Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
4 комментарияРазмытая ответственность
Эксперты спорят о том, кто виноват в трагедии в Домодедово
Главный вопрос, на который пытаются ответить специалисты в связи с терактом в Домодедово, – кто виноват в том, что смертник с начиненной железом бомбой спокойно прошел в здание? Следственный комитет возбудил дело по факту нарушения требований безопасности в аэропорту. В основном эксперты обвиняют в произошедшем милицию.
Кто виноват
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту теракта в Домодедово еще по одной статье, уже не касающейся боевиков, – в связи с неисполнением требований обеспечения безопасности в аэропорту Домодедово. Дело пока возбуждено не против кого-то, а по факту.
Уже 20 лет Госдума не может принять закон «Об аэропортах», который бы четко определял, кто за что несет ответственность
Между тем с самого утра аэропорт Домодедово и правоохранительные структуры не могут определиться с тем, кто из них виноват. Критику в адрес менеджмента аэропорта высказал лично президент России Дмитрий Медведев. Однако в Домодедово заявляют, что не должны нести ответственность за произошедший взрыв, «так как все требования авиационной безопасности нашими службами были соблюдены».
Представитель аэропорта Елена Галанова уточнила, что службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. «При этом в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел на транспорте Домодедово. Они работают в тесном взаимодействии с нашими службами безопасности», – приводил ее слова «Интерфакс».
Источник агентства в авиационных кругах подтвердил, что за безопасность и досмотр пассажиров при входе в аэропорт отвечают линейные отделы внутренних дел (ЛУВД). В частности, существует документ «Технология досмотра в аэровокзальном комплексе международного аэропорта Домодедово», в котором приведен порядок досмотра пассажиров на входе в аэровокзал. «В этом документе эта функция отнесена к ЛУВД», – пояснил источник.
Полномочия по досмотру граждан в аэропортах лежат на Министерстве внутренних дел, в свою очередь, сообщил во вторник заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. Функции предполетного досмотра, послеполетного досмотра на входах в здания аэровокзального комплекса лежат на МВД, отметил он. По его словам, соответствующее распоряжение было утверждено Министерством транспорта и МВД в августе 2004 года после двух террористических актов с самолетами Ту-154 и Ту-134.
Это сфера деятельности милиции – совершенно четко прописано во всех нормативных актах. Аэропорт предоставляет технические средства, а сотрудники МВД определяют, кого и как досматривать, подчеркнул чиновник. Он добавил, что сотрудники авиационной безопасности не имеют права досмотра пассажиров. «Предполетный досмотр, а также досмотр лиц входит в обязанность сотрудников МВД», – сказал он. Владимир Черток добавил, что произошедшее в Домодедово – «это новый вид угрозы, в авиации такого не было, под эту угрозу нужно подстраивать новую систему безопасности». Он напомнил, что до 2004 года, когда был совершен теракт с самолетами Ту-154 и Ту-134, авиационной безопасностью занимались сотрудники аэропортов.
В свою очередь заместитель министра транспорта Андрей Недосеков отметил, что милиция на основании собственной информации принимает решение об усилении досмотра. Кроме того, у Домодедово есть инструкция по взаимодействию с сотрудниками МВД. Чиновник не видит необходимости введения тотального досмотра пассажиров в связи с тем, что это может привести к увеличению расходов на специальное оборудование, на содержание персонала МВД и персонала аэропортов, что, в свою очередь, может привести к росту цен на авиабилеты.
А депутат Госдумы от «Единой России» Александр Хинштейн считает лично ответственным за то, что в Домодедово произошел теракт, главу МВД. Он предлагает подать в отставку начальникам ЛОВД «Домодедово», УВДТ в Центральном округе и транспортного управления МВД. «Убежден, что начальник линейного отделения внутренних дел Домодедово, начальник УВДТ по Центральному федеральному округу Алексеев, начальник транспортного управления МВД Шаробаров, если считают себя офицерами, должны написать рапорты об увольнении. Тем не менее их увольнение не снимает ответственности с руководства МВД и лично министра», – цитирует Хинштейна «Интерфакс».
