Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
28 декабря 2010, 19:18 • Общество

«Должны кормить. Этого не происходит»

Изо Арахамия: Вина не аэропорта, а перевозчика

«Должны кормить. Этого не происходит»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Роман Крецул

«Виновных, возможно, привлекут к административной ответственности. Если будут какие-то жалобы туристов, возможно и возмещение морального вреда», – объяснила газете ВЗГЛЯД, чем могут завершиться массовые проблемы с вылетами для авиаперевозчиков, руководитель правового управления Ростуризма Изо Арахамия.

Президент России Дмитрий Медведев во вторник поручил генпрокурору Юрию Чайке проверить работу московского авиаузла и связанных с ним компаний.

Аэропорты приняли решение в первоочередном порядке отправлять большие самолеты, чтобы разгрузиться, потом полетят менее емкие самолеты

Приехавшие в аэропорты представители транспортной прокуратуры сразу предупредили, что особое внимание будут уделять соблюдению прав пассажиров в связи с массовыми задержками рейсов.

Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Евгений Поспелов напомнил, что, согласно законам, «авиакомпании обязаны бесплатно предоставить пассажирам следующие услуги: комнату матери и ребенка для пассажиров с детьми в возрасте до семи лет, два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании рейса более двух часов и т.д.», передает «Интерфакс».

Более подробную справочную информацию позднее на своем сайте разместило Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Газета ВЗГЛЯД обратилась к руководителю правового управления ведомства Изо Арахамии с просьбой прокомментировать пункты обязательств туроператоров, перевозчиков и аэропортов по отношению к путешественникам и пояснить, как туристы должны вести себя в этой ситуации.

ВЗГЛЯД: Изо Вениевна, как сейчас складывается ситуация в столичных аэропортах?

Изо Арахамия: По последним данным, во вторник аэропорт Домодедово отправил 133 борта, в том числе 69 международных. Приняты 133 рейса, в том числе 81 международный. В настоящее время ожидают вылета шесть рейсов с 26 декабря, и 18 рейсов ожидают вылета с 27 декабря. По другим аэропортам у меня данных нет, но самая сложная ситуация сейчас как раз в Домодедово...

Там должны кормить пассажиров, предоставлять им ночлег, но звонки от туристов свидетельствуют о том, что этого не происходит. В агентство поступают жалобы о том, что путешественникам не оказывают помощь, не предоставляют ночлега и пропитания.

Изо Арахамия полагает, что в экстренных случаях за спокойствие и безопасность путешественников должен отвечать туроператор (Фото: из личного архива Изо Арахамия)

Изо Арахамия полагает, что в экстренных случаях за спокойствие и безопасность путешественников должен отвечать туроператор (Фото: из личного архива Изо Арахамии)

ВЗГЛЯД: Ваше ведомство уже подключилось к проверке прокуратуры, проводимой по этим фактам?

И.А.: У нас нет полномочий проверять. Мы будем участвовать в мониторинге ситуации, но не в проверках. Но если будет необходимость включить в комиссию представителей Ростуризма, мы, конечно, это сделаем.

Сейчас заместитель руководителя агентства вошел в оперативный штаб, созданный в связи с ситуацией, и находится непосредственно на месте.

ВЗГЛЯД: И администрация аэропортов докладывает ему ситуацию?

И.А.: Руководители Ростуризма находятся в постоянном контакте с руководителями аэропортов. Но те рекомендуют всем туристам обращаться за детальной информацией по вылетам к своим туроператорам и конкретной информации нам не дают. Единственное, что я знаю: аэропорты приняли решение в первоочередном порядке отправлять большие самолеты, чтобы разгрузить аэропорт, потом полетят менее емкие самолеты.

ВЗГЛЯД: Уточните, пожалуйста, что по законодательству положено пассажиру, рейс которого задерживается?

И.А.: При задержках рейса пассажирам с детьми должны предоставлять комнату матери и ребенка. При задержке долее двух часов предоставляются: два бесплатных телефонных звонка или возможность отправить два электронных сообщения, напитки. При задержке более четырех часов предоставляется горячее питание, и далее еда через каждые шесть часов. Если рейс откладывается более чем на восемь часов в дневное время или более чем на шесть часов в ночное, пассажирам должны предоставлять гостиницу.

