Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияРаздельный космос
Космический корабль "Орион" полетит к астероиду
Остановленное строительство космического корабля «Орион» в рамках программы NASA «Созвездие» будет завершено, заявили в среду его разработчики. У челнока появится новая миссия – доставка астронавтов к астероиду. Между тем глава Роскосмоса заявляет о необходимости сообща работать над проектами не разовыми, а комплексной противоастероидной защитой.
Общая проблема
Не думаю, что развитые страны всерьез верят, что Россия способна создать что-то такое, что они сами не смогли бы создать
Американское космическое агентство NASA запланировало на 2013 год тестовый полет корабля «Орион», который начинал разрабатываться в рамках закрытой позднее по решению руководства США программы «Созвездие».
Компания Lockheed Martin, ведущая разработки, обещает представить корабль в 2012 году, а в сентябре этого года специалисты уже приступили к созданию полноразмерных тестовых прототипов для испытаний, сообщает сайт Space.com.
Напомним, американский проект «Созвездие», предусматривавший создание корабля «Орион», был приостановлен в 2009 году. «Орион» должен был стать заменой шаттлов, которые в 2010 году завершают полеты. Однако согласно новым планам, озвученным Бараком Обамой, США в ближайшие годы сконцентрируются на разработке нового – атомного – типа двигателя, который понадобится при освоении дальнего космоса.
Проект «Орион», заявили в администрации, все же будет осуществлен, однако его функции сведутся к миссии спасательного челнока для эвакуации космонавтов с борта МКС в случае чрезвычайной ситуации. Что касается доставки астронавтов на МКС, то до 2013 года США намерены пользоваться услугами российских кораблей «Союз», а после этого «отдадут» нишу доставки грузов и людей на околоземную орбиту частным компаниям.
Однако в Lockheed Martin разрабатывается план еще одной миссии «Ориона» – его отправка с двумя астронавтами на борту к астероиду, что практически воспроизводит сюжет известного американского фантастического боевика «Армагеддон».
Отметим, что во вторник глава Роскосмоса посетовал, что космические агентства других стран не очень активно обсуждают проблему противоастероидной защиты.
Он подчеркнул, что только Роскосмос выступает с инициативой по реализации проекта подобной защиты на международном уровне. «Этот проект достаточно дорогой с точки зрения финансов. При этом астероиды угрожают всему человечеству, поэтому проект должен исполняться на международном уровне», – заявил он на 61-м Международном астронавтическом конгрессе в Праге. Глава Роскосмоса сообщил, что «уже проводились переговоры по этому вопросу с Европейским космическим агентством и Евросоюзом». «Дальше разговоров дело не пошло», – пожаловался Анатолий Перминов.
- Известный ученый призвал человечество спастись в космосе
- К МКС приближается опасный "космический мусор"
- Железнодорожный состав с ракетой "Протон" попал в аварию
- Владимир Кузнецов: Просто так на Солнце не полетишь
- В России началась работа над "солнечным" спутником
По его словам, возможно, отсутствие денег или воли является причиной того, что на международном уровне инициатива по созданию глобальной противоастероидной защиты не находит отклика.
Глава Роскосмоса также отметил, что как только стало очевидно, что угроза падения астероида Апофис оказалась не столь велика, руководители ведущих космических агентств мира перестали уделять этой проблеме должное внимание. «Дело в том, что конкретно астероид Апофис не очень опасен. Но на нем можно отработать систему, создание соответствующих космических аппаратов», – добавил глава Роскосмоса.
По его словам, Роскосмос и Российская академия наук уже создали совместную рабочую группу, которая занимается проработкой вопроса защиты от астероидной опасности. На уровне этой группы рассматривается ряд систем защиты от астероидов. «Здесь есть несколько вариантов. Первый – запуск космического аппарата непосредственно на астероид. Осуществляется посадка космического аппарата и затем за счет включения его двигателей отклонение траектории движения астероида от первоначальной», – объяснил руководитель Роскосмоса и перечислил еще несколько возможных вариантов: запуск космического аппарата к астероиду без посадки; изменение траектории астероида путем установления на его поверхности малых технических систем, использующих энергию Солнца; разрушение астероида при помощи существующих видов оружия.
Последний вариант, по словам Перминова, «не космический, но его можно применить в случае непредвиденной ситуации». Наиболее вероятными подходами в реализации противоастероидной защиты, по мнению Перминова, являются посадка космического аппарата на астероид или запуск аппарата к астероиду с тем, чтобы отклонить траекторию небесного тела. «В любом случае, мы считаем целесообразным исполнение одного из этих вариантов не одной страной, а многими», – заключил глава Роскосмоса.
