Ольга Андреева Ольга Андреева Священная корова «гендерного разнообразия» сдохла

Политика DEI за последние десять лет стала одним из идеологических столпов леволиберального космоса. Главным словом в триаде «разнообразие, равенство, включение» всегда считалось специфически понятое равенство.

11 комментариев
Андрей Колесник Андрей Колесник Запад на Балтике ставит под вопрос главные правила мореплавания

Россия может сохраниться как мировая держава, только отстояв полноценные возможности для морской торговли. События на Балтийском море – вызов именно такого масштаба. Там руками Скандинавии и Прибалтики Запад пытается уничтожить российские морские торговые пути.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Байден спалил остатки американского лидерства

Если бы в конце 2021 года Вашингтон принял или хотя бы начал всерьез рассматривать российские предложения о гарантиях безопасности, то сейчас, возможно, не пришлось тратить остатки американского лидерства на того, чтобы сдержать Россию.

7 комментариев
18 июня 2011, 17:07 • Общество

Война и мир

На ПМЭФ-2011 поразмышляли об оборонке

Война и мир
@ xage.ru

Tекст: Денис Нижегородцев, Санкт-Петербург

В рамках Петербургского экономического форума эксперты обсудили будущее оборонки и констатировали, что локомотивом в судо- и самолетостроении сейчас является именно гражданская, а не военная составляющая. Кроме того, оборонная отрасль все больше зависит от международной кооперации и частной, не государственной инициативы.

«Полностью меняется философия создания корабля»

Одним из мероприятий XV Петербургского международного экономического форума, который завершает в субботу свою работу, была дискуссия, посвященная международному сотрудничеству в области оборонной промышленности, в которой приняли участие, в частности, президент «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Роман Троценко, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК) Михаил Погосян и другие эксперты.

Практически каждый продукт строится под конкретную задачу, почти каждый становится уникальным

Специалисты поговорили о том, что технические задачи, стоящие перед современной оборонной промышленностью, очень многомерны, прогрессивны и амбициозны. Это развитие гиперзвуковых аппаратов, новейшей космической техники, атомной промышленности и многое другое. Сегодня уже практически невозможен «Манхэттенский проект», когда десятки лучших ученых из разных стран мира длительное время работали над одной задачей, связанной с созданием новейшего вооружения. Еще одна отличительная особенность нашего времени – многие новые идеи и разработки рождаются в частных инновационных предприятиях, касается это и оборонки. И они сейчас активно внедряются в продукцию крупных военно-промышленных корпораций.

Президент ОСК Роман Троценко напомнил присутствующим, что российская судостроительная отрасль пережила серьезный кризис, 10–15 лет на заводах практически не было заказов. Но перелом уже произошел, в последние годы объем заказов на наших предприятиях растет.

#{weapon}Троценко также рассказал о некоторых особенностях и проблемах, которые есть сейчас в судостроении, в частности в деле международной кооперации. По его словам, универсальных судов строится все меньше, а тренд сейчас – четкая специализация. «Практически каждый продукт строится под конкретную задачу, почти каждый становится уникальным», – заявил Троценко.

Однако высокая специализация приводит к росту стоимости заказов. При этом клиент-заказчик, наоборот, желает сократить расходы. И в результате возникает некоторая напряженность, признал Троценко.

Глава ОСК рассказал, что сейчас в мире практически не строятся корабли первого ранга, потому что, как выяснилось, те же задачи могут решать и корабли второго. Все очень сильно поменялось.

А разница между кораблями старого и нового поколения становится просто огромной, как небо и земля – это еще один из трендов современного судостроения.

«Полностью меняется философия создания корабля», – пояснил Троценко.

Своим мнением о сделке по покупке Россией у Франции военных кораблей «Мистраль», ставшей одним из основных событий нынешнего экономического форума, Роман Троценко поделился ранее:

#{smallinfographicleft=396103}«Французская сторона пошла на беспрецедентный уровень сотрудничества по передаче технологий и передает технологии, в том числе исходные коды программного обеспечения, по боевым информационно-управляющим системам, системам связи», – поделился он.

Речь идет о передаче российской стороне морской эксплуатационной системы тактической информации (SENIT-9), ориентированной на взаимодействие с кораблями, авиацией, наземными силами войск НАТО.