Как заметил парламентарий, президент прав, когда требует от руководства МВД привлечь виновных к ответственности, поскольку именно на транспортной милиции лежит вина в случившемся. Депутат заявил, что в 2004 году после взрывов двух пассажирских лайнеров, вылетевших из Домодедово, по настоянию МВД подразделения авиационной безопасности, подчиненные Минтрансу, были исключены из процесса обеспечения безопасности на входе в аэропорты. Эти полномочия передали транспортной милиции. «На это были выделены бюджетные деньги и 4 тысяч человек личного состава, однако, как мы убедились, не в коня корм», – заметил депутат. Кроме того, по его мнению, получено еще одно доказательство того, что нельзя было упразднять линейный принцип работы транспортной милиции.
Отметим, что по поводу виноватых высказываются и другие мнения. Так, в интервью газете ВЗГЛЯД бывший начальник российского бюро Интерпола, генерал-майор милиции в отставке, криминолог Владимир Овчинский заявил: «Считаю, что по факту случившегося в отношении владельцев Домодедово нужно возбудить уголовное дело по преступной халатности, повлекшей тяжкие последствия – смерть людей. Нужно расследовать деятельность ответственных лиц и привлечь к уголовной ответственности руководителей коммерческих структур, службы безопасности, руководителей транспортных структур».
- Медведев намерен разобраться с безопасностью в Домодедово
- Взрыв в Домодедово: Ночь боли и скорби
- Ведущие мировые СМИ уделили огромное внимание теракту в Домодедово
- Лидеры западных держав выражают соболезнования России в связи с терактом в Домодедово
- Названы две версии взрыва в аэропорту Домодедово
Проблема безопасности аэропортов обсуждается теперь и в Общественной палате. Комиссия по контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы проведет в четверг заседание в связи с терактом в аэропорту Домодедово. «Мы проведем экстренное заседание, потому что действительно надо разбираться и под общественным контролем, кто и как отвечает за систему безопасности в аэропортах. А то сейчас уже все начали снимать с себя ответственность, стараясь переложить ее на другого», – заявил во вторник «Интерфаксу» глава комиссии Анатолий Кучерена. Он также сообщил, что на заседание Комиссии приглашены представители руководства МВД, Министерства транспорта, Национального антитеррористического комитета, аэропорта Домодедово, других ведомств и организаций.
Главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров в интервью газете ВЗГЛЯД заверил, что, скорее всего, в произошедшем виновата милиция. «Часть 2 ст. 85 Воздушного кодекса РФ гласит: «Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с законом РФ «О милиции» пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел, – напоминает главред Авиа.ру. – Однако ведомственные распоряжения и постановления регламентируют конкретику в том ключе, что в «чистой зоне» после досмотра и пропуска пассажиров на борт самолета ответственность несет персонал аэропорта, в «грязной зоне», до прохождения предполетного контроля, – это зона ответственности милиции».
«Проблема заключается в том, что уже 20 лет Госдума не может никак принять закон «Об аэропортах», который бы четко и однозначно определял, кто и за что несет ответственность и кто что должен делать в чрезвычайных ситуациях, вроде теракта или предновогоднего коллапса в том же Домодедово. За что отвечает служба безопасности аэропорта, за что милиция, за что МЧС, за что региональные власти, на территории которых находится аэропорт», – подчеркивает эксперт.
Эксперт отметил, что несмотря на массу нормативных документов, сейчас зоны ответственности между силовыми ведомствами и службами безопасности аэропортов все-таки не достаточно четко разграничены: «Следствие, надеюсь, установит, каким образом бомба оказалась в аэропорту и какая брешь в системе безопасности соответственно стала причиной трагедии, однако в любом случае, на мой взгляд, ответственность за произошедший теракт должна быть солидарной».
