Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
11 комментариев«Рано говорить о результатах»
Елена Лукьянова: Россияне продолжают наблюдать беззаконие
«Реформа начата, первая чистка проведена. Только россияне этого не видят», – заявила в интервью газете ВЗГЛЯД член Общественной палаты Елена Лукьянова, поставив под сомнение данные ВЦИОМ о том, что за два года уровень доверия граждан к правоохранительным органам вырос почти вдвое.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал в четверг результаты исследования, в ходе которого 41 500 россиян ответили на вопрос, насколько они доверяют органам внутренних дел и готовы ли их поддержать.
Общество пока не почувствовало перемен
Согласно представленным данным, уровень доверия населения к органам внутренних дел в вопросах обеспечении личной и имущественной безопасности вырос с 33% в 2009 году до 52% в 2011 году. Как заявил газете ВЗГЛЯД глава ВЦИОМ Валерий Федоров, исследования 2009 года и нынешнего года проводились по одной и той же методике.
Опубликованные ВЦИОМ данные газете ВЗГЛЯД прокомментировала адвокат, профессор кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Елена Лукьянова.
ВЗГЛЯД: Елена Анатольевна, вы согласны, что доля россиян, доверяющих правоохранительным органам, выросла с 33% до 52% за прошедшие два года?
Елена Лукьянова: В это я не верю. Это исключено. Потому что ничего пока не произошло.
ВЗГЛЯД: Как, по вашему мнению, изменилось отношение россиян к правоохранительным органам?
- В Москве пьяные полицейские сбили велосипедиста
- Глава полиции Петербурга пожаловался на нехватку денег
- Подмосковная прокуратура оценила борьбу с коррупцией
- Нургалиев поразился доходам подчиненных
- Нургалиев объявил о победе над взяточничеством в МВД
Е. Л.: Изменений нет. Если где-то и есть, то в худшую сторону.
Продолжают происходить многочисленные случаи нарушения законности. Да, конечно, если смотреть вглубь, что-то сдвигается с мертвой точки. Мы сейчас слушали прокуратуру и ФСИН о том, как снизилось применение ареста. И вот нам говорят, что в прошлом году не арестовывали 4% граждан, попавших под обвинение, а в этом – 6%. Значит, 94% арестовывают. И если на уровне оценок это минимальное движение видно, то гражданам это не видно вообще. А усталость от нарушений закона увеличивается, и поэтому отношение ухудшается.
Я вчера была на телепередаче, и аудитория сидела за моей спиной. Рассматривали вопрос о похищении людей. Публика аплодировала и смеялась, только когда выводили на чистую воду представителей правоохранительных органов. Все остальное время она молчала. На мой взгляд, это лучше показывает отношение россиян.
ВЗГЛЯД: Вы считаете, что в системе ничего не меняется?
Е. Л.: Конечно, меняется. Реформа начата, первая чистка проведена. Только россияне этого не видят. Пока работает закон малых чисел. Однажды количество перейдет в качество.
Специалисты видят какое-то движение, потому что был вообще полный штиль. Россиянам этого не видно, они продолжают наблюдать беззаконие.
ВЗГЛЯД: Чем, на ваш взгляд, обусловлены названные ВЦИОМ цифры?
Е. Л.: Подгонкой данных под заранее заданный результат. Это очень странные цифры.
Общество пока не почувствовало перемен и не могло почувствовать. Это было бы нереально, ВЦИОМ тут сильно оплошал. Он первый должен был понимать, что с малыми числами общество ничего почувствовать не может.
Два года, как принят запрет применять арест к «экономическим». Сегодня прокуратура озвучила цифры: 163 человека, проходившие по экономическим статьям, не были заключены под стражу. Из тысяч. Там все проценты уменьшились на один, на два, это очень мало.
ВЗГЛЯД: Именно в 2009 году, с которым сравнивают авторы исследования нынешний, начали уделять особенно пристальное внимание правонарушениям среди сотрудников правоохранительных органов...
Е. Л.: Тогда для народа это было удивительно, тогда люди могли и не давать таких ответов. Но за два года народ начал разбираться, что хорошо, что плохо. Но то, что отношение не улучшилось, – это факт.
ВЗГЛЯД: На что в работе правоохранительных органов больше всего жалуются россияне в Общественную палату?
Е. Л.: Беззаконие, непрофессионализм, коррупция. В этом весь корень зла и заключается.
ВЗГЛЯД: Можете предположить, когда конкретный человек, приходящий со своей проблемой в конкретное отделение милиции, почувствует, что ситуация изменилась?
Е. Л.: Темпы нынешних процессов потихоньку должны увеличиваться. Реформа идет многогранная – с точки зрения и МВД, и системы исполнения наказаний, и судебной системы. Если реформу кто-то не остановит, то этот страшный гордиев узел мы потихоньку начинаем распутывать. Быстро это быть не может. Сейчас принято решение об экзаменационной комиссии для судей, чтобы проверить их профессионализм. Реформу МВД не остановили, она будет теперь перманентной.
Рано или поздно это накопится. Невозможно с коррупцией бороться одним тычком. Это явление, которое проникает в мозги.
ВЗГЛЯД: То есть пока нельзя сказать, через год или через пять лет можно будет увидеть ощутимые результаты?
Е. Л.: Я не ведунья. Это зависит от многих факторов. Давайте добавим, что система сопротивляется. Так что это будет зависеть от уровня ее сопротивления, от последовательности мер, от политической воли руководства, от настроений граждан. Это может продолжаться еще несколько лет, и получится хороший результат, а может рухнуть в одночасье, когда граждане скажут: «Все, хватит».
Рано говорить о результатах. Кадры надо менять.