5 декабря, понедельник  |  Последнее обновление — 19:34  |  vz.ru

Главная тема


Украинское МВД опасно для людей и самого себя

после смоленской трагедии


Бывших руководителей польской контрразведки подозревают в работе на ФСБ

времен третьего рейха


В России найден сундук «Аненербе» с загадочными черепами

территория ссср


«Антонов» просит денег на замещение российских комплектующих

«монопольное положение»


Киевский суд обязал Газпром выплатить Украине 6,8 млрд долларов

после аварии


Роскосмос решил отказаться от ракет «Союз-У»

25 лет назад


Из уничтожения КГБ нужно вынести несколько важных уроков

флешмоб советской песни


Немецкие СМИ: Русские и украинцы спелись назло принудительной украинизации

на ваш взгляд


Байкер Хирург обратился к Путину с предложением изменить герб России. Как вы оцениваете эту инициативу?

На западных фронтах


Дмитрий Дробницкий: Италию и, возможно, Францию, попытаются максимально наказать

«служит важным признанием»


«Теневое ЦРУ» проанализировало Концепцию внешней политики России

Российская нация


Андрей Бабицкий: Вместо «золотого века» чеченцев ожидали мрак и хаос

фоторепортаж


Украинская политика продолжает пополняться юными девушками

Вместо «черной сотни»

Судьба защитников РПЦ как организованной силы не на шутку волнует общество

10 октября 2012, 13:45

Текст: Борис Новощукин

Версия для печати

«Мы находимся в диалоге, иногда непростом. Иногда приходится поправлять их, действовать надо в рамках закона», – так объяснил отношение РПЦ к многочисленным, громким и вызывающим отторжение уже и у самих священников православным активистам председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.

В среду в Мосгорсуде проходит второе заседание по кассационной жалобе на приговор участницам группы Pussy Riot после выступления в храме Христа Спасителя в феврале этого года и, как и в случае с первым заседанием, на авансцене не только осужденные и адвокаты, но и православные активисты. Они, как сообщает РИА «Новости», уже устроили рядом со зданием суда импровизированный молебен.

Возглавляет защитников веры православный активист Дмитрий Энтео, чье активное вмешательство в процесс уже вызвало нарекание даже у некоторых православных священников.

Однако пока ситуация возле Мосгорсуда остается спокойной, даже несмотря на то, что столкновение сторонников РПЦ и противников клерикализации стали делом вполне обычным. Так называемые православные активисты существуют не первый год. Но внимание СМИ сумели привлечь к себе лишь после дела Pussy Riot. После их агрессивных выступлений журналисты и правозащитники заговорили о появлении новой «черной сотни».

История вопроса

Попытки создания православных партий и общественных объединений предпринимались с начала 90-х годов, но особого успеха не имели. Радикальная националистическая риторика с одной стороны и конфликты между вождями – с другой не позволили десяткам структур превратиться во влиятельную политическую силу.

Наиболее серьезной организацией стал Всемирный русский народный собор. В 1993 году Русская православная церковь, отказавшись от прямого участия в политике, проявила интерес к объединению политически активных мирян. И стараниями нынешнего патриарха, а тогда – председателя отдела внешних церковных связей РПЦ, митрополита Кирилла возник Всемирный русский народный собор. Позднее его главой стал патриарх Алексий II, а Собор приобрел статус крупнейшего церковно-общественного форума. Даже президент Владимир Путин принял участие в одном из них, а уж присутствие на заседаниях ВРНС влиятельных политиков первого эшелона и приветствия от первых лиц государства давно стали нормой. На недавнем его заседании присутствовал глава администрации президента России Сергей Иванов.

В один ряд с ВРНС можно поставить и другой церковно-общественный форум – «Рождественские чтения». Правда, тематика «чтений» ограничена сферой образования, но уровень представительства тоже высок.

С начала 90-х существуют объединения, считавшиеся тогда если не маргинальными, то чрезмерно радикальными. В частности, различные братства, в том числе хоругвеносцев, где периодически возникали расколы.

В 2007 году был создан православный корпус движения «Наши», а на селигерском форуме движения проходили «православные смены». Однако корпус тоже не стал массовой структурой. В делах церковных он отметился пикетом у храма Христа Спасителя в поддержку кандидатуры митрополита Кирилла во время Поместного собора, избиравшего патриарха. А в последнее время исчез с общественно-политической арены и даже в совет православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества не входит.

