не учел, поэтому я думаю, что то, что мы сегодня увидели, – не точка, а скорее многоточие. Это не последний акт судебной драмы», – считает Федоров.
Глава президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов также высказал мнение, что приговор будет смягчен. «Я очень огорчен этим решением. Мне казалось юридически более точным вынести оправдательный приговор, а по-человечески более правильно было бы проявить милосердие. Но, к сожалению, ни того, ни другого мы не увидели. Но это не значит, что приговор останется в том виде, в котором он есть сейчас. Я убежден, что он будет отменен или как минимум изменен. И большинство членов СПЧ, думаю, согласны с такой позицией», – сказал он РИА «Новости».
- Участницам Pussy Riot вынесен приговор
- Панюшкину предложили написать книгу о Pussy Riot
- Судье по делу Pussy Riot предоставили защиту
- РПЦ: Акции сторонников Pussy Riot за рубежом - пропаганда
- Последние слова Pussy Riot встретили аплодисментами
«Этого явно мало»
Член Общественной палаты Ирина Плещева, однако, напротив, считает, что приговор недостаточно суров и не остановит последователей группы. «Судя по тому, что просили больше, для тех, кто считает себя пострадавшими, этого явно мало, – сказала она газете ВЗГЛЯД. – Конечно, молодым девчонкам с маленькими детьми просидеть два года в тюрьме несладко, но здесь меня больше всего заботит вопрос, что два года лишения свободы в колонии общего режима для тех, кто вдруг завтра решит последовать примеру Pussy Riot, – очень маленький срок. Сегодня Femen подрезали крест, в Пскове нарисовали граффити, а завтра какие-нибудь ребята пойдут в Москве в синагогу и будут вскидывать руки в приветствии Гитлеру – и что, им тоже два года дадут?»
«Проблема в том, что два года как мера наказания для подобных прецедентов – это достаточно мягко, – добавила она. – Для тех, кто готов на такие действия, мне кажется, два года – не аргумент. Тем более посмотрите, какая мировая известность. Это хороший вариант раскрутиться. Группу «Ранетки» раскручивали через сериал, а группу Pussy Riot раскрутили через суд. Думаю, что через полтора года, если не раньше (условно-досрочно), девчонки выйдут и будут колесить по миру, зарабатывая миллионы. Их название уже на устах таких звезд, как Мадонна и прочих. По-моему, неплохой вариант».
«Взвешенный приговор»
Коллега Плещевой по Общественной палате Иосиф Дискин находит приговор адекватным.
«Учитывая, что предварительное заключение засчитывается как день за два, половину срока девушки отбыли, это означает, что почти сразу после попадания в лагерь они могут просить об условно-досрочном освобождении, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Общественный резонанс был таким, что оправдательный приговор – и, с моей точки зрения, это правильно – был просто невозможен, это было бы оскорблением большинства населения страны, что показывают социологические исследования. Но и чрезмерно жестокий приговор для молодых матерей тоже не был бы воспринят. На мой взгляд, судья нашла достаточно компромиссное решение, которое, с одной стороны, показывает тем, кто будет готов идти вслед за этими барышнями, что так действовать нельзя, а с другой стороны, для них самих ситуация будет достаточно быстро разрешена».
Взвешенным считает приговор и главный редактор газеты «Завтра» писатель Александр Проханов. «Два года – это взвешенный приговор, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Видимо, судьи отмеривали его на аптекарских весах, как провизоры. Этот приговор не столь ужасный. Суд мог обвинить их в чудовищном злодеянии и садизме. Но этот приговор не столь мал, чтобы государство могло быть уличено в том, что оно слабое и пошло на поводу после массовой кампании давления на суд».
Лидер общественной организации «Профсоюз граждан России» Николай Стариков горячо приветствует решение суда. «Закон восторжествовал, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Для меня очевидно, что эти девицы совершили преступление, которое теперь получило соответствующее наказание. С моей точки зрения, оно очень мягкое. Но, видимо, оно соответствует сегодняшнему российскому уголовному законодательству. Я считаю, что в УК должны появиться статьи, однозначно защищающие от подобных выходок. Эти статьи есть в уголовных кодексах западных государств. Но они отсутствуют в УК РФ. Именно на это и был расчет организаторов этой провокации».
«Этот суд проходил под невероятным давлением, как внутренним, так и внешним. Но важно то, что этот процесс демонстрирует, как мощно и безотказно действует организационное оружие, которое направлено на константы сегодняшнего слабого, противоречивого русского государства и идеологический центр этого государства – Православную церковь. Эти три девчонки, эти три развратницы и беспутницы – не более чем бактерии, которые забросили в маленькой пробирке в храм Христа Спасителя. Из этих пробирок бактерии превратились в чудовищную эпидемию, заразившую информационное и политическое пространство России. Это свидетельство того, как действует алгоритм этого могучего оружия. Именно это оружие разрушило в 91-м году Советский Союз. А сейчас то же самое оружие направлено на российские государственные ценности и использует любые поводы, чтобы эти ценности разрушать и подавлять», – добавил Проханов.
«Никакого срока не надо»
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов заявил газете ВЗГЛЯД, что действия девушек сильно осуждает – и именно поэтому выступает против приговора, предусматривающего реальный срок заключения.