«Безусловно, нужно создавать систему противоастероидной защиты. Давайте посмотрим на Луну – она покрыта кратерами, – привел пример газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского, доктор наук американского университета Гопкинса Юрий Караш. – Земле в свое время доставалось не меньше. Конечно, Луна играет роль естественного щита, все-таки часть небесных обломков падает на нее, иначе все падало бы на Землю. А во-вторых, Солнечная система по мере взросления как бы подчищает внутри себя астероиды. Общеизвестно, что астероиды – это как бы строительный мусор, оставшийся от создания Солнечной системы. Со временем они падают на планеты, их оттягивают такие гиганты, как Юпитер и Сатурн. То космическое пространство, в плоскости которого движется Земля, со временем постепенно освобождается от астероидов. Самую большую опасность могут представлять так называемые заблудшие астероиды или кометы, которые врываются неизвестно откуда и неожиданно появляются, как говорят, из-за угла. То есть мы увидим его, когда до вероятного столкновения с Землей останется лишь несколько дней. Тут, конечно, нужно будет действовать быстро, оперативно и точно».
«Вообще, Российское космическое агентство очень много говорит о международном сотрудничестве, – подчеркнул эксперт. – Но одно дело, когда сотрудничество предлагается сильными, а другое – слабыми. Наши предложения о международном сотрудничестве исходят от нашей слабости. А когда слабый подходит к сильному и говорит «давай, я буду с тобой сотрудничать», сильному не очень интересно принимать это предложение, или он примет его за такую цену, заплатив которую, слабый только ноги с голода не протянет.
Не думаю, что развитые страны всерьез верят, что Россия способна создать что-то такое, что они сами не смогли бы создать. А если так, то зачем отдавать рабочие места в Россию, когда они могут этими же работами загрузить своих специалистов? Если бы Россия создала какой-нибудь ключевой элемент противоастероидной защиты, и не просто на ватманах и пульманах, а уже в металле, и продемонстрировала эффективность этого элемента, тогда другие страны, может быть, сказали бы: «Да, очень интересно, давайте возьмем Россию в консорциум по созданию противоастероидной защиты». А Россия может создать только призывы: «Давайте будем работать, давайте будем сотрудничать». К этим призывам они относятся к соответствующим всем хорошо известным призывам кота Леопольда, не более того», – заключил специалист.
Сверхтяжелая перспектива
На конгрессе Анатолий Перминов сделал еще одно заявление, проанонсировав новые тяжелые и сверхтяжелые классы средств выведения грузов на орбиту.
«Мы начали рассматривать создание перспективных средств выведения тяжелого и сверхтяжелого класса. Здесь два направления: создание носителей на существующей технологической основе и разработка прорывных технологий перспективных средств выведения для дальнего космоса», – сказал руководитель российского космического агентства.
По его словам, в России начаты «опытно-конструкторские работы по созданию ядерной энергоустановки мегаваттного класса». «Установка может быть использована для межпланетных пилотируемых полетов, полетов к дальним планетам или в качестве межорбитального буксира», – заявил глава Роскосмоса, отметив при этом, что агентство «использует космическую деятельность как локомотив инновационного развития».
«Лучше бы господин Перминов предложил какой-то конкретный проект, допустим, полета к Марсу, чтобы было ясно, для чего создается эта энергетическая ядерная установка, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД Юрий Караш. – А нам говорят «давайте создадим двигательную установку, потом, может быть, она где-то для чего-то пригодится». Так дело не сработает. Помните программу «Аполлон»? Кеннеди в 1961 году сказал, что до конца десятилетия Америка доставит человека на Луну и благополучно вернет его на Землю. Когда он это сказал, весь опыт пилотируемой космонавтики Соединенных Штатов измерялся только суборбитальным полетом Алана Шепарда, то есть, по большому счету, они еще по орбите летать не умели.
Через восемь лет Армстронг ступил на поверхность Луны. Так вот под этот шаг были созданы ракеты-носители «Сатурн-5», был создан космический корабль «Аполлон», был создан лунный модуль. Все дело в том, что была четко поставлена цель и четко определен срок, в течение которого она должна быть достигнута».
«А если ставить вопрос так: «ну давайте сейчас создадим ядерную установку, а вообще неизвестно, куда мы летим, и летим ли мы куда-нибудь» – мне кажется, в современных российских условиях это просто создать очередную черную дыру, куда можно будет беспрепятственно кидать бюджетные деньги, не неся при этом никакой ответственности за их расход. Придет, допустим, представитель Счетной палаты, ему покажут какую-нибудь хитрую конструкцию, сваренную из водопроводных труб, и скажут, что это ядерная силовая установка. А как проверить? Ему скажут: «Подождите, придет время, люди полетят на Марс, на Юпитер, за пределы Солнечной системы, вот тогда вы увидите, как она работает». А если такого не намечено, то все разговоры, что для него что-то создается, – это, в лучшем случае, только разговоры», – отметил он.