Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариев«Собираются и ловят»
Ярослав Щербинин: Штрафа в 50 тысяч для таксиста достаточно
Департамент транспорта и связи Москвы предлагает увеличить штрафы за отсутствие лицензии у таксистов до 1 млн рублей. Кроме того, городские власти намереваются создать Единую службу заказа такси и единую тарифную сетку. О том, что изменят инициативы столичных чиновников и какими мерами следует наводить порядок, газете ВЗГЛЯД рассказал председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Ярослав Щербинин.
– Ярослав Иванович, способно ли, на ваш взгляд, повышение штрафов за нелегальный извоз изменить ситуацию в Москве?
Если бы штраф оставался тот же, но они что-то делали, тогда ситуация бы изменилась
– Если бы штраф оставался тот же, но они что-то делали, тогда ситуация бы изменилась. Сегодняшнего штрафа в 50 тыс. рублей было бы достаточно. Это очень много для водителя, который зарабатывает в лучшем случае 50 тыс. Просто никаких действий не проводится. Если бы власти начали каждодневные проверки людей, которые занимаются незаконным извозом, был бы какой-то результат. А оштрафуют они одного человека на миллион рублей – что, это поможет справиться с ситуацией?
– Что же тогда необходимо предпринять?
– Есть много разных групп: легальные таксисты, полулегальные таксисты, люди, которые кого-то подвозят по дороге с работы, иммигранты. Соответственно, этим должны заниматься разные службы: где-то экономическая милиция, где-то налоговая инспекция, где-то миграционная служба. Надо скоординировать их работу, выделить с каждой хотя бы по одному человеку, и нелегальный извозчик в случае поимки сразу шел к одному из них, и дальше уже с ним бы разбирались, что он нарушил: или он нелегально работает, или нелегальным бизнесом занимается, или налоги не платит.
То есть собираются представители нескольких служб и ловят. Кого-то сразу штрафуют, за то, что они вообще нелегально работают. Кого-то за то, что они ездят на неисправных автомобилях и подвергают опасности жизни пассажиров. Кого-то за то, что чек не пробил. А кого-то просто предупреждают и заносят в список. Если это все будет освещаться прессой, то нелегальный извоз искоренится.
– Кто и как, собственно, должен ловить нелегальных таксистов? Сотрудники ДПС будет останавливать машину и проверять, не везет ли водитель пассажиров за деньги?
- В небо путь один
- Нелегальный, международный
- Битва за «понаехавших»
- Москва приняла закон о такси
- Такси в Петербурге подешевеет
– ГИБДД вообще этого не должна касаться, ее функция – дорожное движение. Этим опять же должны заниматься милиция, налоговая инспекция и миграционная служба. Они делают контрольную закупку: один или два человека садятся к таксисту, подъезжают в какое-то место, где их ждут сотрудники всех указанных служб, и при получении денег фиксируется факт незаконной работы.
Сложность в том, что это надо сделать не один раз. При нынешних законах нужно сделать, чтобы человек попался хотя бы дважды. Чтобы привлечь нелегального таксиста к ответственности, нужно доказать, что он регулярно получает доход от этой деятельности. Если его поймали один раз, он может сказать, что он делает это впервые. Может быть, так оно и есть – вы, например, решили на бензин заработать. Но вас уже занесли в черный список и при повторной проверке вас уже оштрафуют на 50 тыс. Это будет тормозящим фактором, вы уже подумаете в следующий раз, ловить или не ловить.
– Но многих, наверное, и черный список не остановит...
– В Москве работают, по разным подсчетам, до 20 тыс. нелегальных таксистов. Если каждый день в течение месяца десять человек будут заниматься тем, что будут создавать списки нелегальных таксистов, то рано или поздно попадутся несколько человек, которых можно показательно оштрафовать, и тогда другие задумаются. Но если вообще никто этим не занимается, то он никогда и не попадется.
Это нужно делать на постоянной основе, а не провести сегодня акцию и забыть про это. Проверяющие каждый день ходят по магазинам, ищут, кто чеки не пробивает и т. д. Соответственно, люди стараются делать все правильно.
– А если проверяющий, предположим, девушка, села в машину к человеку, который решил подвезти пассажира бескорыстно, ему грозят санкции?
– Если вы бесплатно кого-то подвезли, это дружеская услуга. Наказание должно происходить, когда человек взял деньги.
