Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияПриоткрытые решетки
В России появятся арестантские дома
Глава Федеральной службы исполнения наказаний анонсировал изменения, которые ждут российскую пенитенциарную систему в рамках реформы. Наименее тяжкие преступления из уголовной компетенции перейдут в административную, и для административных арестантов появятся особые арестантские дома. Все больше осужденных будут привлекать к принудительным работам, для этого в системе ФСИН также появится новый класс учреждений. Кроме того, в России могут возникнуть частные тюрьмы.
В ближайшее время некоторые из нетяжких правонарушений, сегодня квалифицируемые как преступления, перейдут в разряд административных правонарушений. Об этом, в ряду других новинок в пенитенциарной системе, сообщил в среду на пресс-конференции глава Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александр Реймер.
Все эти шаги направлены на гуманизацию исполнительной системы
«Предполагается, что часть преступлений будет переведена в категорию административных правонарушений. Одновременно предлагается увеличить сроки административных арестов до двух месяцев», − заявил чиновник.
К таким правонарушениям могут относиться те из нынешних преступлений, что относятся к неопасным для общества, «легким». Например, преступления водителей, некоторые иные неосторожные преступления, отдельные виды экономических.
Для размещения этой категории арестантов ФСИН организует сеть специальных арестантских домов, отметил Реймер. Учреждения будут созданы на базе существующих исправительных, но контакт административных арестантов с уголовными «сидельцами» будет исключен, заверил глава ФСИН. Отметим, что управлять сетью арестантских домов, по некоторым сведениям, будет не ФСИН, а МВД.
Вскоре на «вооружение» ФСИН поступят браслеты отечественной конструкции (фото: ИТАР-ТАСС) |
Развиваются и другие виды наказаний, связанных не с лишением, а с «ограничением» свободы. Например, речь идет о принудительных работах. Гуманизация исполнительной системы приводит к тому, что количество приговоров к общественным принудительным работам будет значительно увеличено. Такие приговоры, по словам Реймера, начнут выноситься за нетяжкие и средней тяжести преступления. Осужденные на принудительные работы будут проживать в особом учреждении, похожем на общежитие, откуда и ходить на работы – например, по благоустройству городов.
ФСИН предполагает создать сеть учреждений и такого класса. Уже готова концепция и название − исполнительные центры, сообщил Александр Реймер. Они будут похожи на учреждения советского времени – спецкомендатуры, где также содержались осужденные к принудительным работам. Напомним, эта мера наказания существовала в УК РСФСР и была отменена в 1993 году.
- «За бутылкой водки страшно послать»
- «Заключенные будут жить с нами»
- «Страну не нужно превращать в парашу»
- «Изоляция − это громадная травма»
- Россия без лагерей
«Все эти шаги направлены на гуманизацию исполнительной системы, и поэтому я как правовед и глава профильной комиссии Общественной палаты не могу с ними не согласиться, − прокомментировал газете ВЗГЛЯД инициативы ФСИН адвокат Анатолий Кучерена. – Дело в том, что человек, отбывший срок в местах лишения свободы по уголовному преступлению, неизбежно становится маргиналом после выхода на волю. Он не может устроиться на приличную работу, он имеет некоторые другие поражения в правах, а ему часто нужно кормить семью. Судимость – это страшное клеймо, поэтому совершенно правильно взят курс на декриминализацию некоторых правонарушений, прежде всего не опасных для общества».
Как пояснил эксперт, передача некоторых составов преступлений под административную юрисдикцию была бы настоящим спасением для многих людей, совершивших неосторожные преступления. «Я занимался как-то делом одного врача, из-за медицинской ошибки угодившего в тюрьму на три года, − вспоминает Кучерена. – В 60 лет у человека оказались полностью сломаны жизнь и карьера, притом что он совершенно не злонамеренный преступник».
Еще одним этапом гуманизации исполнительной системы станет праздничная амнистия к 65-летию Победы. Сейчас в правительстве рассматривают несколько проектов такой амнистии. Например, проект, предложенный Общественной палатой, предполагает освобождение из тюрем ветеранов войны и труда, а также женщин – матерей маленьких детей и некоторых других категорий заключенных. Всего амнистии подвергнутся около 300 тысяч человек, 45 тысяч из них выйдут на свободу.
Развивается также новый для России вид наказания – ограничение свободы в виде домашнего ареста. Он также применяется против преступников по неосторожности, и его внедрение призвано оградить осужденных от инфильтрации в «блатной» мир. Для отслеживания перемещений таких осужденных предусмотрены особые браслеты-навигаторы.
Вскоре на «вооружение» ФСИН поступят браслеты отечественной конструкции. Вместо GPS они, возможно, будут оснащены навигаторами ГЛОНАСС, сообщил Александр Реймер. На первый взгляд, стоимость электронных средств контроля российского производства дешевле, чем израильского», − сказал Реймер в среду журналистам.
Такие браслеты уже испытывались в некоторых регионах России, например в Воронежской области, и показали себя вполне эффективными, рассказал Анатолий Кучерена. «Он отметил также, что российские производители ориентируются на систему ГЛОНАСС, а западные − на GPS. Осталось лишь законодательно разрешить ФСИН использовать такие браслеты – сегодня пребывание осужденных по месту прописки контролируется по старинке, визитами участкового», − отметил он.
Что касается еще одной инициативы ФСИН – возможного появления в России частных тюрем, которые одновременно являлись бы коммерческими предприятиями, то ее воплощение в ближайшее время под большим вопросом. «Заставить заключенных работать для извлечения прибыли коммерческой организации – это эксплуатация принудительного труда, что противоречит действующему законодательству», − отметил Анатолий Кучерена. Впрочем, в любом случае тенденция к оптимизации расходов на пенитенциарную систему в России прослеживается не менее четко, чем курс на ее гуманизацию.