Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
30 сентября 2010, 12:16 • Общество

Вытащили из ящика

Возобновлено расследование дел об убийствах журналистов

Вытащили из ящика
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Ярослав Козулин

Расследование пяти ранее прекращенных дел о преступлениях в отношении журналистов возобновил СКП РФ. Руководитель ведомства решил довести до конца дела убитого редактора свердловской газеты «Новый Рефт», главредов газеты «Тольяттинское обозрение», репортера тульской газеты «Молодой коммунар» и журналистки таганрогской газеты «Наше время».

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ заявил о возобновлении производства по возбужденным задолго до образования комитета делам по фактам убийств трех журналистов и гибели еще двух.

Кто-то из заказчиков и убийц уже умер, кого-то убрали, кто-то уехал, так что найти виновных в убийствах крайне сложно

Возобновлены дела, связанные с убийством редактора выпускающейся в Свердловской области газеты «Новый Рефт» Эдуарда Маркевича, главредов газеты «Тольяттинское обозрение» Валерия Иванова и Алексея Сидорова, дела о гибели репортера тульской газеты «Молодой коммунар» Вагифа Кочеткова и журналистки таганрогской газеты «Наше время» Натальи Скрыль, сообщил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь СКП РФ Владимир Маркин.

По его словам, Главным следственным управлением и Главным управлением процессуального контроля Следственного комитета по поручению главы СКП РФ Александра Бастрыкина были проанализированы материалы уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении журналистов, следствие по которым ранее было приостановлено либо прекращено.

В итоге было возобновлено следствие по ряду уголовных дел, связанных с гибелью пятерых журналистов. Такое решение было принято после встречи с представителями Комитета по защите журналистов, которые и сообщили следствию новую информацию об этих преступлениях.

Маркин уточнил, что Маркевич был застрелен во дворе своего дома в поселке Рефтинский города Асбеста Свердловской области в 2001 году, а Иванов и Сидоров убиты в городе Тольятти в 2002-м и 2003 годах соответственно.

От тяжких телесных повреждений скончались в 2002 году журналистка Скрыль, в 2005 году Кочетков.

«Руководство Следственного комитета отчетливо понимает роль средств массовой информации как важнейшего элемента в построении демократического общества, а также то, что, выполняя свой профессиональный долг, журналисты нередко подвергаются угрозам. Поэтому, несмотря на давность событий по указанным уголовным делам, руководство Следственного комитета приняло решение сделать все возможное для установления истинной причины гибели журналистов и привлечь к уголовной ответственности лиц, причастных к совершению этих преступлений, что обеспечит в итоге принцип неотвратимости наказания», подчеркнул пресс-секретарь СКП.

Напомним, Эдуард Маркевич являлся главным редактором газеты «Новый Рефт», выпускающейся в поселке Рефтинский. По мнению друзей и близких журналиста, его статьи были достаточно острыми, выражающими независимую точку зрения автора. Они весьма серьезно задевали интересы влиятельных людей в Рефтинском. Его убили на глазах у многочисленных свидетелей выстрелом из обреза. Убийцу найти так и не удалось.

Валерий Иванов, главный редактор газеты «Тольяттинское обозрение», был убит выстрелом в голову в подъезде своего дома. Он занимался материалами об организованной преступности, наркоторговле и местной коррупции в Тольятти. Такая же участь ждала его преемника Алексея Сидорова. Он продолжил дело погибшего коллеги, за что поплатился жизнью.

Вагиф Кочетков, являвшийся журналистом газеты «Молодой коммунар», занимался журналистскими расследованиями. Но его дело, в отличие от остальных, следователи первоначально не связали с профессиональной деятельностью. Мужчину избил прохожий, отобрал деньги, телефон и скрылся. Кстати, подозреваемый нашелся. Его судили, но вину доказать не удалось, и он был выпущен на свободу. Стоит отметить, что подозреваемый был неоднократно судим, последний раз проходил по статье «Разбой», а с «зоны» вернулся за несколько дней до произошедшего.

Журналистка Наталья Скрыль была убита, по представлению следствия, «в связи с профессиональной деятельностью». Женщину забили до смерти, ее труп был полностью обезображен. Насколько удалось выяснить оперативникам, Скрыль готовила материал о ситуации на одном из крупных предприятий области, за контроль над которым боролись ряд частных компаний. Из редакции изъяли рабочие блокноты, кассеты из диктофона и компьютерные диски, с которыми в последнее время работала Наталья Скрыль. Тем не менее убийц найти не удалось.

Пресс-секретарь Союза журналистов России, журналист Петр Полоницкий рассказал газете ВЗГЛЯД, что не видит перспективы в расследованиях уголовных дел, хотя считает возобновление расследования правильным.

«Я прекрасно помню дела об убийстве этих журналистов. Я работал в то время в Фонде защиты гласности. Вчера у нас гостили люди из международной ассоциации Комитета защиты журналистов, в частности присутствовал Щекочихин. Они встречались с Бастрыкиным и его командой – теми следователями, которые дела и возобновили. Они пообещали плотно заняться расследованием уголовных дел», рассказал Полотницкий.

«Я лично отслеживал переписку Дома журналистов с Генеральной прокуратурой, ее переписку с Союзом журналистов России. Следователи писали, что в делах есть сдвиги, есть подозреваемые, что людей почти арестовали. Но потом все это тихо-тихо уходило. Возобновление дел может быть очередным всплеском, который закончится ничем, а может быть строительство некоего следственного комитета. Безусловно, то, что дела подняли, – это позитив, хотя как резвый пессимист я не жду громких арестов. Кто-то из заказчиков и убийц уже умер, кого-то убрали, кто-то уехал. Так что найти виновных крайне сложно», добавил журналист.

«Если взять статистику, то расследование убийств обычных граждан, не имеющих отношения к журналистике, приводится к раскрытию дела в 80% случаев, с журналистами с точностью наоборот. 20% да и то с большой натяжкой».

Отметим, что по данным неправительственной организации Press Emblem Campaign, в прошлом году в мире погиб 121 работник прессы. Эта цифра стала самой большой за то время, что расположенная в Женеве PEC ведет подобные подсчеты, сообщает ИТАР-ТАСС.

..............