Между тем нужда в существовании общественных организаций мирян у РПЦ есть. Причем как для целей долгосрочных, стратегических, так и для тактических, оперативных.

Если говорить о долгосрочных задачах, то миряне-общественники должны заниматься миссионерской деятельностью. Патриарх Кирилл говорил о важности миссии еще в начале своего правления. Ведь людей «воцерковленных» мало, примерно 4%, остальные – так называемые «захожане», появляющиеся в храмах по особым случаям – крещения, венчания, отпевания и главных церковных праздников.

В этой связи принимались решения о введении на приходах оплачиваемых должностей катехизаторов и молодежных работников. Но приходы выполнить их не смогли – уровень заработной платы в РПЦ настолько невысокий, что на это жалуются в частных беседах даже сотрудники синодальных отделов (церковных «министерств»). А раз не хватает профессиональных миссионеров, нужны общественные. Но их мало, да и существуют они в основном в виртуальном пространстве. Например, «Ассоциация православных экспертов».

«Главный эксперт» Кирилл Фролов, миссионерствуя, стал известен в основном поисками врагов России и Церкви внешних и внутренних. В качестве таковых он обычно находит православных священнослужителей, уклонившихся, по его мнению, от «генеральной линии», политиков, журналистов, правозащитников, религиоведов. В их числе уже оказались даже автор одобренного РПЦ учебника по «Основам православной культуры» для школьников протодиакон Андрей Кураев и руководитель официальных церковных СМИ – журнала Московской патриархии и газеты «Церковный вестник» – Сергей Чапнин. Весь же список Фролова окажется слишком длинным для цитирования...

Что касается тактических целей, то речь идет о массовых публичных акциях, фактически, митингах и пикетах, обозначающих широкую народную поддержку церковно-государственных или церковно-общественных праздников, различных инициатив РПЦ или демонстрацию народного гнева в отношении противников Церкви. Тут РПЦ испытывает сложности. Нередко для организации массовых мероприятий приходится задействовать административный ресурс. Попросту говоря, студентов вузов под нажимом чиновников «добровольно-принудительно» отправляют на подобные мероприятия. Недавно официальному представителю РПЦ Владимиру Легойде пришлось публично объяснять, что Церковь не имела отношения к принудительному сбору студентов МГУ для участия во встрече с патриархом Кириллом.

Работа по поиску православных активистов велась активно и разносторонне. Пытались привлечь футбольных фанатов, говорили о проповеди среди скинхедов, выдвигались идеи молодежных православных ночных клубов, демонстрировали приверженность православию рок-звезд и байкеров.

Например, сам Кирилл Фролов был задержан 8 сентября в Москве при попытке раздачи листовок о необходимости строительства храма РПЦ МП на Ходынском поле. В тот день там проходила акция против строительства храма и торгового центра. Он был задержан и, как сообщает «Интерфакс», доставлен в Хорошевское РОВД, где ему предъявили обвинение в препятствовании проведению санкционированного митинга.

Но затем дело в отношении него было прекращено, даже до суда не дошло. Агентство гражданской журналистки «Ридус» со ссылкой на участников митинга на Ходынском поле сообщает, что двое из них были избиты после того, как дали в полиции показания против православных активистов. Один из них, 45-летний Сергей Цыганков, как утверждает «Ридус», получил перелом лучевой кости, второй – Алексей Самсонов – попал в больницу с сотрясением мозга, ушибами грудной клетки, рук и ног. Кирилл Фролов подозрения в причастности православных активистов к нападению на Цыганкова и Самсонова с негодованием отвергает, подчеркивая, что действует исключительно правовыми методами.

3 октября правоохранительные органы Москвы в очередной раз продемонстрировали невиданную лояльность в отношении православных активистов.

Несколько десятков казаков провели несанкционированную акцию протеста у здания центра современного искусства «Винзавод», где была устроена выставка «Духовная брань», экспонаты которой навеяны образами панк-группы Pussy Riot.

Мэрия Москвы не согласовала казакам ни митинг, ни пикет, ни шествие. Но они взяли хоругви, икону и прошли шествием от Курского вокзала до «Винзавода». Там их ждали омоновцы и журналисты. Казаки заявили, что проведут молебен. И провели его. Затем один из казаков произнес речь, а остальные одобрительно скандировали: «Любо!» Одного произнесения речи и скандирования хватило бы для задержания граждан за несогласованный митинг.