Кроме того, должно быть организовано хранение багажа пассажиров. Все это, разумеется, бесплатно.

ВЗГЛЯД: Ответственность за соблюдение этих правил несет аэропорт? В адрес именно администраций аэропортов сейчас звучит большая часть претензий...

И.А.: Нет, задержка, отмена рейса, в том числе и по неблагоприятным метеорологическим условиям или техническим причинам, – это вина не аэропорта, а перевозчика. В данном случае перевозчик обязан организовать пассажирам услуги, перечисленные выше. Если он собирается избежать этих трат, то сам должен доказать, что причиной проблем с рейсом стал форс-мажор, за который они не могут отвечать.

ВЗГЛЯД: Если турист, рейс которого задержали на столь большой срок, хочет отстаивать свои интересы в суде, против кого он будет подавать иск?

И.А.: Клиенты могут подавать в суд на туроператоров. А туроператоры, которые находятся в договорных отношениях с авиаперевозчиками, будут решать вопрос уже с ними. Можно судиться непосредственно с авиакомпанией, осуществляющей регулярные перевозки: у клиента есть на руках билет, который является своего рода договором между туристом и перевозчиком. Но в аэропортах, кажется, скопились в основном чартерные рейсы. У регулярных и проблем меньше, поскольку самолеты большие – и срок ожидания меньше.

ВЗГЛЯД: У многих туристов «сгорает» бронь в отелях, рушатся планы. Что им следует делать в этой ситуации?

И.А.: Турист должен принять решение: либо он отказывается от дальнейшей поездки и расторгает договор с заявлением о расторжении договора и возврате суммы, либо едет, но, потеряв в связи с задержкой день или два, имеет право требовать потом возврата денег за те дни, в которые он не воспользовался отдыхом.

ВЗГЛЯД: И к кому турист должен обращаться с претензиями?

И.А.: Туроператор сформировал продукт, поэтому претензии предъявляются ему. В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности» за качество оказания услуг при реализации туристского продукта ответственность возлагается, прежде всего, на туроператора.

ВЗГЛЯД: Если турист хочет вернуть деньги, какие шаги ему нужно предпринять?

И.А.: Пассажир берет справку у перевозчика о том, что вылет отложен на неопределенный срок, и обращается с этой справкой к туроператору. Если туроператор отказывает, тогда в судебном порядке идет расторжение договора с требованием вернуть деньги.

ВЗГЛЯД: Существуют ли обстоятельства, при которых фирмы не несут ответственность за туристов?

И.А.: Ответственность не наступает, если возникает форс-мажор. Но в данном случае я не могу однозначно сказать, что речь идет о форс-мажоре. Это должны признать компетентные органы.

ВЗГЛЯД: Если эти органы придут к выводу, что форс-мажора не было, что это повлечет?

И.А.: Виновные лица, возможно, будут привлечены к административной ответственности, если будут какие-то судебные постановления, то возможен штраф. Если будут какие-то жалобы туристов, возможно и возмещение морального вреда.

ВЗГЛЯД: Что, со своей стороны, планирует делать ваше агентство в сложившейся ситуации?

И.А.: Мы сейчас оперативно информируем туристов, как и во всех подобных случаях – это наша первоочередная задача. В последний раз подобное у нас было в октябре – были массовые задержки на египетском направлении. Мы сообщали туристам об их правах и обязанностях – что они должны делать, чтобы снизить тяжесть последствий.

ВЗГЛЯД: То есть вы несете ответственность за информирование туристов?

И.А.: Нет, информирование должен в первую очередь обеспечивать все-таки тот же  туроператор: допустим, когда ему становится известно, на сколько назначен вылет и состоится ли он вообще, поскольку они работают с авиакомпаниями, они должны своевременно сообщить туристам, чтобы у тех была возможность либо отказаться от вылета, либо приехать позже, а не сидеть и не ждать сутками на вокзале. Аэропорт обзванивать каждого туриста, конечно, не будет. Они информируют только через табло, свои громкоговорители, то есть тех, кто уже находится в здании.

..............