Эксперт подчеркнул, что не стал бы сбрасывать со счетов версию о том, что бомба попала в зону прилета не со встречающим человеком, а с прибывшим пассажиром: «В Домодедово достаточно мест массового скопления людей, в которых можно произвести теракт, пройдя в аэропорт с улицы, а для того чтобы пройти от входа в зону прилета, нужно проделать очень длинный путь». Эта версия также довольно активно обсуждается блогерами, однако пользователи «Живого журнала» утверждают, что войти в зону международного прилета, где произошел взрыв, в январе можно было прямо со стоянки, а не через центральный вход: «Чтобы пройти в зону прилета международных рейсов в Домодедово, не нужно проходить никаких мест скопления людей, там прямо со стоянки вход. Был там в начале января. На стоянке не работал ни один фонарь, а на асфальте была жижа из снега и воды сантиметров 5–10 глубиной. Стоянка, кстати, платная. Чтобы попасть со стоянки в здание, нужно войти в одну дверь и либо подняться на один этаж на лифте, либо по лестнице. И все – ты в зале прилета, никакого контроля на входе – ни рамок, ни ментов не было вообще», – пишет, в частности, блогер ili_ne_ya.
Ситуация после теракта
#{image=480513}В аэропорту Внуково предприняты меры в соответствии с планом действий при угрозах теракта. Всем службам, ответственным за обеспечение безопасности на территории аэровокзального комплекса, предписано максимально усилить контроль. «При входе в терминалы аэровокзального комплекса с помощью технических средств – металлоискателей и интероскопов – проводится полный досмотр всех без исключения пассажиров, их багажа и ручной клади (личных вещей). Усилен пропускной режим и контроль по всему периметру аэровокзального комплекса, на привокзальной территории, а также на строящихся объектах. Досмотр проводится на вылетающих и прилетающих во Внуково воздушных судах», – рассказала газете ВЗГЛЯД начальник пресс-центра аэропорта Внуково Елена Крылова.
Уже 20 лет Госдума не может принять закон «Об аэропортах», который бы четко определял, кто за что несет ответственность
Вместе с тем во вторник появились сообщения, что в аэропорту Внуково включили рамки металлоискателей лишь после взрыва в Домодедово. «В обычные дни эти рамки, через которые проходят при входе в здание аэропорта Внуково, выключены, не работают. Но после теракта в Домодедово было принято решение задействовать их», – заявил РИА «Новости» источник в службе безопасности аэропорта . По его словам, такие рамки могут определить наличие взрывчатки у проходящего сквозь них, тем более если устройство начинено металлическими предметами. В пресс-службе Внуково прокомментировать слова источника затруднились, отметив лишь, что ранее «проводился лишь выборочный контроль входящих в здание аэровокзала пассажиров, однако теперь меры безопасности усилены».
Отметим, что меры безопасности во Внуково и других аэропортах усилены в соответствии с распоряжениями Ространснадзора, предписавшего (цитата с сайта ведомства):
1. Усилить контроль за допуском и нахождением на контролируемой территории аэропортов лиц сторонних организаций и транспортных средств с разовыми и временными пропусками;
2. Обеспечить 100% досмотр пассажиров, посетителей и их ручной клади, багажа при входах в аэровокзальные комплексы аэропортов;
3. Все меры по усилению транспортной безопасности осуществлять в тесном взаимодействии с территориальными органами ФСБ России, МВД России и подразделениями ведомственной охраны Минтранса России;
4. Обо всех случаях угрозы совершения актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса незамедлительно докладывать в дежурно-диспетчерскую службу Ространснадзора по установленным каналам связи.