Согласно контракту, два первых корабля будут построены на французских верфях в Сен-Назаре. Но при этом 24 блока для этих кораблей будут сооружены на верфях в России. А еще два корабля будет уже «совсем российскими».

«На американский рынок военных самолетов не попасть»

Глава «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян отметил, что в авиации своя специфика. В частности, если еще 10–15 лет назад наши авиастроители работали в индивидуальном режиме по каждому проекту, то теперь акцент делается на долгосрочную стратегию, понятную, в том числе, международным партнерам.

#{image=519780}Разница между самолетами четвертого и пятого поколения так же, как между морскими судами разных поколений, велика, однако Погосян знает, как ее существенно нивелировать:

«Мы активно внедряем технику пятого поколения в рамках модернизации самолетов четвертого поколения. В первую очередь это касается электроники», – отметил он.

В целом Погосян уверен, что в его деле наибольшего успеха можно достичь только за счет диверсификации бизнеса, одновременного развития как оборонных, так и гражданских составляющих, а также международной кооперации. Причем наибольшее внимание необходимо обратить именно на гражданское авиастроение. Так как международный рынок с 60–70-х годов, времен холодной войны, претерпел глобальные изменения, гражданский сегмент в мире сейчас серьезно превышает оборонный.

Накануне в свой первый регулярный рейс отправился новый самолет «Сухой Суперджет», который доставил из Москвы в Петербург ряд участников экономического форума. Естественно, вопроса о нем не смог избежать и глава ОАК. Погосян дал понять, что, возглавляя авиастроительную корпорацию, не может не любить какое-то свое детище, но «Сухой Суперджет» ему нравится все-таки чуть больше других самолетов.

«Потому что я лучше его знаю, потому что он сделан с большей перспективой для рынка», – пояснил он.

При этом самолет Ан-148, считающий конкурентом нового продукта, по словам специалиста, «летает сейчас с ним рядом», никакой проблемы тут нет.

После окончания дискуссии корреспондент газеты ВЗГЛЯД воспользовался случаем, чтобы задать Михаилу Погосяну еще несколько вопросов, и не только об авиастроении. В частности, мы спросили специалиста о «Мистрале» и возможном влиянии этой сделки на положение дел в авиационной отрасли.

#{smallinfographicright=381537}«Во-первых, я думаю, что решения по «Мистралям» были вполне конкретными, касающимися именно конкретной ситуации с необходимостью иметь суда такого типа. Считаю, что заказчик принял обоснованное решение. Во-вторых, я не имею ничего против международной кооперации, я только «за». И полагаю, что при сделках такого масштаба нужно, чтобы, конечно, и технологии тоже передавались, чтобы мы выходили на другой уровень, развивали собственную промышленность. Что касается влияния этого соглашения на самолетостроение, заимствования этого опыта, не думаю, что оно будет иметь место. У нас настолько устойчивые позиции, что вряд ли возможно найти каких-то зарубежных поставщиков, которые были бы по своим возможностям на нашем уровне или существенно выше», – отметил Погосян.

Также специалист озвучил некоторые цифры. В военном авиастроении Россия занимает сейчас около 12–14% мирового рынка. Примерно 50% занимают Соединенные Штаты Америки, еще около 20% – другие члены НАТО.

«Я считаю, что мы занимаем достойное место. Может быть, цифра 12% кажется и не такой большой, но если вычесть долю США в 50% и страны НАТО, то в оставшейся части мы имеем около половины. Я с трудом могу представить, как мы можем присутствовать с нашими военными самолетами на американском рынке. А чтобы серьезно конкурировать с этой долей в 50%, нужно было бы создать какой-то военный блок вокруг России, который закупал бы нашу технику. Но я даже не хочу фантазировать на эту тему... Мы считаем, что 12–15% – это как раз тот рынок, который мы должны держать за собой», – отметил Погосян.

«Что касается соотношения гражданской и военной техники, могу подтвердить, что инвестиции в технические разработки сейчас идут в основном через гражданское авиастроение. Ситуация очень серьезно поменялась со времен 60–70-х годов прошлого века. И эта тенденция будет сохраняться», – резюмировал эксперт.

..............