Андрей Полонский Андрей Полонский Русская культура не принимает только ненависти к России

Современная русская культура не принимает только одного – ненависти к России. Стремление к верности своей стране, ее государству и ее языку – это не субкультура, это естественное состояние художника здесь и сейчас.

10 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Глобальный план на 2025 год уже расписан

Вместо гадания на кофейной гуще о конкретных событиях рассмотрим «большие» вопросы, которые будут определять мировую политику в 2025 году. «Черные лебеди» – это не то, что меняет реальность, а тактическое происшествие в рамках уже сложившегося пути.

8 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Русская культура наконец проснулась

Русская культура вспомнила о своей свободе, величии и праве говорить о вещах по-настоящему важных. Оказалось, что можно говорить своим голосом о собственных эмоциях, и никакой западный опыт культуры отмены вовсе не страшен.

22 комментария
4 мая 2012, 20:05 • Общество

40 лет не замечали

Плиты с фамилиями погибших воинов использовали под фундамент

40 лет не замечали
@ fontanka.ru

Tекст: Иван Чернов,
Санкт-Петербург

Неоднозначную в преддверии Дня Победы находку сделали блогеры. В одном из садоводств Ленобласти они засняли «могильную дорожку», выложенную из плит с фамилиями павших солдат. Садовод утверждает, что плиты – не с кладбища, лежали на его участке много лет и никому не мешали. Не исключено, что в этом и вовсе нет никакого кощунства.

О вопиющем случае неуважения к памяти павших сообщил в пятницу читатель петербургской интернет-газеты «Фонтанка.Ru». И приложил к сообщению подтверждающие фотографии.

Если плиты там лежат уже 40 лет и они не были на могилах, о какой ответственности может идти речь? Ни о какой

«В Ленобласти на станции Михайловское в садоводстве завода имени Кулакова на улице Дружбы существует некий дачный участок (жилой дом), дворовые дорожки которого выложены плитами с могил воинов Великой Отечественной войны. Это плиты в память о наших бойцах, погибших под Мгой, Любанью, Синявино и т. д.» – написал возмущенный читатель.

Одновременно фотографии активно обсуждались на форумах в интернете.

«Рассказали знакомые... Никогда бы не поверил... Наши деды и прадеды их освобождали, а они вытирают ноги о надгробия наших солдат...» – написал интернет-пользователь KolAndrey, предваряя снимки.

А вскоре сигнал дошел и до чиновников. Едва узнав о случившемся, на место происшествия выдвинулись представители администрации из Мгинского городского поселения Кировского района Ленинградской области и полицейские. Также садоводство наводнили журналисты из Петербурга.

Выяснилось, что фотографии блогеров – не шутка, могильные плиты действительно лежат на участке и образуют дорожку к дачному домику. Правда, хозяина сада обнаружить на месте не удалось. И полицейским пришлось самим осматривать место происшествия и делать выводы.

Впрочем, и по окончании осмотра в ГУ МВД ограничились крайне обтекаемыми формулировками о случившемся: «Действительно, сегодня в половине двенадцатого дня в УМВД по Кировскому району Ленинградской области поступило соответствующее заявление. На место выехали сотрудники полиции, в том числе ответственный от руководства полиции, а также зампрокурора района. Данное заявление было официально зарегистрировано. По нему назначена проверка, в ходе которой и будет дана правовая оценка ситуации», – пояснил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Вячеслав Степченко.

Как рассказала газете ВЗГЛЯД глава пресс-службы администрации МО «Мгинское городское поселение» Светлана Конева, которая также в пятницу выезжала в садоводство, однозначного ответа на вопрос, что там произошло, пока нет: «У нас пока нет информации, что это за плиты, откуда они. Будем выяснять дальше. Ответственность? Честно говоря, пока сложно об этом говорить. Хозяина участка не было. Пока могу сказать только, что данный факт не останется без внимания руководства садоводства и нашего, будем разбираться».

«Это первый подобный случай на моей памяти, хотя я здесь родилась и живу почти 50 лет», – призналась также наша собеседница.

Впрочем, по слухам, дорожка из могильных плит на участке была выложена еще лет 40–50 назад, и все это время никто не обращал на нее внимания. Во всяком случае, соседи «садовода-могильщика» утверждают, что наблюдали их не один год.

