Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
6 июля 2012, 18:25 • Общество

К подросткам посылают патруль

МВД предлагает ночью отлавливать подростков на улицах

К подросткам посылают патруль
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Надежда Журба

Столичная полиция предложила не ограничиваться комендантским часом и создать специальные дружины, которые бы следили за «местами возможного появления подростков». Ограничения на появление несовершеннолетних ночью на улице приняты не только в ряде зарубежных стран, но и в некоторых российских регионах, помимо Москвы.

С подачи полиции на улицах Москвы, где и так введен комендантский час для подростков, могут появиться дружинники, задачей которых станет наблюдение за несовершеннолетними.

Пусть это будет внимательность и помощь, а не вылавливание и карание

Начальник московского ГУ МВД Анатолий Якунин выступил за внесение серьезных изменений в систему профилактики правонарушений, совершаемых подростками. Он предложил вместе с добровольными дружинниками и общественными организациями выработать систему патрулирования в вечернее и ночное время мест возможного появления подростков. Якунин полагает, что это позволит уберечь несовершеннолетних от влияния криминальных элементов и снизит количество подростковых правонарушений. По сообщению РИА «Новости», которое приводит слова Якунина, за истекший период 2012 года в целом по Москве подростками совершено 376 преступлений, а более тысячи преступлений – в отношении самих детей.

Напомним, что еще в 2009 году по инициативе тогдашнего президента Медведева Госдума внесла изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые позволили региональным парламентам принимать законы, вводящие комендантский час для подростков. В Москве такая норма работает еще с 1 января 2008 года, а ночное время начинается с 22.00 и длится до 06.00 часов.

Ограничения на пребывание несовершеннолетних на улицах появились еще в конце XIX века в США. Первоначально это была не мера защиты детей, а попытка снизить преступность, которую власти крупных городов связывали с иммигрантской молодежью из Ирландии или стран Центральной Европы. В настоящее время в Соединенных Штатах детский комендантский час действует в 84% городов с населением более 20 тыс. человек.

Различные временные и возрастные ограничения существуют и в других странах. В 1997 году подобная инициатива была опробована в Шотландии и дала положительные результаты. Через шесть месяцев со дня введения комендантского часа подростковая преступность упала на 40%. Во Франции практика комендантского часа для несовершеннолетних начала действовать в 2001 году.

В Исландии с 2002 года действует общенациональный закон, запрещающий детям моложе 13 лет появляться на улице без сопровождения взрослых после 8 часов вечера. Для подростков до 16 лет лимит пребывания на улице без взрослых продлен – им можно не возвращаться домой до 22 часов. В Таиланде запрет на пребывание вне дома лиц младше 18 лет с 10 вечера до 4 утра действует с 2004 года.

Генерал-лейтенант полиции, экс-депутат Госдумы Александр Гуров рассматривает усиление контроля по надзору как логичную попытку улучшить ситуацию с детской семейной беспризорностью. По его словам, нового ничего нет, такая проблема существует давно, но ее невозможно решить простыми методами.

«Практика показала, что эта работа требует, чтобы душа болела постоянно, – объяснил Гуров. – Можно вспомнить, как решали проблему беспризорности в СССР Надежда Крупская и Феликс Дзержинский. Детей раздавали в семьи крестьянам, в колхозы и совхозы, государство выделяло на это деньги. Среди воспитанников Макаренко – орденоносцы и герои войны. Сейчас же четкой системы нет. Предложение Якунина неплохое, но и не продуктивное. В основе таких мер должны быть социологические исследования, а не слова «нам предстоит» или «мы уверены».

Несмотря на то, что в инициативе Анатолия Якунина есть потенциально слабые места, например, размытая формулировка «места возможного появления подростков», мировой опыт подобных мер не знает, а общественные организации пока никак не отреагировали на сделанное предложение, в некоторых регионах подобные патрули уже довольно успешно функционируют.

Например, в Калужской области создано уже около 400 родительских патрулей. Власти уверены, что родительские отчеты способствуют снижению преступности и поддерживают инициативу вечернего дозора.

В Рязани первый патруль появился в ноябре прошлого года. Каждый день с 19 до 21 часа вечера родители учеников первого и 11 классов проходят территорию школы и близлежащих дворов. По мнению рязанцев, уличное дежурство позволяет не только следить за порядком во дворах, но и налаживает отношения внутри самого класса.

В поселке Тимирязевский Ростовской области также есть «отеческий пригляд». Здесь к родителям присоединились и учителя. Патрулирование проводится по пятницам, субботам и воскресеньям с 22 до 23 часов. Как и в Рязани, дежурные следят за порядком и поведением учащихся и ведут журнал, в котором отмечают замечания.

Основная же претензия к патрулированию состоит в том, что проблемы трудных подростков стоит решать комплексно.

Так, например, в Канаде социологические исследования и работа с несовершеннолетними группы риска проводятся уже не первый год. Разработан комплекс требуемых социально-технологических инструментов, которые позволяют подойти к проблеме каждого ребенка и его семьи индивидуально. Эта практика частично апробируется и в России в ходе реализации проектов, разработанных Чувашским региональным отделением на средства Канадского агентства международного развития (CIDA). Для работы с несовершеннолетними предлагается заполнить три ключевых документа: таблицу оценки рисков и потребностей (ОРП), карту социального сопровождения (КСС), индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Эти документы позволят проанализировать состояние, поставить диагноз, сформировать представление о необходимых действиях и «назначить лечение». Главное достоинство этой программы  – усиление ответственности специалистов, которые осуществляют сопровождение несовершеннолетних.

Пока такая система приживается в России, можно начать и с ночного патрулирования, считает Марина Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она видит непосредственную реализацию этой идеи как самоорганизацию родителей по месту жительства с целью защитить детей: «Пусть это будет внимательность и помощь, а не вылавливание и карание. Пригляд очень важен, и это должен быть родительский контроль, как в регионах, а не надзор силовых структур. Только тогда будут работать принципы гуманности и эффективности. Дети уязвимы, но с добрым сердцем и любовью все работает».

Однако, по мнению экспертов, у гуманных методов не так много шансов. Несколько лет назад газета ВЗГЛЯД рассказывала об эксперименте по созданию института участковых психологов, которые могут прийти на смену комиссиям по делам несовершеннолетних. К сожалению, эксперимент пока так и остался экспериментом.

..............