– В России распространена практика, когда люди, которые просят своих друзей или знакомых их куда-то отвезти, дают денег «на бензин». В этом случае может ли водитель быть привлечен к ответственности?
– Теоретически может, если ваш друг окажется вашим недругом и решит написать на вас заявление. Если вы его каждый день будете его подвозить, а он будет давать на бензин, то это подпадает под статью. Разовая поездка не подпадает, это дружеская услуга.
По мнению Ярослава Щербинина, сначала надо помочь таксистам легализоваться, а затем наказывать за нарушения |
– Многие отмечают, что за границей на поднятие руки обычные автомобили – не такси – практически не останавливаются...
Посторонний человек не останавливается, чтобы подвезти вас и заработать на этом деньги, – он понимает, что этим отнимает хлеб у того, кто этим профессионально занимается, и это наказуемо во всех странах. Если уж вас решили подвезти, то вас подвозят бесплатно. Если водитель подвез просто потому, что ему человек понравился, скучно ехать, и он не взял за это деньги, конечно, это не должно наказываться.
То же и с автостопом. Люди перемещаются по стране, из одной страны в другую, их подвозят бесплатно, это нормально, это взаимоотношения людей. Но если в городе, где легко можно найти транспорт, они останавливают машину и просят их подвезти, это называется оказанием услуги, соответственно, это уже работа такси.
– Департамент транспорта и связи Москвы подготовил поправки в закон «О транспорте», которые предполагают создание в столице Единой службы заказа такси. Предусматривается и введение единой тарифной сетки. Насколько реален, на ваш взгляд, этот замысел?
– Сейчас тарифы везде разные. Отсутствие счетчиков в машине сводит идею единой тарифной сетки на нет. Пока трудно сказать, как это все будет реализовываться.
Начинать надо с работы с конкретными водителями: как человек знает Москву, какой у него автомобиль, как он знает русский язык. Если он все правильно делает, ему дают опломбированный счетчик, знак московского городского такси, и он может работать в службе заказов.
Хотелось бы, чтобы эти меры заработали. Мы несколько раз выходили с предложениями властям, чтобы хотя бы выслушали мнение таксистов. Высказываются мнения специалистов по транспорту, депутатов, владельцев больших автопарков, а мнение водителей никто не учитывает. А у них часто есть здравые предложения, которые учитывают интересы и водителей, и пассажиров, и города.
– Помимо работы контролирующих органов, взимания штрафов, какие меры, по вашему мнению, следует предпринять, чтобы навести порядок в этой сфере?
– В первую очередь надо помочь людям легализоваться – мне кажется, это основное направление работы для решения проблемы. Те, кто занимается извозом, как правило, стараются честно заработать деньги, но либо не знают, как правильно сделать это легально, либо им не дают возможности. Сначала надо помочь людям сделать все так, как нужно сделать, а уже потом наказывать тех, кто это делать не захочет.
Возле конечных станций метро стоят люди, которые развозят людей по подмосковным городам, по 100 рублей с человека. Почему бы не помочь им легализоваться и зафиксировать, что там стоит десять машин? Во-первых, в случае каких-то неприятностей известно, с кого спрашивать. Во-вторых, пассажиры будут знать, по каким ценам они ездят. Можно поставить знак около той же стоянки и написать, что, допустим, до Химок стоит 100 рублей с человека, он уже знает, что больше с него не попросят.
Если человек хочет заниматься извозом, он должен предпринять определенные шаги: зарегистрировать ИП, подготовить машину к техосмотру, сдать экзамены по знанию Москвы и по русскому языку. Эти шаги достаточно реально сделать, если человек знает, что их надо сделать, он их сделает и станет легальным извозчиком. И тогда, если он что-то нарушает, его нужно штрафовать. А сейчас ситуация получается такая, что людей хотят отпугнуть. Представьте, что есть дворники нелегальные, которых нанимают с улицы. Если их просто уберут, то улицы просто запачкаются. С такси то же самое: сначала хотят их убрать, люди останутся вообще без транспорта, а затем что-то свое будут навязывать, выпускать какие-нибудь автомобили или лоббировать интересы крупных компаний. Мне кажется, это в корне неправильный подход. Сначала нужно помочь людям делать правильно, а затем наказывать.