«На мой взгляд, с самого начала репрессивные действия в отношении участниц группы усугубили тот общественной вред, который нанесла их акция, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Приговор только усугубляет эту ситуацию, которая неприятна не только для Церкви и государства, но и для общества в целом, которое нуждается в моральных устоях и авторитетах».#{crime}
«У меня есть серьезный счет к идеологии, которую олицетворяют Pussy Riot, и к тому, что они делали и делают, и поэтому у меня есть счет к тем, кто сделал их звездами мирового уровня, а именно к сторонникам репрессивных действий, – отметил Ремизов. – Потому что на вызов контркультуры отвечать репрессивными действиями бесполезно, необходимо отвечать в культурной плоскости. В данном случае уместно было бы, прежде всего, моральное осуждение и соразмерный приговор в административной плоскости. Но я не исключаю, что будут кассации, апелляции, в ходе которых решение будет пересмотрено».
Доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский также обращает внимание на неестественно мощный резонанс, но он считает, что в этом виноваты некие сторонние силы.
«Дело Pussy Riot – с самого начала неестественно раздутая история, которая не заслуживает того общественного внимания, которое к ней приковано, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Причина в том, что сами действия носят крайне провокационный характер и абсолютно не совпадают с нормами российской культуры. Видится даже, что это некий заказ, не исключено, что из-за рубежа. Сегодняшний приговор суда – вполне логичное завершение разбирательств по итогам противоправных действий этих девушек, которые оскорбили чувства верующих».
Для члена Городской общественной организации многодетных матерей Натальи Строгановой, состоящей в коалиции «За нравственность», выступавшей с требованием наказать участниц акции, реальный срок заключения для девушек оказался неожиданностью.
«Никакого срока не надо было давать, – сказала она газете ВЗГЛЯД. – Я за нравственность, конечно, но не до такой степени. Государство должно что-то делать в этом направлении, но срок за хулиганство для молодых девушек не должны были давать. Мне они не очень приятны своим поступком, но я против срока. И до этого они сидели полгода. Я считаю себя верующим человеком. У меня они никаких чувств не оскорбили. Если человек самодостаточный и верит в то, во что верит, оскорбить его таким поступком, по моему мнению, нельзя».
#{image=603715}Свою оценку приговора уже дали за пределами России, в частности, власти США, демонстрировавшие особо повышенный интерес к этому делу. «Сегодняшний приговор по делу Pussy Riot выглядит несоразмерным содеянному», – сообщается в пятницу в микроблоге Twitter американского посольства в Москве.
«Имиджу страны нанесен ущерб»
Между тем бывший министр финансов Алексей Кудрин оценил приговор с точки зрения инвестиционной привлекательности России: по его мнению, решение судьи Сыровой нанесет последней ущерб.
«Приговор по делу панк-группы Pussy Riot – не только факт биографии трех молодых женщин. Это очередной удар по судебной системе и, прежде всего, по доверию к ней граждан России», – говорится в заявлении Кудрина, размещенном на его сайте. «Судебное рассмотрение по делу Pussy Riot откровенно искажает суть их поступка. В светском суде государственный обвинитель закладывает в основу обвинения нарушение только церковных уложений для обоснования уголовного наказания. Но если при этом воспользоваться аргументацией обвинения, совершенное деяние следовало бы квалифицировать как «оскорбление чувств верующих», что предусматривает ответственность по статье 5.26 части 2 КоАП – штраф до 1 тыс. рублей», – обратил внимание бывший глава Минфина.
«Многие из нас никак не могут поддержать поступок Pussy Riot. Но как бы ни оценивать его, преследование девушек раскололо общество, сделало явным антиконституционное сращивание государства и Церкви, ослабило авторитет РПЦ, способствовало радикализации общественных настроений, поскольку торжество бессмысленной жестокости подрывает общественную мораль больше, чем любые эпатажные поступки. Имиджу и инвестиционной привлекательности страны нанесен огромный ущерб», – говорится также в заявлении.
С просьбой о милосердии
Оценила приговор и инстанция, голоса которой ждали сильнее всего и которую произошедшее касается напрямую: Русская православная церковь. Руководство РПЦ призывает проявить к девушкам милосердие.
«Не подвергая сомнению правомерность судебного решения, обращаемся к государственной власти с просьбой проявить в рамках закона милосердие к осужденным в надежде на то, что они откажутся от повторения кощунственных действий», – говорится в заявлении высшего совета РПЦ.
Вместе с тем иерархи РПЦ считают, что задачей государства, уважающего своих граждан, является «недопущение оскорбления чувств верующих, актов кощунства над религиозными святынями и глумления над культурными памятниками».
«Созданный судебный прецедент должен предотвратить повторение подобных действий в будущем», – убеждены в РПЦ.
Предстоятели Церкви призывают людей, чьи религиозные и национальные чувства были оскорблены «как самим актом кощунства, так и последовавшей за ним пропагандистской кампанией», воздержаться от любых попыток мести, незаконных и насильственных деяний. В то же время РПЦ благословляет «мирные гражданские действия, направленные на ограждение православного народа и его святынь от вражды и кощунства».
В заявлении высшего церковного совета РПЦ в связи с судебным приговором «по делу лиц, осквернивших священное пространство храма Христа Спасителя», выражается благодарность всем тем, кто поддержал Церковь, «осудил богохульство, выразил мирный протест против него».
«Богохульство – тяжкий грех. Православный христианин не может ни участвовать в богохульстве, ни одобрять его, ни прямо или косвенно его поддерживать», – говорится в документе, который цитирует РИА «Новости». Его авторы напоминают, что Бог всегда «ищет спасения грешников и призывает их к покаянию», а Церковь стремится «к примирению и исцелению тех ран, которые были нанесены проявлениями кощунства и вражды».