А возможно, плиты никто и не воровал с кладбища. По словам Светланы Коневой, на них действительно есть фамилии каких-то солдат. Но «поисковики высказали предположение, что, скорее всего, на могилах они не стояли».

Тогда откуда они могли взяться? Об этом ближе к вечеру «Фонтанке.Ru» рассказал владелец дачного участка, имя и фамилия которого не называются.

«Эти плиты никогда не лежали на воинских захоронениях», – приводит его слова интернет-газета.

По данным садовода, его мать еще в советское время работала на художественном комбинате по изготовлению памятников: «Я помню их с рождения, они никогда, нигде как памятник установлены не были. Это выбраковка, отходы производства. В советское время достать плиту было чудом, поэтому соглашались брать и такие», – сообщил он.

По словам владельца участка, ему уже звонили из полиции и просили дать объяснения. Кроме того, хозяин, который давно не был на участке, обеспокоен тем, что на него для фотосъемки проникают неизвестные. Мужчина не исключил, что подаст заявление о незаконном проникновении на частную территорию.

В Уголовном кодексе есть статья 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения», предусматривающая различные сроки наказания вплоть до пяти лет тюрьмы.

Однако, по словам известного криминолога, доктора юридических наук Якова Гилинского, об уголовной или какой-либо другой ответственности садовода можно говорить лишь в одном случае – если он брал эти могильные плиты с реального кладбища, то есть разрушал захоронения.

«В данном случае, если плиты там лежат уже 40 лет и они не были на могилах, о какой ответственности может идти речь? Ни о какой», – отметил юрист в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.

Руководитель поискового отряда «Ингрия» Евгений Ильин рассказал нам, что с такими случаями прежде не сталкивался, а вот с последствиями деятельности мародеров – не раз.

«Когда они во время поиска чего-то, что им надо, разбрасывают кости, с этим я встречался», – рассказал Ильин.

По его словам, привлечь к ответственности кого-то, кто использует могильные плиты «не по назначению», довольно сложно: «По большому счету они всегда могут оправдаться и сказать, что просто где-то их нашли. Вот если бы их застали в момент, когда они «курочат могилу», за это, естественно, уже могли бы и наказать».

Ильин отметил, что Кировский район Ленобласти, где произошел инцидент, «весь на костях стоит»: «В битве за Ленинград он был рекордсменом по потерям. По официальным данным, здесь погибло 117 тысяч 143 человека, но четыре операции не были учтены, поэтому можно смело говорить еще о шести тысячах как минимум. При этом официально считаются погребенными и находятся под охраной государства только 37 тысяч 743 погибших солдата. Остальные? Где-то заброшенные могилы. Мы вот ведем поиск тех, кто легли на землю и так и лежат там до сих пор – мы их называем верховыми могилами. Есть, конечно, в районе и официальные кладбища, всем известный мемориал Синявинские высоты, например. Но реально если кто-то захочет оттуда что-то унести... Какая уж там охрана. У нас на память никогда денег не было», – рассказал поисковик.

Президент объединения солдатских вдов и семей погибших воинов Второй мировой войны «Верность» Надежда Алексеева заметила газете ВЗГЛЯД, что сегодняшний случай не вызывает у нее удивления.

«В наше время подобное отношение можно видеть на каждом шагу», – заметила она.

И вспомнила, что лет 10–15 назад сама стала свидетелем инцидента, когда рабочие строительной организации во время ремонта моста в районе собора Спаса-на-Крови в центре Петербурга выкладывали его старыми могильными плитами.

Истории с использованием могильных плит для мощения дорог всплывают периодически. Так, в июле 2011 года плиты XIX века с местного Смоленского кладбища обнаружили на тротуаре вблизи мэрии Твери.

В апреле 2011 года во время капитального ремонта выяснилось, что могильными плитами выложены поребрики (бордюры) на Большой Конюшенной улице в центре Петербурга. Сообщалось, что в советское время использование камней со старых захоронений в дорожном строительстве было едва ли не нормой.

Отметим также, что о неуважении к ветеранам часто говорится в контексте памятных мероприятий в честь ВОВ в бывших союзных республиках: на Украине, в Эстонии, в Грузии. Большой общественный резонанс был вызван разрушением в Кутаиси «Мемориала славы» в 2010 году. Позже в России заявляли о готовности воздвигнуть такой же мемориал в Москве.

..............