Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
19 апреля 2011, 20:45 • Общество

«Вопрос в том, как эти деньги тратятся»

Николай Дайхес: Забывать про экономику в медицине нельзя

«Вопрос в том, как эти деньги тратятся»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Константин Кобяков

«Никто не сидит злонамеренно и не чиркает ручкой по спискам больниц с целью оставить одну больницу вместо десяти», – так прокомментировал ход реформы здравоохранения член Общественной палаты и рабочей группы Комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Николай Дайхес.

Сотрудники Министерства здравоохранения и социального развития России написали открытое письмо главе российского правительства Владимиру Путину, в котором попросили заступничества от известного хирурга Леонида Рошаля.

Местные руководители должны позаботиться о том, чтобы была возможность доставки больного и выезда к нему врача

Напомним, известный врач, выступая на Всероссийском форуме медработников 13 апреля, раскритиковал работу Минздравсоцразвития РФ. По мнению Рошаля, в Минздравсоцразвития в настоящее время нет «ни одного опытного организатора здравоохранения», ведомство не имеет концепции развития здравоохранения, а главным показателем работы больниц и медпунктов стала их рентабельность. Рошаль считает, что закрытие низкозагруженных учреждений здравоохранения делает медицину менее доступной для населения.

Кроме того, Рошаль раскритиковал рост финансирования врачей общей практики без дополнительного финансирования узких специалистов и предложил увеличить тарифы в системе обязательного медицинского страхования для того, чтобы покрыть расходы больниц. Известный хирург коснулся и больного вопроса «распила» бюджетных средств.

«Просим уберечь нашу честь и достоинство от подобных выступлений, по сути, не несущих за собой ничего конструктивного», обратились к главе правительства чиновники Минзравсоцразвития.

Николай Дайхес не спешит критиковать реформу  здравоохранения (фото: 1tv.ru)

Николай Дайхес не спешит критиковать реформу здравоохранения (фото: 1tv.ru)

Сам Леонид Рошаль отказался вступать в полемику с авторами письма премьеру, однако на пресс-конференции во вторник заявил, что прочитав в Интернете отзывы на свое выступление на медицинском форуме, понял, что «не зря живет», передает РИА «Новости».

Реформа национальной системы здравоохранения впервые встретила столь системную критику. О сути и трудностях ее проведения в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал директор ФГУ НКЦ оториноларингологии ФМБА РФ, член рабочей группы Комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Николай Дайхес.

ВЗГЛЯД: Николай Аркадьевич, в чем же заключается суть проводимой в стране реформы здравоохранения?

Николай Дайхес: Реформа здравоохранения имеет несколько основных направлений. В первую очередь, это улучшение материально-технической базы здравоохранения. Этим государство активно занимается в рамках нацпроекта «Здоровье», начиная с 2003 года. Сейчас помощь идет непосредственно в регионы – идет процесс подписания договоров между центром и регионами в рамках программы реформирования здравоохранения.

В соответствии с этой программой финансирование идет как из центра, так и из самого региона. На мой взгляд, важно то, что эта программа предусматривает не только наличие медицинского оборудования, не только наличие возможности ремонта и реконструкции объектов здравоохранения. Но там же заложены возможности для увеличения зарплаты медицинских работников.

ВЗГЛЯД: Что это за возможности?

Н.Д.: Там есть такое понятие, как стандарты и стандартизация. В них входят и возможности, и рычаги для увеличения зарплаты, которые предусматривают возможности увеличения зарплаты. Мы порой закладываем большие деньги на переоснащение медицинских учреждений и другие программы. Но забываем о зарплате врачей, которая во многих случаях сегодня не такая, как должна быть.

ВЗГЛЯД: Существует мнение, что сейчас идет некий перекос в пользу врачей общей практики в ущерб так называемым «узким специалистам». Что вы думаете по этому поводу?

Н.Д.: Я сам представитель узкой специализации. Меня, конечно, подмывает ответить, что этот перекос есть. Но для того чтобы начать больше развивать узкие направления, необходимо провести ревизию нашего медицинского хозяйства, иметь определенные статистические данные и после этого делать некие заключения.