О выполнении распоряжения авиационного ведомства рассказала газете ВЗГЛЯД и пресс-секретарь аэропорта Пулково Ольга Антипова. «Усиленное патрулирование – это первое, что было предпринято. И второе – в аэропорту был введен 100% досмотр на входах в терминалы. Если в обычном режиме на входе в Пулково осуществлялся выборочный досмотр, как, в общем, и везде, в том числе и в столичных аэропортах, то для усиленного режима характерны введение обязательного досмотра на входе, который производят сотрудники службы досмотра аэропорта, и повышенная бдительность со стороны сотрудников правоохранительных органов – это делается усилиями УВД на транспорте», – рассказала она.
От лица администрации Пулково Ольга Антипова попросила всех пассажиров прибывать в аэропорт пораньше. Не за два часа, как прежде, а за 2,5–3 часа, чтобы быть уверенными, что не опоздаешь. Ведь теперь людям понадобится дополнительное время для прохождения 100% досмотра. «Больше усиление мер безопасности на наших пассажирах никак не скажется. В плане комфорта для них никаких изменений нет», – отметила Ольга Антипова.
По словам пресс-секретаря аэропорта, авиасообщение между Москвой и Петербургом в связи с событиями в Домодедово не нарушалось. В расписании изменений не было. «Мы готовы были стать запасным аэродромом для московского авиаузла, но рейсы, следовавшие в Москву, у нас посадку не запрашивали. Следовательно, московский авиационный узел справился самостоятельно».
В международном аэропорту Шереметьево, который подстраховывал Домодедово и как раз принял несколько домодедовских рейсов, которые не смогли там приземлиться из-за произошедшего теракта, введены особые мероприятия по усилению контроля обеспечения безопасности. Служба авиационной безопасности аэропорта совместно с правоохранительными органами и службами безопасности авиакомпаний работают в усиленном режиме с целью обеспечения максимальных мер безопасности в аэропорту.
«В аэропорту осуществляется 100% досмотр всех лиц, входящих в терминалы (пассажиров, встречающих, провожающих, сотрудников и гостей аэропорта). Багаж, личные вещи и ручная кладь пассажиров и остальных лиц также подвергаются 100% досмотру с использованием интроскопов, стационарных и ручных металлодетекторов. В терминалах работают кинологические службы, ведется видеонаблюдение. Усилены меры безопасности по охране воздушных судов, аэродромного комплекса и привокзальных площадей», – сообщил газете ВЗГЛЯД начальник пресс-службы аэропорта Роман Генис.
На всех контрольно-пропускных пунктах усилены меры контроля транспортных средств сотрудников аэропорта и сторонних организаций для проезда и прохода на территорию аэропорта Шереметьево. «С целью повышения бдительности и профилактики актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта создан оперативный штаб, который возглавил гендиректор Михаил Василенко, проинструктирован весь задействованный персонал. В аэропорту по громкой связи транслируются объявления для пассажиров, информирующие об усиленных мерах, объявляются телефоны для обращения в случае обнаружения подозрительных предметов», – добавили в Шереметьево.
Из всех остальных крупнейших аэропортов страны о предпринимаемых мерах безопасности отчитался лишь новосибирский аэропорт Толмачево: «Службой авиационной безопасности аэропорта Толмачево совместно со службами МВД, ФСБ, таможенной и пограничной службами осмотрены все здания и сооружения аэропортового комплекса, транспортные средства, привокзальная площадь, прилегающие территории. Также в досмотре пассажиров и аэровокзального комплекса задействованы специально обученные собаки кинологической службы аэропорта. Никаких нарушений не выявлено. Все службы аэропорта Новосибирск (Толмачево) переведены на усиленный режим работы».
Необходимо отметить, что система досмотра в аэропорту Толмачево уже не первый год организована таким образом, что тщательный контроль всех пассажиров и гостей аэропорта, багажа и ручной клади ведется в пассажирских терминалах международных и внутренних авиалиний еще при входе. «Организован выборочный послеполетный досмотр багажа и пассажиров международных рейсов. Усилен контроль за обстановкой в аэровокзальном комплексе. Ведется патрулирование», – добавляет сайт новосибирской воздушной гавани.