Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

12 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

15 комментариев
8 февраля 2010, 18:38 • Общество

«Не просто консультант, а третейский судья»

Евгений Бунимович: Школе нужен третейский судья

«Не просто консультант, а третейский судья»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Антон Размахнин

Во всех школах Москвы должны появиться уполномоченные по правам участников образовательного процесса. Об этом на заседании Детского общественного совета, созданного при Содружестве детских общественных объединений, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. В интервью газете ВЗГЛЯД он рассказал о том, зачем столичному образованию такая система и каким он видит ее будущее.

− Почему именно сейчас остро встал вопрос об омбудсменах в школах? Осложнилась обстановка, стало больше конфликтов?
− Честно говоря, ничего особенного в этом смысле не изменилось. Обстановка в школах всегда была напряженная: то и дело случаются конфликты между учителями и учениками, в среде самих учеников, между группами, между родителями и учителями. Просто раньше у нас вообще не ставились вопросы о правах ребенка, о правах человека в школе. Да и уполномоченного по правам ребенка раньше не было. Это не значит, что права были защищены – просто вопрос так не ставился…

Евгений Бунимович полагает, что вводить уполномоченных в приказном порядке – худший способ (фото: ИТАР-ТАСС)
Евгений Бунимович полагает, что вводить уполномоченных в приказном порядке – худший способ (фото: ИТАР-ТАСС)

А сегодня, если мы пытаемся двигаться в сторону нормальных цивилизованных отношений XXI века, совершенно естественно посмотреть на школьные дела еще и с этой стороны. Нынешний путь решения школьных проблем административный: жалобы директору, в надзорные органы и т.д. Мне он кажется, во-первых, не единственно возможным, а во-вторых – не всегда эффективным. Ситуации бывают сложные, не всегда надо доводить дело до оргвыводов и разбирательства директора. Часто речь идет о недопонимании, и нужен всего лишь хороший совет, разбор ситуации. Порой достаточно просто обратить внимание коллеги-учителя или, наоборот, поговорить с учениками с позиции некоего морального авторитета.

− То есть дело в том, что решать проблемы нужно именно в правовом поле?
− Конечно, не только и не столько в нем. Речь, скорее, идет о понятии справедливости: когда я говорю о правах ребенка, имею в виду гораздо более широкий вопрос, чем просто юридическое право. Ведь и сама Конвенция о правах ребенка – куда больше, чем просто юридический документ.

− Планируется ли какая-то интеграция института школьных омбудсменов с институтом школьных психологов?
− В какой-то степени это действительно пересекающиеся специальности. Но я не вижу в этом особых проблем, потому что чем больше грамотных людей будет заниматься решением конфликтов, тем лучше. А в каких-то школах омбудсмен и психолог вполне может быть одним и тем же человеком. Это будет некий дополнительный статус – не просто профессиональный консультант, а скорее этакий третейский судья. Тут проблема еще и в том, что кое-где психологи – симпатичные девочки 22−25 лет, и они не воспринимаются в роли третейского судьи. Они, скорее, стали бы консультантами таких судей. В целом, школа должна выбирать достойную кандидатуру – это может быть учитель, школьный психолог или кто-то еще.

−Уполномоченный должен не зависеть от школьной системы и, прежде всего, от директора?
− Я не думаю, что единственный вопрос – это директор. С ним-то дети как раз не слишком пересекаются. Но, конечно, нельзя забывать о том, что коллектив учителей может не захотеть «выносить сор из избы». Я согласен, этот вопрос надо проработать.

− Эксперимент по внедрению поста школьных омбудсменов уже прошел в Южном округе столицы. Что он показал?
− Он показал, что когда омбудсменами становятся правильные люди, то все делается как надо. Тогда это эффективно. Ведь если сейчас выйдет приказ Департамента образования, чтобы с понедельника везде были уполномоченные – это будет наихудший вариант. Цель моего выступления в том, чтобы это появлялось там, где это возможно. Сегодня это было только в ЮАО – и это, конечно, неправильно, надо, чтобы было во всех округах. Там, где есть, прежде всего, какие-то потуги на общественное самоуправление, где люди могут сами разбираться. А где нет – думаю, это со временем появится.

Ведь если в школе произойдет какой-то конфликт, директора спросят – а есть ли у вас уполномоченный? И тогда директору трудно будет ответить, что он не нужен.

Понимаете, я не хотел бы, чтобы это было в приказном порядке. Но должен быть некоторый импульс. И это, мне кажется, не совсем задача департамента, скорее моя. Должен возникнуть другой взгляд на эти вопросы. И подготовка людей должна осуществляться Московским институтом повышения квалификации работников образования (МИПКРО). А вот как готовить – это вопрос отдельный.

− Есть еще вопрос: из каких фондов его содержать?
− Это не должен быть освобожденный человек, который только сидит и ждет конфликта. Это должен быть особый статус, должность для одного из учителей. Что касается финансирования, то пока это никак не финансировалось. Но сейчас Дмитрий Медведев заявил о том, что надо реформировать систему оплаты труда в школе. И речь не только о повышении оплаты за традиционное «количество часов». Вот в новой системе вполне может найтись место для финансирования и такой деятельности.

..............