Я знаю одно: мы должны иметь современные центры, мы этим занимаемся по конкретным узким направлениям медицины. Но провести сейчас сравнительный анализ и сказать, что врачей общей практики сейчас выпущено на тысячу больше, чем их нужно было бы по отношению к врачам узкой специальности, я не могу – это нужно делать с сухими цифрами в руках.

#{interviewsociety}ВЗГЛЯД: Реформа предусматривает сокращение количества медицинских учреждений?

Н.Д.: Мы должны выстроить и оптимизировать структуру здравоохранения так, чтобы медицинские учреждения работали эффективно, по новым технологиям, с использованием современного оборудования. Это с одной стороны. С другой стороны, мы должны очень внимательно смотреть, чтобы не навредить здравоохранению на селе.

Есть важная проблема – небольшие сельские населенные пункты. Люди привыкли, что в каждом таком селении есть фельдшерско-акушерский пункт – ФАП. Региональные руководители здравоохранения должны сделать так, чтобы, с одной стороны, этот ФАП или небольшая больничка реально работала и старалась оказывать помощь на современном уровне. А с другой стороны – постараться ее сохранить, чтобы не оставить людей без медицинской помощи.

Здесь нужно очень внимательно смотреть возможности оказания скорой и неотложной помощи на селе. Это сразу за собой тянет и наличие транспорта, инфраструктуры, дорог для того, чтобы больного даже из самого отдаленного пункта мы могли бы доставить до современного лечебного учреждения. Если мы говорим о сокращении медицинских учреждений, то сразу встает вопрос, чтобы мы смогли сохранить уровень оказания помощи людям на местах.

ВЗГЛЯД: Возможно ли это при сокращении числа медицинских учреждений?

Н.Д.: Курса на сокращение нет. Никто не сидит злонамеренно и не чиркает ручкой по спискам больниц с целью оставить одну больницу вместо десяти. Эту работу нужно провести очень грамотно. Доступность медицинской помощи – это и возможность подъезда или подлета к той или иной территории, развитие санавиации, скорой неотложной помощи. Значит, должна быть соответствующая автодорожная техника, чтобы врач мог доехать, даже если мы закрыли какую-то небольшую сельскую больницу, которая существовала больше на бумаге или в воображении руководителей.

Если на несколько сел организована одна современная больница, то местные руководители должны позаботиться о том, чтобы была возможность доставки больного и выезда к нему врача.

ВЗГЛЯД: Выступая на Всероссийском форуме медработников, Леонид Рошаль заявил, что ключевым понятием в ходе реформы здравоохранения становится понятие рентабельности. Насколько это утверждение соответствует действительности?

Н.Д.: Мы должны исходить из очень многих факторов, в том числе из экономических. Нельзя говорить, что в основе лежит рентабельность больниц. Все прекрасно понимают, в том числе и в Министерстве здравоохранения, что медицина – это не только какие-то сухие цифры. Это серьезная социальная область, которая касается всех и каждого из людей. Поэтому я не думаю, что создатели программы реформы в основе ее ставят рентабельность. Но и летать в облаках, рассуждать с точки зрения общеполитических или каких-то популистских идей здесь нельзя.

Когда мне говорят, что государство мало тратит сегодня на здравоохранение, я невольно отсылаю спикеров к 90-м годам, а порой и к советскому периоду. Я считаю, что государство сегодня здравоохранению дает достаточно. Вопрос в том, как эти деньги тратятся. Их надо четко контролировать, в том числе и со стороны общества и гражданских институтов. Сейчас огромные средства направляются в регионы, и как они там расходуются – неизвестно.

Нас, врачей, – ни меня, ни Леонида Михайловича Рошаля никто не учил экономике. Это не клиническая наука. Но говорить об экономике здравоохранения нужно. Нам в этом деле нужно слушаться специалистов – организаторов здравоохранения. А то получается как в футболе: все понимают и любого можно главным тренером сборной России назначить. Поэтому между экономикой и социальным подходом должна быть золотая середина. И про экономику в современном мире, к сожалению, забывать не приходится.

..............