Религиозные обряды, кстати, вне территорий религиозных учреждений должны проводиться в соответствии с законом о митингах, то есть по согласованию с властями. Но никто задержан не был, а центр современного искусства был вынужден закрыться на время проведения несогласованной акции. И в тот же день сотрудники СКР допрашивали организаторов выставки, проводя проверку оной на экстремизм.

Между тем акции православных активистов вызывают недоумение уже и самих священников. Алексий Плужников, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда в интервью сайту «Православие и мир» заявил о том, что «такие люди, как Энтео и «православные хоругвеносцы», оскорбляют мои религиозные чувства гораздо больше, чем пресловутые «пуськи» или «антирелижн». То, что делает Дмитрий Энтео, является в лучшем случае ревностью не по разуму, стремлением спасать других, а не себя, учить, а не учиться самому».

отец Всеволод Чаплин (Фото: РИА

отец Всеволод Чаплин (Фото: РИА «Новости»)

За взаимоотношения Церкви и общества в Московском патриархате официально отвечает глава одноименного отдела протоиерей Всеволод Чаплин, который рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД об отношениях РПЦ с православными активистами.

ВЗГЛЯД: Отец Всеволод, кто такие православные активисты?

Всеволод Чаплин: Это – члены Церкви, они имеют право под свою ответственность проявлять гражданскую активность.

ВЗГЛЯД: Как вы относитесь к срыванию с граждан футболок в защиту Pussy Riot?

В.Ч.: Я бы срывать не стал, но осквернение иконографического символа – это правонарушение, со всеми вытекающими из этого последствиями. Есть правоохранительные органы, они должны разбираться. Кстати, именно это изображение было осуждено судом в Новосибирске.

ВЗГЛЯД: Православные активисты, в частности, хоругвеносцы ходят в футболках с лозунгом «Православие или смерть!», который признан судом экстремистским и внесен в федеральный перечень экстремистских материалов.

В.Ч.: Не думаю, что стоит употреблять этот лозунг. Но и интерпретировать его как экстремистский – неправильно. В нем нет призыва к насилию над неправославными, принуждения к принятию православия. Для православного христианина без истинной веры нет жизни. Однако решение суда надо исполнять.

ВЗГЛЯД: Некоторые священники осудили действия православных активистов, некоторые заявили, что они оскорбляют их чувства больше, чем Pussy Riot.

В.Ч.: Если эти священники хотят услышать голос народа, а не только московской тусовки, то они должны прислушаться к тому, что говорят православные миряне, – это мнение очень многих людей. Священники, выступающие против активного православного патриотизма, выступают и против святого праведного Иоанна Кронштадтского, и против святителя Филарета, и против многих новомучеников.

ВЗГЛЯД: Возможно ли появление в России «черной сотни»?

В.Ч.: Я не думаю, что стоит воспроизводить дореволюционные модели. Но надеюсь, что будут возникать многие объединения православных, и они будут мирными, и сумеют выражать мнение большинства.

ВЗГЛЯД: А каковы сейчас отношения вашего отдела с православными активистами?

В.Ч.: Мы находимся в диалоге, иногда непростом. Иногда приходится поправлять их, действовать надо в рамках закона. Недаром нелегитимные акции были прекращены.

ВЗГЛЯД: 1 октября у здания Мосгорсуда, где слушалась кассационная жалоба по делу Pussy Riot, собрались их сторонники и православные активисты. Первые пели песни группы, вторые молились. Никто футболок не срывал...

В.Ч.: Поправили, и столкновений не было. Но хочу заметить, что молиться надо не напоказ. Надо помнить, что когда молишься – обращаешься к Богу, а не телекамерам.

ВЗГЛЯД: Сколько, по вашим оценкам, сегодня православных активистов?

В.Ч.: Полагаю, несколько тысяч.

ВЗГЛЯД: Почему православный корпус движения «Наши» не входит в состав совета православных общественных объединений при вашем отделе?

В.Ч.: Руководитель корпуса Борис Якеменко первоначально в нем присутствовал. Но потом перестал появляться на заседаниях, потому что ему не нравились другие участники совета.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............