Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
0 комментариевМорской бой
Вместо "Мистраля" Россия может купить другой корабль
Вопреки многочисленным политическим сигналам выяснилось, что Франции еще рано считать состоявшейся сделку по продаже России вертолетоносца Mistral. Представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Рябов заявил, что в сентябре будет объявлен соответствующий тендер Минобороны, а его победителями могут стать не только французы.
По данным ОСК, условия тендера будут объявлены до конца сентября. При Министерстве промышленности и торговли (Минпромторг) уже создана комиссия по подготовке тендера.
#{smallinfographicleft=396103}Под общим термином «вертолетоносец» на самом деле скрываются корабли сразу нескольких типов, в том числе противолодочные крейсеры и противолодочные авианосцы, основным вооружением которых являются винтокрылые машины. Сейчас таких кораблей практически не осталось, и под вертолетоносцем теперь понимают десантный корабль, на котором вертолеты выполняют роль основного высадочного средства амфибийных сил, или универсальный десантный корабль-док (УДКД), кроме вертолетов, оснащенный иными высадочными средствами, такими как десантные катера и малые десантные корабли. Как правило, эти корабли оснащены вместительными госпиталями и помещениями для работы командного состава. Именно такие боевые единицы интересуют российских военных.
#{weapon}Основная задача таких кораблей – высадка батальона морской пехоты вместе с техникой и тяжелым вооружением (БТР, БМП, танки), вторично – оказание авиационной поддержки амфибийным силам, для чего в состав авиационной группировки вводятся ударные вертолеты и/или штурмовики с вертикальным (укороченным) взлетом и посадкой, например типа Harrier GR.7 или перспективные F-35B. Впрочем, летательные аппараты с неподвижным крылом – это скорее принадлежность более тяжелых кораблей, тем не менее временное базирование самолетов на кораблях рассматриваемого класса не исключается.
Безусловно, альтернатива кораблям класса Mistral есть. Во-первых, это испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос»). При близких с «Мистралем» размерах и водоизмещении (230 метров против 199 метров и 72 тыс. тонн против 21,3 тыс. тонн соответственно) испанский корабль имеет заметно большую вместимость: 1200 солдат против 650, имеет усиленную полетную палубу и оборудован носовым трамплином типа Sky-jump (как российский авианосец «Адмирал Кузнецов»), что позволяет применять с него истребители AV-8B+ Matador (вариант «Харриера» для испанского флота). Последнее свойство для наших условий избыточно – самолетов такого класса в России больше нет и в ближайшее время не предвидится, а базирование 3–4 МиГ-29К потребует радикальной переделки проекта. Впрочем, взлетать с палубы МиГи вполне смогли бы – при условии посадки на береговой аэродром. Впрочем, отсутствие самолетов не помешало Австралийскому королевскому флоту заказать два корабля этого проекта за 2,5 млрд долларов, которые предполагается использовать при необходимости и как «чистые» авианосцы.
Испанский УДКД класса Juan Carlos («Хуан Карлос») (фото: wikipedia.org) |
По сведениям испанских СМИ, в 2009 году Россия обращалась к производителю корабля – компании Navantia – с просьбой о предоставлении технической документации на корабль, однако о каких-либо конкретных переговорах на предмет его приобретения неизвестно. Недостатком этого корабля конкретно для России является сложная комбинированная силовая установка, состоящая из газовых турбин и дизелей экономического хода, питающих через генератор два электрических азипода. Самое противное в том, что турбины созданы с использованием американских технологий, что исключает их поставку нашей стране. Переделка же проекта будет стоить немалых денег.
Другая альтернатива – дальневосточная, южнокорейские УДК типа Dokdo. При аналогичных с «Мистралем» размерах эти корабли несколько легче, чуть менее вместительны в плане десантируемой техники (примерно на 10 единиц против французского аналога) и несут на один вертолет меньше: 15 против 16 (впрочем, за единицу измерения принят американский UH-60 Black Hawk, довольно громоздкая машина). Однако и стоит такой корабль дешевле, и спроектирован по военным нормам живучести, в отличие от француза, который вообще называют «кораблем мирного времени». Кроме того, его силовая установка – дизели французской компании S.E.M.T. Pielstick.
Южнокорейский УДК типа Dokdo (фото: wikipedia.org) |
Именно этот проект, южнокорейский корабль Dokdo за 650 млн евро, особенно нравится ОСК. Лицензию на его производство ОСК хочет приобрести у концерна Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME), с которым корпорация уже подписала соглашение о создании СП с судостроительным заводом «Звезда» на Дальнем Востоке. ОСК обещает построить его за 30 месяцев и 500–700 млн долларов.
Эти альтернативы наверняка рассматривались при принятии решения о закупке кораблей, однако понятно, что последнее слово в этом деле принадлежит политикам, а не военным. И, похоже, окончательное решение уже принято. Так, в конце июля президент Саркози не удержался и обрадовал французских судостроителей. В ходе посещения верфи Сент-Назер он сообщил, что Франция построит для России два вертолетоносца. После этого огорчить «друга Сарко» было бы просто невозможно.
Тем не менее Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) обратилась в ФАС. Судостроителей интересовало, почему Минобороны проигнорировало российские верфи. «Отечественные судостроительные предприятия имеют большой опыт проектирования и строительства крупных десантных кораблей, сопоставимых по характеристикам с французским УДКД «Мистраль» и его аналогами», – говорилось в заявлении ОСК. Судостроители усмотрели в российско-французской сделке признаки нарушения законов «О государственном оборонном заказе», «О размещении заказов для госнужд» и «О защите конкуренции».
Собственно, смысл обращения в том, что согласно указанным законам конкурс является обязательной процедурой при госзакупках. И тендер, как положено по закону, будет проведен. Однако условия его будут составлены так, что шансы на победу кого-то из конкурентов окажутся равными нулю – их попросту спишут с документации «Мистраля».
Впрочем, подобный конкурс – вполне легитимный способ давления на партнеров с целью выбить себе те или иные преференции: снижение цены, передачу технологий или что-то еще. Так или иначе, приходится повторить избитую фразу: при всем богатстве выбора другой альтернативы нет.