Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

18 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

20 комментариев
16 апреля 2010, 17:18 • Общество

«Точно будет похолодание»

Олег Анисимов: После извержения будет похолодание

«Точно будет похолодание»
@ Reuters

Tекст: Денис Нижегородцев

Сообщения о вулканическом облаке и кислотных дождях, которыми оно может пролиться на территорию РФ, напугали россиян, несмотря на заверения МЧС в безопасности природного явления. Заведующий отделом исследований изменений климата Гидрологического института Олег Анисимов считает, что дождь серого цвета – это не самое интересное. В интервью газете ВЗГЛЯД он рассказал, что исландский вулкан поможет ученым понять, можно ли управлять глобальным потеплением.

− Олег Александрович, сейчас над нами проходит облако вулканической пыли. Вас это не пугает?
− Вы знаете, по-моему, жителей больших российских городов уже давно не удивляют такие атмосферные осадки… А если серьезно, давайте оставим новость про дождь серого цвета для бульварных изданий и поговорим немножко о другом. Копнем поглубже. Дело в том, что извержение исландского вулкана можно рассматривать не только как бедствие, но и как мощный природный эксперимент. И он может помочь нам ответить на вопрос, как надо и как не надо бороться с глобальным потеплением климата. Политики любят об этом говорить. И, может быть, не все они знают, что для ответа на этот вопрос нужно посмотреть на то, как глобальный климат отреагирует на происходящее сейчас в Исландии.

 Олег Анисимов полагает, что не надо бояться вулкана, надо его изучать (фото: hydrology.ru)
Олег Анисимов полагает, что не надо бояться вулкана, надо его изучать (фото: hydrology.ru)

− Что вы имеете в виду?
− Дело в том, что после крупных извержений вулканов наблюдается понижение температуры. Так было при извержении вулкана Эль-Чичон в Мексике в 1882 году, Кракатау в Индонезии в 1883-м и − уже в наше время − в июне 1991 при крупном извержении вулкана Пинатубо на Филиппинах. Происходит это потому, что они забрасывают в атмосферу вулканическую пыль. И в слое атмосферы выше 9−10 километров пыль, если она там окажется, будет жить достаточно долго, многие недели и месяцы, возможно, и годы в зависимости от размера частиц. Эти частицы имеют свойство экранизировать, то есть закрывать Землю от Солнца. Поэтому каждый раз после очередного крупного извержения вулкана частицы пыли закрывали поверхность нашей планеты от солнечных лучей и температура понижалась.

− И как это наблюдение можно использовать для борьбы с глобальным потеплением?
− Существует много разных идей о том, как можно с ним бороться. В частности, есть такое направление в науке − гео-инжиниринг, или, по-русски, управление климатом. В России эту идею продвигает крупный ученый, академик РАН, возглавляющий институт Глобального климата и экологии Юрий Антониевич Израэль. Он и руководимая им группа специалистов считают, что бороться с глобальным потеплением можно, распыляя в воздухе специальные аэрозоли. Они, как и частички пепла из вулканов, способны отражать солнечные лучи.

− Власти Москвы тоже любят распылять над городом специальные аэрозоли в дни массовых гуляний…
− Совершенно верно. Но применяемые, как вы заметили, в Москве методы управляют погодой, главным образом, облачностью, а не климатом. Их суть в том, чтобы забросить в облака на подходе к защищаемой территории специальные вещества, которые стимулируют выпадение осадков. В результате облака буквально растворяются. Правда, при этом на окружающей территории выпадают сильные дожди, но это уже другой вопрос. Сейчас это довольно популярный метод воздействия на погоду, хоть и достаточно дорогой. Проблема с управлением климатом, я имею в виду не действия московских властей, а гораздо шире, – то направление, в котором сейчас движется человечество, − в том, что последствия таких искусственных воздействий плохо изучены. В частности, есть опасность чрезмерного охлаждения нашей планеты. Есть и более серьезные, но не столь наглядные проблемы. Короче говоря, вмешательство человека в природу трудно просчитать, и нужно быть очень осторожным, чтобы в погоне за желаемым не нарушить сложившийся баланс множества взаимосвязанных процессов в климатической системе…

Вот вы знаете, например, такое понятие, как «ядерная зима»? Это то, что может наступить на Земле, если произойдет ядерная война. Тогда из-за взрывов образуется много пыли, и эта пыль, точно так же, как и пыль от вулканов, но в гораздо большем объеме, будет закрывать Землю от солнечных лучей. Земля будет экранирована. В худшем случае, наша планета просто-напросто не выйдет из зимы, навсегда покроется коркой льда.

− Перспектива пугающая, но хочется надеяться, что невероятная. Большинство людей не задумывается о таких страшных вещах, а вот серый дождь после извержения вулкана – это то, что можно увидеть и потрогать…
− Понять людей можно. Но мне как ученому извержение исландского вулкана интересно не тем, какого цвета будут лужи на улице, а как глобальный природный эксперимент. Который покажет, что будет, если мы будем пытаться управлять погодой и климатом так, как ряд ученых планируют это делать.

А этот вулкан должен помочь ученым определить, как выброс пепла влияет на глобальную температуру. То, что произойдет некое похолодание, – это точно. На сколько градусов, долей градуса – этого я не могу сказать. Но законы природы говорят о том, что похолодание будет. Может быть, температура уменьшится только локально, только в тех местах, над которыми прошло основное облако – в Норвегии, Финляндии, может быть, шире.

− Но ученые будут замерять температуру?
− У нас есть глобальная сеть наблюдений за климатом. Но торопиться с выводами, думаю, не стоит. Цыплят по осени считают. Надо подождать, а потом посмотреть, что будет происходить с температурой в тех районах. Для каждого места есть понятие нормы, норма есть и для каждого времени года, месяца. Нужно сравнить полученные данные с нормой мая, июня, июля и т.д. и потом уже делать какие-то предварительные выводы.

По всем законам физики, похолодание должно наступить. А если этого не случится… Это будет не менее вызывающий факт, чем извержение вулкана. Он будет означать, что существующие законы физики не действуют, что существующие научные концепции никуда не годятся.

..............